Мой родной казачий край. Педагогический проект

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Добринский лицей
Урюпинского района Волгоградской области



VI районный конкурс
проектных и исследовательских работ «Эврика»




Педагогический проект

Мой родной казачий край





Выполнила:
Воспитатель I категории
МБОУ Добринского лицея дошкольного отделения Тесловская Вера Александровна













ст.Добринка, 2013

Содержание


1. Краткая аннотация проекта.. 3

2. Обоснование проекта 3 – 5

3. Цель, задачи 5

4. Содержание проекта.. 6 – 10

5. План – график реализации проекта.. 11

6. Ожидаемые результаты.. 12

7. Результаты проекта. 12

8. Перспективы 13

9. Литература 14 – 16

10. Приложения. 17 – 42



















Аннотация.
Педагогический (информационно - творческий) проект «Мой родной казачий край» предусматривает патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края, станицы Добринки. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями сформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь
Проект раскрывает новые эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по формированию патриотических чувств, потребности воспитанников в приобщении к традициям казачьего народа, способствует развитию интереса к истории казачьего края, своей малой Родины – станицы Добринки.
Предполагается активное участие детей, родителей, педагога и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа


Обоснование проекта.
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется  решению задач патриотического воспитания:
- принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»( Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795), в которой указывается на необходимость «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения»;
- одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения  является «воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666); 
- в приказе Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предписывается, что в Обязательной части Основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлению «Социально-личностное развитие» выделяется образовательная область « Социализация», в которой должен содержаться следующий раздел: «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»;
- в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).
В современных условиях возрождение народной культуры приобретает особое значение. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и истокам позволяет бороться с бездуховностью и нравственной деградацией общества в целом.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Значительная часть территории Волгоградской области в начале двадцатого века входила в состав области Войска Донского. Многие жители нашей области так или иначе идентифицируют себя с казачеством либо по этнокультурному, либо по социокультурному признаку. В этих условиях важнейшей задачей является сохранение духовного и исторического наследия Российского казачества; воспитание уважения к отечественной истории; культурным ценностям и традициям народов, проживающих в нашем регионе.
Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Казачьи пословицы и нравственные заветы, наставляющие казака быть искренним, призывали не причинять вреда окружающим, уметь воздерживаться в словах и делах. Немаловажным было стремление старших научить молодое поколение оценивать себя со стороны, анализировать каждый свой прожитый день, вовремя исправлять ошибки и помнить: казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.
Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования детей: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким понятиям как родство, Родина. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего.
Для формирования у детей патриотических чувств, я решила познакомить их с историей казачьего края, нашей станицы.
Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают.
Дети - это будущее нашей малой Родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества.


Проект: информационно -творческий

По времени проведения: продолжительный (октябрь 2012 – февраль 2013)

По содержанию: Педагогический

Цели проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре казачьей станицы,
местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю.
Создание мини-музея истории казачества.
Способствовать развитию у детей и их родителей интереса к истории и
культуре родного края ( казаков), уважения и бережного отношения к
семейным ценностям.

Задачи проекта:
Создать систему работы по ознакомлению детей с родной станицей, зажечь искорки любви к своей малой родине, её истории и культуре.
Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о казачьем крае, о нашей станице.
Приобщать к культуре и традициям казачьего народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Расширять социальное партнерство семьи и детского сада через совместную деятельность.

Участники проекта: Дети старшей группы дошкольного отделения, родители.

Основное содержание проекта.
На мой взгляд, в рамках патриотического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, распределении функций, проведении исследований совместно с родителями и педагогами и т.д. В свою очередь воспитатель, сообщая детям новые сведения, рекомендуя различные материалы, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности педагога с детьми для достижения цели проекта
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Мероприятия по образовательным областям:
№п/п
Образовательная область
Содержание работы

1
Социализация
1. Экскурсия в мини – музей казачества.
2. Посещение библиотеки.
3. Наблюдение за жизнью казаков в станице.
4. Казачьи игры и забавы.
5. Изготовление коллективных работ; изготовление макета «Казачий курень» .
6. Беседы, проблемные вопросы «Казаки. Кто они?».
7. Просмотр видео слайдов об истории казачества, о станице Добринке.

2.
Познание
1. Рассказ воспитателя.
2. Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций.
3. Наблюдения за бытом казаков.
4. Создание тематического альбома «Мой родной казачий край »

3
Коммуникация
1. Беседы: «Казаки. Кто они?», «Дом казака. Казачий курень», «Быт и жилище казаков», «Традиции и обычаи», «Казачьи заповеди и поговорки», «Казачьи праздники», «Народные промыслы и ремесла», «Воспитание детей», «Легенды казачьего края», «История станицы. Добринка – моя малая Родина».
2. Подбор пословиц, поговорок о казаках.

4
Чтение художественной литературы
1. Подбор художественной литературы о казаках.
2. Чтение книг Бориса Лащилина (легенды и были казачьего края)

5
Музыка
1. Слушание казачьих песен в исполнении Урюпинского ансамбля «Хопер», Добринского коллектива «Хоперские рассветы»
2. Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).
3. Хороводы «Гори, гори ясно», «Как у дядюшки у Трифона».
4. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок».

6
Художественное творчество
1. Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках.
2. Лепка из соленого теста: крынка, кувшин, миска, макитра
3. Ручной труд: плетение из бумажных трубочек – плетень.
4. Рисование: раскрашивание плетня, куреня.
5. Изготовление макета казачьего куреня из картона, камыша.

7
Труд
1. Знакомство с бытом казаков, их трудом.
2. Сбор материала для изготовления поделок: картона, камыша.
6. Изготовление куреня, плетня, посуды
7. Ручной труд: плетение из бумажных(газетных) трубочек, изготовление макета избы.

8
Физическая культура
1. Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок».
2. Спортивные игры и соревнования.

9
Здоровье
1. Физминутки
2. Дыхательная гимнастика.

10
Безопасность
1. Беседы с детьми «Наш друг и враг огонь»
2. Посуда из глины. Польза и назначение.




Экскурсии.
Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей, нравственно-патриотического, эстетического воспитанию, являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, способствует обогащению знаний об окружающем мире.
Процесс познания происходит только тогда, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Наша экскурсия в музей казачьего быта способствовала развитию у детей познавательного интереса, желания как можно больше узнать об истории станицы и своей малой Родины – казачьего края. (приложение № 1)

Тематические беседы.
Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно. 
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать. У него вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я старалась использовать больше наглядности (фильмы – презентации по зарождению казачества; быту, традициям и обычаям казаков; легендам казачьего края; истории станицы Добринки) (приложение № 2)

Продуктивные виды деятельности (изготовление поделок, альбомов).
Продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, художественное конструирование очень привлекательны для детей дошкольного возраста.
Занятия продуктивными видами деятельности создают бодрое, жизнерадостное настроение у детей, а значит, способствуют поднятию общего жизненного тонуса поддержания здоровья.
Рисование, лепка, конструирование для ребенка – большая и серьезная работа. Поощряя занятия этими видами деятельности, мы развиваем важные качества личности: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, умение доводить начатое дело до конца. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании сюжета, подборе материалов, использовании  разнообразных средств художественной выразительности. Все это способствует нравственному воспитанию дошкольников
·.
Именно поэтому каждая беседа подкреплялась продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов). Был создан макет казачьего куреня (из картона и камыша) (приложение № 3); сплетен плетень (из бумажных (газетных) трубочек) (приложение № 4); сделана посуда из соленого теста (приложение № 5); оформлены альбомы по истории казачества и станицы Добринки (приложение № 6). Итоги работы были представлены родителям на родительском собрании.

Подвижные игры
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимости личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления и произвольной регуляции деятельности.
Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Подвижная игра оказывает физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных действий, и способствует правильному росту и развитию.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами, что и соответствует ФГТ.
.  Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.
Большой интерес вызвали у детей старинные казачьи игры. Дети познакомились с разными играми, в которые играли наши прадедушки и прабабушки. Некоторые из старых казачьих игр им понравились, и мы с удовольствием в них поиграли (приложение № 7).

Чтение художественной литературы
Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви  к родному языку, будит детское воображение.
Многовековая история и культура казачьего края наиболее глубоко, красочно представлена художественной литературой (легенды, были, сказания). При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Культура Хоперского казачества складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь народный фольклор – песни, былины, сказки, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Чтение произведений Б Лащилина значительно расширило представление детей о природе родного края. Его были и легенды очень точно передают характер казачьего народа, стремление казаков к свободе, их любовь к Родине. (приложение № 8)















План-график реализации проекта.
Этапы/сроки реализации
Мероприятия
Период выполнения
Ответственный




I этап - Подготовитель
ный

Постановка цели и задач ее решения;
Определение срока реализации проекта и его участников;
Составление перспективного плана;
Наблюдение за жизнью казаков в станице;


Организация подвижных, дидактических, речевых игр.


Октябрь 2012
1-я неделя
Октябрь 2012
2-я неделя

Октябрь 2012
3-я неделя

Октябрь - ноябрь 2012

Октябрь - ноябрь 2012

Воспитатель

Воспитатель


Воспитатель


Воспитатель
Родители

Воспитатель
Родители


II. Основной этап

















Знакомство детей с историей казачества;

Знакомство с историческим прошлым станицы;
Экскурсия в музей казачьего быта.

Посещение библиотеки.

Оформление альбомов «Казаки. Кто они?», «Быт и жилище казаков»,
«Традиции и обычаи казаков», «Моя малая Родина. История станицы Добринки.», «Легенды казачьего края».
Создание макета казачьего дома – куреня.

Плетение из газетных трубочек – казачий плетень.
Чтение произведений Бориса Лащилина о нашем крае.


Ноябрь 2012
4-я неделя

Январь 2013


Ноябрь 2012
4-я неделя

Ноябрь 2012
4-я неделя

Декабрь 2012 - январь 2013






Декабрь 2012 - январь 2013

Декабрь 2012
1-3 -я недели

Январь 2013



Воспитатель


Воспитатель
Родители


Воспитатель

Воспитатель


Воспитатель







Воспитатель


Воспитатель


Воспитатель
Родители




III этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Анализ работы и сравнение полученных результатов с поставленными задачами.
Январь - февраль
2013

Воспитатель

IV этап - Презентация проекта «Мой родной казачий край»

Организация выставки макета дома и казачьего подворья.
Создание мини – музея казачества.
Обобщение и оформление материала по истории казачества.
Создание фильма «Мой родной казачий край»


Январь - февраль
2013

Январь - февраль
2013
Январь - февраль
2013

Январь - февраль
2013

Воспитатель


Воспитатель
Родители
Воспитатель


Воспитатель



Ожидаемый результат:
Собрать предметы быта, фотографии по истории станицы и казачества в мини-музей.
Создание макета «Казачьего куреня»
Наличие достаточных условий в дошкольном отделении, обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине. 
Формирование чувств национального достоинства.
Развитие у детей устойчивого интереса к культуре русского казачьего народа.

Результаты реализации проекта.
Продуктом педагогического проекта «Мой родной казачий край» являются:
Тематические беседы (приложение № 9).
Фильм – презентация «Мой родной казачий край» (приложение № 10)
Альбом «Казаки. Кто они?»
Альбом «Быт и жилище казаков»
Альбом « Традиции и обычаи казаков»
Альбом «Легенды казачьего края»
Альбом «История станицы. Добринка – моя малая Родина»
Создание патриотического уголка.
Создание в группе мини – музея казачества
Создание макета казачьего куреня
Проведение бесед и консультаций с родителями по патриотическому воспитанию (приложение № 11)

Была создана система работы по ознакомлению детей с родной станицей, своей малой родиной, ее историей и культурой.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в мировоззрении детей; способствовала сохранению духовного и исторического наследия Российского казачества; воспитанию уважения к отечественной истории; культурным ценностям и традициям народов, проживающих в нашем регионе.
В ходе реализации данного проекта было отмечено расширение знаний детей о родном крае. Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к станице, родной природе, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.


 Перспективы развития проекта.
Данный педагогический проект «Мой родной казачий край»» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально.
Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением работников библиотеки, дома культуры, казачьего общества.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
разработать методическую базу (серию тематических бесед по ознакомлению с природой Прихоперья, легендами о реке Хопер, достопримечательностями Урюпинска и Урюпинского района)
создать фильмы – презентации по данным темам
организовать экскурсию в краеведческий музей города Урюпинска.
организовать цикл экскурсий по станице.




Список использованной литературы


1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П, Г.П.Попова. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Вераксы Н.Е. Комарова Т.С., Васильева М.А.. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
3. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. //Дошкольное воспитание, 2001. - № 2.
5. Григорьева Н. Растить гражданина. // Дошкольное воспитание, 2009. –
№ 3.
6. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
Жуковская Р.Н.. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
8. Замятина Е.. Память в наших сердцах. // Дошкольное воспитание, 2007. - № 5.
9. Калугина Н.. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников. // Дошкольное воспитание, 2008. - № 4.
10. Кириллина М.. Патриотическое воспитание. // Дошкольное воспитание, 2005. - № 5.
11. Кириллина М.. Патриотическое воспитание: планирование работы по блоку «Родная страна».// Дошкольное воспитание, 2005. - № 1.
12. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2006. - №5.
13. Комарова Т.. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю.
// Дошкольное воспитание, 2009. - № 2.
14. Мошнина О.. Патриотическое воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2011. - № 4.
15. Поштарева Т.. Особенности гражданского воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание. - 2009. - №.10.
16. Поштарева Т.. Патриотическое воспитание. // Дошкольное воспитание, 2010. - № 7.
17. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы.
18. Ремчуков В.Н. Казаки возвращаются. - Волгоград.: Нижне-Волжское книжное издательство.,2001г..
19. Сивогривов В.Н. Хоперские были. - Урюпинск.,2002г..
20.Сивогривов В., Целиковский В. Чтобы свеча не угасла. - Урюпинск.,2006г..
21. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории войска Донского.
Т.1.,1992г..
22. Надежда. Поэзия и проза хоперских казаков. - .Урюпинск., 1997г..
23. У руба на Хопре. Исторические очерки и хроника летописи города Урюпинска. - Волгоград., 1997г..
Интернет – ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]    

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





































13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 615