Разработка интеллектуального мероприятия Эрудит
Тема: «Эрудит».
Тип занятия: интеллектуальная игра
Цели:
1. Образовательная – способствовать более глубокому усвоению знаний, мотивировать учащихся на работу с дополнительной литературой; расширить интерес учащихся к истории, русскому языку, литературе, проверить уровень знаний учащихся;
2. Развивающая – развивать мыслительную и речевую активность учащихся; отработать умение взаимодействовать в команде;3. Воспитательная – воспитывать интерес к истории своей Родины, к литературным произведениям.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, презентация с конкурсными заданиями, карточки, конверты с заданиями, призы.
Ход занятия
Вступительное слово. Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать на нашей творческой, интеллектуальной игре «Эрудит».
Мы надеемся, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
Занятие состоит из трех блоков.
1. Литература
1.Сведения по теории и истории литературы.
Каждой команде (их 2) задаются по 10 вопросов. Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы для 1 команды:
1.Укажите термин, которым называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк, например, в стихотворении А.А. Фета «Еще весны душистой нега…»:
Еще весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Ответ: рифма
2. К какому жанру лирики относятся стихотворения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…»?
Ответ: послание
3. По утверждению критиков, действие драмы А.Н. Островского «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4-м действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета? (Назовите термин).
Ответ: кульминация
4.Как называется в литературоведении разновидность описания, позволяющая Ф.И. Тютчеву воссоздать поэтическую картину зимы:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит?
Ответ: пейзаж
5. Назовите тип устного развернутого высказывания, характерного для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулагина о «жестоких нравах» города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза».
Ответ: монолог
6. Какой прием используется в приведенном ниже фрагменте из стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…»?
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Ответ: анафора
7.Какой поэт начинал свой творческий путь, утверждая, что Пушкин «непонятнее иероглифов», а позже посвятил ему стихотворение «Юбилейное»?
Ответ: Маяковский В.В.
8. Кто из поэтов начала XX века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»?
Ответ: В.В. Маяковский
9. Укажите название произведения А.А. Ахматовой, в котором она говорит о том, каким видит свой памятник: это должен быть памятник не столько поэту, сколько матери и в ее лице – народному страданию:
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег.
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Ответ: Реквием
10.Укажите название элегии В.А. Жуковского, созданной в 1822 году, в которой поэт-романтик воспел природную стихию:
Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Ответ: море
Вопросы для 2 команды:
1. Укажите поэта, автора следующих стихотворных строк:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Ответ: Лермонтов
2. Укажите название пьесы А.Н. Островского, о которой А.И. Герцен заметил: «В этой драме автор… бросил внезапно луч света в неведомую дотоле душу русской женщины, этой молчальницы, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».
Ответ: Гроза
3. Укажите поэта XX века, которому принадлежат следующие строки:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Ответ: В.В. Маяковский
4. Кто является автором стихотворения «Умом Россию не понять…»?
Ответ: Тютчев
5. Тексту поэмы А. Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из более позднего ахматовского стихотворения:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Ответ: эпиграф
6. Какое средство художественной изобразительности автор «Слова о полку Игореве» использует, говоря о мощи русских князей: Ингварь и Всеволод – князья волынские – могут «перегородить полю ворота своими острыми стрелами», Всеволод Суздальский может «Дон шлемами вычерпать»?
Ответ: гипербола
7. Ниже приведены строки из стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Назовите художественный прием, использованный поэтом.
Ответ: повтор
8. Ниже приведены строки из стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»:
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Назовите художественный прием, использованный поэтом.
Ответ: метафора
9. Ниже приведен фрагмент стихотворения В.А. Жуковского «Море».
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь, смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Укажите прием, который позволяет воспринимать море живым существом.
Ответ: олицетворение
10. Напишите термин, которым обозначают краткие изречения («Человек – вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит…гордо!»), характерные для речи Сатина в драме М. Горького «На дне».
Ответ: афоризм
2. Соотнести картину с названием
2. История
Конкурс 1 «Темная лошадка».
В этом конкурсе вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки - факты из его биографии. Если вы отгадаете это имя после первой подсказки, то команда получает 3 балла, после второй - 2 балла, после третьей - 1 балл. Капитан команды, догадавшейся, о ком идет речь, поднимает руку.
1-я «тёмная лошадка». Ответ: Иван Калита.
1.Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
2.Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
3.Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».
2-я «тёмная лошадка». Ответ: Владимир Мономах.
1.Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери - дочери византийского императора.
2.Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам - половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах.
3.С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
3-я «тёмная лошадка». Ответ: Александр II.
1.Он был сыном Николая I, А воспитателем императора «с младых ногтей» стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.А. Жуковский.
2.Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 г. крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.
3.В 1877 г. царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бессарабия, Южная Украина и ряд других земель.
4-я «тёмная лошадка». Ответ: Иван Грозный.
1.Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.
2.Он присоединяет к России Казанское ханство, а позже - Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на Восток, а также на овладение Балтийским морем.
3.Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
5-я «тёмная лошадка». Ответ: Екатерина II.
1.Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
2.Вскоре после замужества с императором она свергла его и сама заняла русский престол.
3.Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова.
6-я «тёмная лошадка». Ответ: Петр I.
1.На своей личной печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.
2.Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
3.При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена новая столица России - Санкт-Петербург.
Конкурс 2 «Названия монет»
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом. «Монета» - латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки - кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны. Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились. В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны - это шкурки куницы, которые очень высоко ценились. Ногаты - это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного. Резаны - это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки. Однако денежная система на Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.А сейчас приступим к следующему конкурсу. Приготовьте карточки с названиями старинных монет. По моей команде вы должны поднять карточку с названием монеты, о которой идет речь.
Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын.)
Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник.).
Как называлась полкопейки? (Грош.)
Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка.)
Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна.)
Как называлась 15-копеечная монета? (Пятиалтынный.)
Что такое «семишник»? (2 копейки.)
Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина.)
4 полушки? (Копейка.)
Конкурс 3
Дмитрии.
1. Эта битва дала прозвище Дмитрию Донскому. (Куликовская)
2. Этот Дмитрий не раз спасал Москву во время Смуты, за что в ней и увековечен. (Пожарский)
Василии.
1. Такое жестокое наказание ожидало князя Василия Юрьевича в 1440 году. (ослепление)
2. Столько князей Василиев стояло во главе Московского княжества. (три)
Первые.
1. Именно такое прозвище носил Иван 1. (Калита)
2. По этой причине распалось первое ополчение. (отсутствие единства)
Исторические заблуждения.
1. В старину «бить баклуши» не безделье, а участие в изготовлении этого нужного в быту предмета. (ложки)
2. Поговорка «первый блин комом» имела особый смысл, так как 1 блин несли тому, кого называли комом. Кому? (медведь)
Язычество.
1. Потехи, гулянья, катания на санях, взятие снежного городка - всё это составляющие празднования…(масленица)
2. По мнению язычников из загробного царства в этот мир приходили именно эти злые духи. (упыри)
Напасти.
1. Эта напасть середины 14 века уничтожила почти всю княжескую семью. (чума)
2. Именно эти напасти подорвали доверие народа к Борису Годунову. (погодные, природные)
Конкурс 4 «Быстрота и натиск»
Каждый участник команды отвечает на вопрос. Если отвечает правильно, дается один жетон или звездочка. Если нет ответа, любой другой участник может ответить на вопрос, и уже ему дается жетон. В этом конкурсе побеждает та команда, которая набирает большее количество жетонов.
Вопросы для 1-ой команды:
1. Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол).
2. В каком году произошло крещение Руси и при каком князе? (Около 988г., князь Владимир).
3. Место, где происходило “Ледовое побоище”? (Чудское озеро).
4. Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709г. Полтавская битва).5. Столица древнерусского государства, «матерь русских городов». (Киев).
6. Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
7. Первый российский император. (Петр I).
8. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный – белый – синий).
9. Царь, проводивший политику опричнины. (Иван Грозный).
10. Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав).
Вопросы для II команды:
1.Кто является первым русским царем? (Иван IV).
2.Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
3. Какой из величайших музеев мира является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий? (Эрмитаж.)
4.За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 году на реке Неве).
5.Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
6.В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 году, 16 мая, с построения Петропавловской крепости).
7.Что такое ярлык? (Ярлык – право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана).
8.При каком царе начался созыв Земских соборов, составлен Судебник? (1594 год, Иван IV).
9.В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 году).
10.Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов).
Конкурс 5 «Неожиданное задание».
Команды получают конверты. Дается описание какого-либо события, и команде нужно угадать это событие.
Конверт для 1-ой команды:
На восходе солнца рыцарская конница ринулась в атаку. Немцы построились в виде клина “свиньи”. Зная эту тактику князь (…) укрепил фланги и в разгар боя стиснул рыцарское войско, как клещами. “И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась” – сообщал летописец.
Ответ: 5 апреля 1242 год. Ледовое побоище.
Конверт для 2-ой команды:
Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. Плотная темно-серая туча ордынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами русскую рать. По преданию, бой начали поединком богатырей Челубей – Александр Пересвет.
Ответ: 8 сентября 1380 год. Куликовская битва.
Конкурс 6
Из слова ПАТРИОТИЗМ составить как можно больше слов. Принимаются имена существительные единственного числа, именительного падежа.
Конкурс 7
Между конкурсами можно поработать с болельщиками. Задается вопрос и болельщик какой команды первым ответит на вопрос, то очки засчитываются этой команде.
Вопросы:
1.Правило, обязательное для всех граждан государства. (Закон).
2.Плата за проезд и право торговли. (Пошлина).
3.Богиня любви и красоты у древних греков? (Афродита).
4.Церковный суд в средневековье? (Инквизиция).
5.Первый президент США? (Вашингтон).
6.Отпущение грехов в католической церкви? (Индульгенция).
7.Священная книга мусульман? (Коран).
8.Материал для письма в древнем Новгороде? (Береста).
9.Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству? (Вотчина).
10.Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле? (Мамай).
11. “И пошла с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки. И сохранились места стоянок до сих пор. И крестил ее в Царьграде царь с патриархом, пришла она в Киев и учила Святослава, сына своего, принять крещение… (Ольга)
12. “Князь, умрешь ты от любимого коня” (Олег.)
13. “Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им:“Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья от одного отца и одной матери… и разделил меж ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола… Написал первый свод законов и назвал его Русскою правдой. (Ярослав Мудрый.)
14. «Цветная тема» Именно этого цвета было свадебное платье на Руси, что объясняет фраза из песни «Не шей ты мне матушка…сарафан». (красный)
3. Русский язык
1. Закончите пословицы
2. Вопросы для аудитории
3.Фразеологизмы и крылатые выражения
4. с аудиторией
5. На смекалку
6. Игра слов
Подсчет голосов, оглашение результатов
Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания по истории, литературе, русскому языку, а кто-то может узнал что-то новое для себя. Вместе работали в одной команде, боролись за результат и, конечно же, стали еще дружнее друг с другом.