Внеклассное мероприятие Мой край донской
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Ход мероприятия:
Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков.
В далекие-далекие времена, там, где сейчас расположена Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи. Это была ничейная земля. Изредка здесь проходили кочевники.Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги и вихрями кружили снежную пыль. Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди. Здесь они становились казаками.
- А скажите мне, что означает слово «казак»?
- Слово «казак» означает вольный. Пришли казаки и принесли с собой свои песни, пословицы, загадки. И позвала нас песня в степь широкую, раздольную казачью.
(слушание казачьей народной песни «Как у нас у казаков»)
- Характер и нрав казака, его образ жизни хорошо передают казачьи народные пословицы.
А) - Каким качеством обладает казак?
Ветру поле - казаку воля.
На то и воля, чтоб жить без горя.
Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
От безделья не бывает у казака веселья.
Не тогда казак мужает, когда отдыхает, а тогда когда устает.
Вывод: Труд для настоящего казака – это главное слово в жизни после слова Родина.
Б) - В чем состояла главная забота казака?
Где тревога, туда и казаку дорога.
Казак донской – рубака лихой.
Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет.
Слава казака на острие штыка.
Вывод: Главная забота – защита родной земли.
В) - Кто был верным другом казака?
Казак с конем и ночью и днем.
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Без коня казак кругом сирота.
Казак с пеленок на лошади.
Казак без коня не проживет и дня.
Вывод: Казаку конь себя дороже.
- Какой вывод можно сделать, что же мы узнали о казаках?
Знание загадок, умение их разгадывать было у казаков необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, незнание – гибель. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Ведь их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в забавушку – загадочку.
(Загадки напечатаны на карточках, свёрнуты в трубочки, сложены в казачью шапку. Участники поочерёдно достают загадку, читают, отгадывают. Если необходимо, используют подсказку из зала).Что находится между горой и долиной? (и)
Какой в реке камень? (мокрый)
Рогатый, а не бодается? (месяц)
Пришла черная корова, всех людей поборола (ночь).
Летело 7 уток, 3 подстрелили. Сколько осталось? (3 утки)
Чем хлеб в огонь сажают? (тестом)
Две галки сидят на одной палке (ведра на коромысле)
Где свету конец? (в темной горнице)
Кто сидит спиной к царю? (кучер)
Как написать слово «глаз» тремя буквами? (око)
Горело 5 свечей. 2 потухли. Сколько осталось? (Две. Остальные - сгорели)«Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»
М.А.Шолохов
- Говоря о Донской земле, нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего земляка Михаила Александровича Шолохова. Есть много городов и сел, которые известны всему образованному миру. Но Вешки – это шолоховский край, родина Михаила Александровича Шолохова, мир его героев. Истоки обычаев и нравов шолоховских героев, корни их характеров – в глубине вешенской истории. И вся красота, многогранность, трагичность казачьей жизни была передана в книге романе «Тихий Дон»
Итог:
- Закончить свой мастер – класс я хотела бы заповедями казаков. Прочтите.
Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её.
Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
Люби правду, ибо она - единственный маяк в жизни человека.
Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою.
Люби все, что с ранних лет впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
Мир, красота, любовь и правда – вот лозунг на твоем знамени…