Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Подъячевская средняя общеобразовательная школа




«Утверждена
Приказом №___ от «____» ____________2014г
Директор ___________/Шмарковская Н.Ю./



Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 4 класса
на 2014 / 2015 учебный год



Составитель

Зайцева Марина Юрьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

с. Подъячево
2014 .
Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию творческих способностей к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык» и следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
Постановлением правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 «Правила разработки утверждения федеральных образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ № 373 от 06.10.2009 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10

Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:
-обогащение словаря;
-развитие устной и письменной речи;
-совершенствование работы над содержательной стороной слова;
-активизация познавательных интересов;
-раскрытие творческих способностей;
-развитие образного и логического мышления;
-воспитание доброжелательности, толерантности


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В.Мещенковой «Занимательный русский язык».
На изучение курса «Умники и умницы» отводится - 34 часа (1час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждения;
приводить доказательства;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;
планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.

Предметные результаты:
углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
отличать признаки основных языковых единиц;
различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
знать виды словесных игр и головоломок;
приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.











Календарно – тематическое планирование

п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые
предметные результаты
Универсальные
учебные действия


план
факт






1 четверть (9 часов)


1.09

И снова о русском языке
Игровое занятие.
Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.
Уточнить представления учащихся о роли русского языка
Осознавать роль речи в жизни общества; проявлять интерес к изучению русского языка.






Крылатые слова и афоризмы
Игровое занятие.
Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»
Познакомить с понятиями: крылатые слова, афоризмы
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;





Копилка занимательных заданий
Игровое занятие.
Решение занимательных задач
Уметь:делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий
строить логические цепи рассуждения;
приводить доказательства;





Игротека
Игровое занятие.
Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)
Уметь:
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению русского языка.




Об именах
Игровое занятие.
История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.
Расширять представления о разнообразии имен и их форм
осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждения;
приводить доказательства;




О русских фамилиях
Игровое занятие.
История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.
Узнать распространенные способы происхождения русских фамилий
осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждения;
приводить доказательства;




В поисках сбежавших головоломок
Игровое занятие.
Решение занимательных заданий
Знать: алгоритм работы в группе.

Уметь:
Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: история возникновения русских имен и фамилий
Знать: правила составления ребусов.
Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить
закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику.

уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению русского языка.




Мы играем в логогрифы
Игровое занятие.
Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.
Познакомить с понятием «логогрифы», уметь играть в логогрифы.
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Учимся распознавать речевые ошибки
Игровое занятие.
Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение
Уметь распознавать и устранять в тексте речевые ошибки
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Коллекция заморочек
Игровое занятие.
Решение занимательных заданий
Уметь:
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: логогрифы, речевые ошибки

уметь играть в логогрифы, уметь распознавать и устранять в тексте речевые ошибки
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Ох уж эти фразеологизмы!...
Игровое занятие.
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами
Уметь находить в тексте фразеологизмы, определять их значения
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




Работаем над рифмами
Игровое занятие.
Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме
Уметь подбирать рифмующие слова
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




Словесные забавы
Игровое занятие.
Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»
Уметь:точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.
Знать: самые распространённые фразеологизмы

осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами
Уметь определять название рифмы в четверостишии
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Продолжаем работу над фразеологизмами

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов
Знать: самые распространённые фразеологизмы

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Русские пословицы и поговорки
Игровое занятие.
Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы
Уметь отличать пословицы от поговорок
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




Ассорти для любителей русского языка
Игровое занятие.
Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий
Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов
Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы
Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов
Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




И снова о фразеологизмах
Игровое занятие.
Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)
Уметь: точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.
Знать: самые распространённые фразеологизмы

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Однородные члены предложения
Игровое занятие.
Выделение однородных членов предложения
Уметь находить однородные члены в предложениях, ставить правильно знаки препинания в однородных членах предложения
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Ошибочка вышла!...
Игровое занятие.
Решение занимательных заданий
Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»
Уметь находить в тексте однородные члены предложения
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Про омонимы и их разновидности
Игровое занятие.
Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.
Вспомнить понятие омонимы, узнать разновидности его.
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Еще немного фразеологизмов
Игровое занятие.
Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Уметь находить фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы-антонимы
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




В стране Перевертундии
Игровое занятие.
Решение занимательных заданий
Уметь:точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»
Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов
Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Что такое «паронимы»
Игровое занятие.
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов
Познакомить с понятием «паронимы», уметь различать паронимы по лексическому значению
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Запоминаем словарные слова
Игровое занятие.
Игры со словарными словами
Уметь:точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы,
полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




31 июня
Игровое занятие.
Решение занимательных заданий
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Игротека
Игровое занятие.
Повторение: паронимы, словарные слова
знать виды словесных игр и головоломок;
приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;

Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;




Повторяем
Игровое занятие.
Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы
творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.


полно и точно выражать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать четко сформулированные вопросы.




Повторяем
Игровое занятие.
Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.
иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;























Методическое пособие «Занимательный русский язык» Мищенкова Л.В.
Рабочие тетради в 2-х частях
15