Авторская рабочая программа по патриотическому воспитанию детей Край Донской — моя малая Родина для детей 14 лет
Рабочая программа «Край Донской – моя малая Родина»
I. Пояснительная записка
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к воспитанию детей. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа, повышения его общей культуры, проявления у него интереса к малой Родине.
В этой связи программа досуговой культуры «Край родной – край Донской» весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Перед системой дополнительного образования детей сегодня стоит задача создать необходимые условия для приобщения детей и подростков к истинно национальной культуре донского края. Дополнительное образование должно не только расширять кругозор детей, повышает их общую культуру, но и пробуждает патриотические чувства, вызывая тем самым интерес к малой Родине.
Данная программа социально – педагогической направленности имеет ярко выраженную региональную и интегративную направленность, поскольку в ней пластично соединяются такие предметы как: краеведение, народный фольклор, декоративно – прикладное искусство и тем самым, создают необходимые условия для приобщения детей и подростков к истинно национальной культуре донского края. Эффективность данной программы имеет большое значение потому, что наши дети восприимчивы ко всему подлинно народному. Благодаря работе по этой программе дети узнают, поймут свою малую родину, осознают и почувствуют свою причастность к ее истории.
Постижение ярких образов, человека, явлений культуры Донского края – служит той движущей силой, которая стимулирует фантазию, творческие способности, любознательность ребенка.
Благодаря интегративному свойству, программа создает оптимальную систему для художественно – эстетического воспитания, формирующая нравственные идеалы и духовные потребности обучающихся, развивая их тонкий художественно – эстетический вкус и творческий потенциал.
При разработке программы «Край родной – край Донской», учитывались особенности Донского края: певчие традиции, особенности быта, обычаев, исторические факты, специфика промыслов, а также местные особенности г. Волгодонска. Знакомство с бытом, нравами, обрядами, мифологическими представлениями, песнями, традициями, обычаями, вероисповеданиями казаков, занятиями наших предков помогут подрастающему поколению по иному взглянуть на современность, понять свою малую родину, осознать и почувствовать свою причастность к ее истории.
Постижение ярких образов человека, явлений культуры Донского края – служит той движущей силой, которая стимулирует фантазию, творческие способности, любознательность у детей.
Народное искусство призвано скреплять нас с малой Родиной.
Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.
Русская народная культура, историко-культурные традиции родного Донского края – именно они заполняют возникший духовный вакуум в воспитательной работе с детьми. Подрастающее поколение должно знать великую историю своего народа, его богатые культурные традиции.
Воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно интегрировано в контекст культуры, а воспитанник активно воспринимает и развивает лучшие образцы культуры нации, региона, страны.
Концептуальные основы программы
добровольность вступления
самореализация ребенком своего «Я»;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и как следствие, решение проблемы занятости детей и сокращение пространства дивиантного поведения детей;
обращение к тем проблемам, областям знаний, которые являются личностно-значимыми;
развитие личностных качеств;
социализация ребенка в современном обществе;
Одним из важнейших факторов социализации ребенка является использование воспитательного потенциала общественного объединения. К ним относятся: гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей; самореализация детей; включение подростков в реальные, социально-значимые отношения; взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления; использование игры как самого эффективного инструмента обновления содержания деятельности, так как проблема возрождения игры актуальна и для повышения культурного уровня общества.
Данная досуговая программа реализуется в клубе по месту жительства «Орбита». Это детский клуб открытого типа, многопрофильный, функционирует с 2001 года, расположен в центре «старого города» на улице Ленина, 57. В непосредственной от него близости находятся 2 школы, 2 детских сада, 2 библиотеки, ДЮСШ – 4, ГДК «Октябрь», ПКиО «Победа», эколого-исторический музей, отдел культуры, комитет по физической культуре спорту и туризму, музей воинов горячих точек.
Схема механизма взаимодействия с общественными организациями, образовательными учреждениями, органами местного самоуправления.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Взвесив возможности клуба и определив интересы ребят к различным видам деятельности, в клубе открылись и работают следующие творческие объединения:
«Волшебный клубок» (художественное вязание);
историко-краеведческий кружок «Саркел»;
Программа ориентирована на детей 7 – 15 лет.
Реализация программы рассчитана на 5 лет (2013 – 2018гг.)
Клуб позволяет детям и подросткам реализовать свои потребности в неформальных отношениях с взрослыми и сверстниками. Клуб способствует укреплению связи между разновозрастными группами. В клубе наиболее полно осуществляются все виды досуговой деятельности (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество).
Именно здесь изучаются интересы и возможности, возрастные и психологические особенности, создаются условия для творческой самореализации личности, путем включения ее в разные виды деятельности. Реализуя задачи социальной защиты ребенка, обеспечение его прав на свободное развитие согласно «Конвенции о правах детей».
Цель программы
Формирование менталитета ребенка средствами региональной культуры.
Задачи программы:
Организация социально – клубной работы по месту жительства;
Создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения в процессе совместной деятельности младших школьников, подростков и взрослых на основе индивидуального и дифференцированного подходов.
Создание условий для включения детей в интересные для них и значимые для общества дела;
Приобщение к социально – значимой деятельности;
Выявление и оказание помощи в развитии творческого потенциала воспитанников, включение каждого в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
Организация совместной деятельности детей и родителей;
Развитие органов самоуправления – «Круг»;
Формирование активной жизненной позиции;
Приобщение ребят к истории Донского края;
Развитие чувства патриотизма к малой Родине.
Программа опирается на следующие документы:
Конвенция о правах ребёнка (1989 год), Конституция Российской Федерации (1993 год), Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (2012 год), Закон РФ «О дополнительном образовании» (2001 год), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011 год), Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года, Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16, Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях от 13 ноября 2000 г. N 813/28-16, Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей» от 31.01.2001 №90/30-16, на основании Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, социального заказа детей и родителей.
Ведущими идеями программы являются:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков, самореализация ребенка своего «я», его адаптация к жизни в современном обществе, приобщение к здоровому образу жизни, решение проблемы занятости детей.
Одним из важнейших факторов социализации ребенка является использование воспитательного потенциала общественного объединения. К ним относятся: гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей; самореализация детей; включение подростков в реальные, социально-значимые отношения; взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления; использование игры как самого эффективного инструмента обновления содержания деятельности, так как проблема возрождения игры актуальна и для повышения культурного уровня общества.
Программа разработана в соответствии с принципами:
1. Принцип гуманистической ориентации воспитательной работы требует уважительного отношения к каждому человеку, прежде всего, к ребёнку как главной ценности в системе человеческих отношений. Принцип гуманистической ориентации означает преобладающий субъект-субъектный характер педагогических взаимодействий, при котором педагог и воспитанник являются равноправными участниками педагогического процесса. Применение этого принципа означает также, что деятельность воспитанников в организуемой педагогом воспитательной работе должна иметь добровольный и посильный характер.
2. Принцип социальной адекватности воспитательной работы заключается в том, что воспитательная работа организовываться в соответствии с социальной ситуацией, соотноситься с конкретными общественно-экономическими условиями. Соблюдение этого принципа подразумевает организацию условий для формирования у воспитанников готовности к жизни в обществе, к решению социальных задач, соответствующих их индивидуальным особенностям. Принцип социальной адекватности требует сотрудничества с семьями воспитанников и общественностью в организации воспитательной работы.
3. Принцип создания единой воспитывающей среды. Практическая реализация этого принципа означает, что в организации деятельности детей воспитательного процесса (не только детей, но и взрослых) должны соблюдаться:
- единство (т. е. непротиворечивость) требований к воспитанникам;
- единство предметно-пространственной среды;
- единство слова и дела: слова участников воспитательной работы не должны расходиться с делами, и в первую очередь это касается педагогов (не требуйте с воспитанников делать то, чего никогда не делаете сами; не давайте пустых обещаний, а если пообещали что-то детям, то выполняйте и т.д.);
- общность и гармоничное сочетание целей индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников;
- общность интересов;
- общность деятельности;
- школьные традиции;
- единство семейного и общественного воспитания.
4. Принцип активности и самодеятельности воспитанников. Воспитание эффективно только при условии, если оно осуществляется на основе активности самого ребёнка в его взаимодействии с окружающей средой. Воспитательная работа имеет большие возможности для организации активности и самодеятельности воспитанников на разных этапах её осуществления, и эти возможности необходимо максимально использовать.
5. Принцип личностной направленности воспитательной работы предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них и организацию их жизнедеятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.
6. Принцип преемственности в осуществлении этапов воспитательной работы и функций управления воспитательным процессом. Этапы воспитательной работы и управленческие функции должны осуществляться последовательно, логично следовать друг за другом и образовывать законченные циклы, в которых педагогический анализ является концом предыдущего цикла и началом следующего. Воспитательные циклы могут быть различны по продолжительности и воспитательной ценности: отдельное воспитательное дело, система воспитательных дел и мероприятий, воспитательная работа в течение четверти, года и т.д.
7. Принцип создания благоприятных социально-психологических условий для развития личности и социализации воспитанников означает создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, установление конструктивных и доброжелательных взаимоотношений воспитанников с педагогами, организацию ситуаций успеха.
Структура клуба
Для реализации цели и задач клуба созданы творческие объединения:
Историко – краеведческий «Саркел».
Вязание «Волшебный клубок».
Управление клубом осуществляется педагогом – организатором и Советом клуба, который избирается открытым голосованием на общем собрании на основе принципов демократии и гласности, открытости. Члены клуба могут заниматься в одном или нескольких объединениях.
Клуб работает на основе положения, который утверждается на общем собрании членов клуба.
Деятельность клуба осуществляется и утверждается общим собранием членов клуба.
Педагогическое руководство сочетается с самоуправлением воспитанников. Работой клуба руководит Совет клуба и актив детского объединения «Круг».
Прием в клуб осуществляется на добровольной основе.
Работа клуба отражается на стенде и в альбоме «летопись клуба».
С целью организации и проведения совместного досуга проводятся тематические вечера, дискотеки, игровые и конкурсные программы.
Содержание деятельности клуба включает: воспитательные и образовательные дополнительные знания по истории и культуре Донского края, художественному вязанию, донского народного фольклора. Занятия гармонично сочетают познание, творчество, общение детей и взрослых; программируя приоритет деятельностных методов с использованием развивающих элементов и технологий.
На базе детского клуба создано детское объединение «Круг», что создает условия для самореализации детей и подростков через коллективные творческие дела, участие в деятельности общественного детского объединения, органов самоуправления ориентируем ребят на их личностное развитие.
Схема управления детским объединением «Круг»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Схема работы с подростками
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Основные направления деятельности
детского общественного объединения «Круг» является патриотическое воспитание детей и подростков через краеведческую деятельность в условиях детской общественной организации. Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм, гражданские качества без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. В основе организации эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения лежит ценностный подход. Ценности ребенка являются приоритетным условием деятельности детской организации, а краеведение выступает ключевым средством формирования духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей личности.
Цель:
формирование духовно-нравственной личности, высокого патриотического сознания и гражданской активности воспитанников средствами краеведческой деятельности в условиях детского общественного объединения. Для реализации ключевой цели проекта определены следующие
Задачи:
Оптимизировать деятельность детского общественного объединения как условия социализации личности.
Способствовать формированию политической, нравственной и правовой культуры личности через интегративные формы взаимодействия с общественными организациями, образовательными учреждениями и органами местного самоуправления.
Обеспечить условия для становления активной гражданской позиции воспитанников в процессе их участия в проектной деятельности.
Формы работы
В рамках реализации программы «Край донской – моя малая родина» используется метод детских проектов и краеведение в условиях детского объединения «Круг».
Вид проекта:
Творческий проект
Исследовательские проекты
Практико-ориентированный
Экскурсионный проект.
Проект игры
Совместные проекты
Проект строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). В летний период воспитанники принимают участие в работе летней оздоровительной площадки, организованной на базе структурного подразделения «Орбита» МОУ ДОД Центра детского творчества. Кроме того, цикличность построения проекта означает: во-первых, что основные дела повторяются ежегодно, во-вторых, что дети каждой возрастной группы, отработав свою программу деятельности, в следующем году переходят к решению более сложных для себя вопросов (принцип движения от простого к сложному).
Этапы реализации детских проектов.
Первый этап – поисково-аналитический (сентябрь-октябрь) «Создание проектов отдельными воспитанниками и группами» – по изучению родного края, его традиций и обычаев, знакомство с знаменитыми людьми микрорайона, горда, донского края.
Второй этап – практический (ноябрь – май) «Презентация проектов» - защита воспитанниками своего проекта на краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, в детских коллективах, реализация социальных проектов
Третий этап – аналитический (май) «Конференция по итогам проектной деятельности»
План мероприятий
Вид проекта
Форма реализации
Сроки
Творческий проект
Рождественские посиделки
январь
Театрализованное представление «Масленица»
февраль
Праздник Пасхи «Праздник праздников, торжество торжеств»
Апрель - май
Праздник «Покров – праздник казачьей славы»
октябрь
День солидарности
ноябрь
Урок мужества «Этот День Победы»
май
Семейный праздник «Берегите матерей»
ноябрь
Праздник «День казачки – день матери»
март
Исследовательские проекты
Исследовательский проект по фольклору и этнографии
январь
Исследовательский проект по культуре казачества
ноябрь
Исследовательский проект по истории казачества
ноябрь
Практико-ориентированный
Проект «Согрей своим теплом» ко Дню инвалидов
декабрь
Проект «Подари улыбку» ко Дню пожилых людей
ноябрь
Проект «Ветеран живет рядом
Февраль
май
Экскурсионный проект.
Проект экскурсии по городу Волгодонску
сентябрь
Проект экскурсии по городу Цимлянску
октябрь
Проект экскурсии по станице Романовской
ноябрь
Проект экскурсии по местам боевой славы станицы Зимовниковской и Дубовской
апрель
Проект экскурсии в музей боевой славы станицы Жуковской
май
Экскурсии в эколго - исторический музей
В течение года
Проект игры
Познавательно – развлекательная игра Алфавит «Флора и фауна донского края»
январь
Познавательно – развлекательная игра Звездный час «История и культура казачества», «Быт и обычаи казачества»
февраль
Познавательно – развлекательная игра Счастливый случай «Все о родном крае»
март
Познавательно – развлекательная игра Поле чудес «Казачий словарик»
апрель
Брейн – ринг «Люби и знай родной свой край»
май
Совместные проекты
Совместные проекты с детской библиотекой № 1, посвященные юбилейным датам великих донских и русских писателей, знаменитых людей Ростовской области (приложение № 2)
В течение года
Совместный проект с комитетом по физической культуре и спорту
Июнь - август
Содержание программы
Содержание программы ориентированно на создание благоприятных условий для развития личности ребенка в практической, общественно значимой, коллективной деятельности; развития мышления, внутренней состоятельности и внешней культуры.
Содержательная часть программы представлена тематическими блоками:
1. Патриотическое воспитание.
Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; культуру межэтнических отношений. Способствовать развитию высоконравственного отношения к духовной культуре Донского края.
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Музыкально-литературная композиция «Сыны Отечества» ко Дню Защитников Отечества
Февраль
Педагог-организатор
Экскурсия в эколго - исторический музей, посещение выставок- тематические выставки о Ростовской области и Волгодонске.
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Литературная гостиная ко Дню Победы
Май
Педагог-организатор, ПДО
Творческий отчет клуба
Май
Педагог-организатор, ПДО
Ознакомление обучающихся и родителей с нормативным документом «Права и обязанности участников образовательного процесса»
Сентябрь
Педагог-организатор, ПДО
Театрализованное представление Рождественские встречи
Январь
Педагог-организатор, ПДО
Тематические библиотечные встречи, посвященные юбилейным датам великих русских и зарубежных писателей:
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Праздник «Масленица пришла, блинов принесла»»
Февраль
Педагог-организатор, ПДО
Конкурсы, викторины. по истории края, растениям и животным, быту и обычаям, словарю, фольклору Донского края
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Беседы на темы о культуре, истории, фольклоре Донского края:».
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
10. Проект совместно с библиотекой №1 «Казачьему роду нет переводу»
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
2. Эстетическое воспитание
Цель: создание условий для развития творческих способностей. Способствовать умению ориентироваться в культурной жизни общества
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Праздник осени «Осень - чудная пора»
ноябрь
Педагог-организатор, ПДО
Оформление выставки т/о «Волшебный клубок»
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Конкурс рисунков по временам года и великим событиям года
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
3. Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование высоконравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия и т.п., обучение детей следовать им в повседневной жизни; создание условий для гуманной культурной образованной личности с высокой нравственной позицией
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Конкурсно-развлекательная программа ко Дню знаний
Сентябрь
Педагог-организатор, ПДО
Поздравление бабушек и дедушек воспитанников клуба с днем пожилого человека
Октябрь
Педагог-организатор, ПДО
Концерт, посвященный дню учителя
Октябрь
Педагог-организатор, ПДО
Благотворительная акция в МКР № 13, посвященная декаде инвалидов
Декабрь
Педагог-организатор, ПДО
Этнографические праздники
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
4. Трудовое и профориентационное воспитание
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования; воспитание ответственности за порученное дело привитие стойких навыков самообслуживания; формирование у воспитанников способности выбирать сферу профессиональной деятельности
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
1. Участие в научно-практической конференции «Академия юных исследователей»
Январь
Педагог-организатор, ПДО
2. Участие в городских краеведческих чтениях
Ноябрь
Педагог-организатор, ПДО
3. Циклы бесед, посвященных людям разных профессий
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
4. Тестирование по профориентации
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
5. Участие в субботниках по благоустройству структурного подразделения, микрорайона
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
5. Здоровье сберегающее воспитание
Цель: формирование знаний у детей и подростков о здоровом образе жизни. Создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья воспитанников. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры, здорового образа жизни.
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Участие в акции по ПДД
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Встречи с психологом Центра детского творчества
Октябрь
Педагог-организатор, ПДО
Участие в месячнике за здоровый образ жизни
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Игры на свежем воздухе
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Конкурс рисунков по ПДД и здоровому образу жизни
.
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Тематические беседы с воспитанниками, посвященные здоровому образу жизни, ПДД, пожарной безопасности и т.п
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Тематический выпуск газет
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Учебная эвакуация из здания
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Оздоровительное плавание в бассейне
Июнь-июль
Педагог-организатор, ПДО
Спортивные игры и конкурсы
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
6. Работа с родителями
Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни клуба; единство педагогического и родительского коллектива, решение проблем и задач клуба.
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Работа с родительским активом
В течение года
В течение года
Выпуск газет, бюллетеней, информационных заметок
В течение года
В течение года
Консультирование по проблеме семейного воспитания
В течение года
В течение года
Семейные праздники:
Новогодний праздник
День матери
День пожилого человека
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
В течение года
Отчетные концерты творческих объединений
Май
В течение года
7. Развитие интеллектуальных способностей
Цель: активизация мыслительной деятельности, поддержка и развитие детской интеллектуальной одаренности
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
Защита проектов воспитанников на городских краеведческих чтениях
Ноябрь
Педагог-организатор, ПДО
Защита проектов воспитанников на научно-практических конференциях «Юные дарования»
Январь
Педагог-организатор, ПДО
3. Шахматный, шашечный турнир
Февраль
Педагог-организатор, ПДО
4. Познавательно-развлекательная «Люби и знай родной свой край»
Ноябрь
Педагог-организатор, ПДО
Звездный час на знание истории родного края
Январь
Педагог-организатор, ПДО
Познавательно – развлекательная игра Алфавит «Растения и животные Ростовской области»
Март
Педагог-организатор, ПДО
8. Общение и досуг
Цели: формировать культуру общения, нормы нравственности во взаимоотношении детей и подростков, развитие личностных способностей, воспитывать свободную, гуманную, творческую личность. Создать условия для самоопределения в различных видах досуговой деятельности.
План мероприятий
№ п/п
Формы и названия мероприятия
Сроки
Ответственные
1. Занятия по интересам
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
2. Развлекательная программа «День Влюбленныч»
Февраль
Педагог-организатор, ПДО
3. Конкурсная – развлекательная программа
ко Дню 8 марта
Март
Педагог-организатор, ПДО
4. Конкурсная – развлекательная программа
ко Дню Защитников Отечества
Февраль
Педагог-организатор, ПДО
5. Дни именинников
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
6. Походы на природу
Сентябрь, май
Педагог-организатор, ПДО
7. Участие в работе детского объединения «Круг» и содружестве детских объединений ЦДТ
В течение года
Педагог-организатор, ПДО
Основные формы работы
Все используемые в программе формы воспитательно-образовательной работы условно делятся на 4 группы.
Мероприятия – ситуация, организованная педагогом с воспитательно-образовательной целью (занятия, экскурсии, лекции, беседы тренинги). При проведении мероприятий воспитанники занимают, как правило, созерцательно-исполнительскую позицию, а организационная роль принадлежит педагогу.
Игра – воображаемая или реальная действительность, организованная среди детей для обучения, досуга, общения и развития. А позиция детей в данном виде деятельности зависит от отведенной ему роли в игре, её целью может быть как исполнительской, деятельной, так и созидательной или созерцательной. Роль педагога также может быть различной – от организатора (участника) до наблюдателя (консультанта).
Праздники – жизненно необходимый детям. В образах праздника дети переживают изначальную связь с миром. В организации проведения праздников внутренне и духовно растут дети, изменяются под их влиянием родители, складывается особая атмосфера. Возникает потребность в возрождении исконной культуры донского края.
Коллективно-творческие дела (КТД) – самый высокий уровень взаимодействия воспитанников друг с другом и со взрослыми. Они обладают наибольшими воспитательными возможностями, при которых воспитанник занимает активную позицию, а взрослый всегда выступает в роли консультанта.
Основные методы работы
Метод организации деятельности и осуществления педагогического процесса:
- Метод стимулирования и мотивации воспитанников (познавательный круг мероприятий: соревнования, смотры, конкурсы, выставки, игры).
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
III. Механизм реализации программы
Участники программы
Дети 6-18 лет микрорайонов № 3, 4
Педагоги СП «Орбита» Центра детского творчества
Родители детей микрорайонов №3, 4
Этапы реализации программы
Начальный этап:
Создание материальной и методической базы для реализации программы;
Знакомство с контингентом детей микрорайона; изучение потребностей детей и подростков определение путей их реализации;
Знакомство с детьми и подростками посещающих клуб «Орбита» и их родителями (анкеты, социальный опрос, беседы с детьми и подростками, дни открытых дверей);
Самоопределение детей микрорайона в клубе по интересам;
Привлечение детей к участию в предлагаемых формах работы;
Формирование педагогического и детских коллективов;
Поддержка и понимание основных идей программы коллективом педагогов клуба «Орбита»;
Создание детских объединений и актива клуба;
Выявление лидеров и привлечение их к помощи в организации и проведении различных форм взаимодействия;
Создание положительного имиджа клуба по месту жительства «Орбита»;
Апробация новых форм взаимодействия с детьми и их родителями.
Основной этап:
Сплочение ребят вокруг лидеров;
Создание устойчивого актива клуба для организации разнообразной внутриклубной жизни и для взаимодействия с другими ;
Реализация программы;
Взаимодействие с социумом;
Организация воспитательно – образовательной деятельности клуба по месту жительства;
Входная, промежуточная диагностика качества и результативности образовательных результатов, личностного развития, удовлетворения интересов и потребностей детей и подростков, анализ, коррекция;
Активная деятельность «Круг»
Конечный этап:
Социальная адаптация детей и подростков;
Организация деятельности клуба по месту жительства «Орбита» по методике сотрудничества, в основе которой лежат коллективно – творческие дела;
Профориентация подростков по профилю занятий в клубе;
Диагностика и анализ результатов деятельности.
Условия реализации программы
1. Разнообразие видов деятельности;
2. Отход от массовых, образовательных мероприятий,
3. Поиск новых форм работы;
4. Пополнение материально-технической базы:
развивающая среда и эстетическое оформление помещения клуба;
пополнение реквизита для проведения игровых программ;
5. Создание методической базы:
накопление сценарного материала;
повышение профессионального мастерства педагогов;
создание системы методической работы (рефлексия занятий, мероприятий и т.д.)
Методическое обеспечение
Методы
Методы убеждения. Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми, т.е. необходимо Сознание. Организация работы с информацией подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробацию полученных результатов в практической деятельности. Метод убеждения это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция и т.п. Педагог должен помнить главное правило: «Развивая детей, развиваюсь сам!» Вот почему важна опора на расширение воображения в сочетании с объяснением (удивлять и предупреждать).
Методы упражнения. Следующая группа методов способствует формированию единства сознания и поведения. В основе упражнение (приучение) такой метод управления деятельностью воспитанников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Необходимо добиваться, чтобы выполнение требований, упражнений становилось нужным для него самого. Только тогда произойдет развитие личности ребенка. Педагогическое требование предполагает постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом, путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику. Без продуманных, обоснованных требований педагога немыслима организация совместной деятельности воспитанников. Опытный педагог идет к детям с развернутой программой действий, и его требования есть средство реализации этой программы в делах и поступках воспитанников
Перспектива метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей. При этом достижение их становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанника. Назначение метода перспективы состоит в том, чтобы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности коллектива учащихся из внешнего стимула во внутренние побуждения каждого из его членов. Метод перспективы позволяет педагогу, органам ученического самоуправления последовательно направлять развитие коллектива, обогащать его содержание. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в определенную систему.
Методы самооценки.
Поощрение и наказание метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.
Технологии
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
Воспитательная работа
Ожидаемый результат и оценка эффективности программы
Настоящее время
Организация досуга;
Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития культурной, эмоциональной и коммуникативной сфер;
рост числа детей и подростков, охваченными разными формами организационного доступа, повышение уровня их самореализации;
Укрепление здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни;
Создание положительного имиджа клуба во внешней среде;
Развитие организаторских навыков и лидерских качеств;
Осуществление взаимодействия в управлении коллективом с помощью работы совместных органов самоуправления;
Повышение гражданской ответственности;
Формирование гражданской позиции.
Формы диагностики изучения личности и детского коллектива
Критерии эффективности воспитательной системы:
Когнетивный показатель
Компетентность воспитанников в вопросах истории, культуры, традиций Донского края.
Критерии: (игровые тесты – приложение № 3, 4, 5, 6, 7)
Эмоциональный показатель:
- Удовлетворенность жизнью в коллективе (анкеты для детей и родителей приложение № 8, 9)
- Отношение к малой родине (наблюдение)
Показатель креативности:
- Участие воспитанников в викторинах, конкурсах, краеведческих чтениях, научно – практических конференциях разного уровня значения (внутри учреждения, городской, региональный, федеральный и т.п.)
- Уровень достижений
Указать методики, по которым осуществляется диагностика
Методика изучения социализированности личности воспитанника (разработана профессором М.И. Рожковым) (Приложение 10)
Опросник для выявления готовности к выбору профессии (подготовлен профессором В. Б. Успенским) (Приложений № 11)
Анкета самооценки индивидуальных особенностей (подготовлен профессором В. Б. Успенским) (Приложение № 12)
Список литературы
.
Для детей и родителей
Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.
Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994.
Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995.
Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983.
Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994.
Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005г.
Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006.
Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997.
Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983.
Горшков С.И. Овчаренко И.В.. Донской гвардейский. Ростов-на-Дону, 1985.
Гурвич С.С. Они были на Дону. Ростов: Книжное издательство, 1981.
Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1985г.
Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.
История казачества Дона. Учебное пособие для 5-6 классов средней школы. Ростов-на-Дону, 1993.
Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.
Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. Ростов-на-Дону, 1996г.
Левченко В.С., Чеботарев Б.В. История Донского края. Учебное пособие для 7-8 классов. Ростов-на-Дону, 1975.
Люди земли Донской. Очерки. Ростов-на-Дону, 1983.
Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992.
Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984.
Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984.
Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992.
Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.
Сухоруков В.Д. Рыцарская жизнь казаков. Новочеркасск, 1892г.
Чеснок В.Ф. Вначале была легенда. Ростов-на-Дону,1987г.
Литература для учителя.
Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов. М. Центр «Педагогический поиск», 2005.
Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М. Центр педагогического образования, 2007.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.
Комитет по физической культуре и спорту
МОУ СОШ
№ 9
Им. И.Ф. Учаева
Совет ветеранов микрорайона. № 3
Комитет солдатских матерей
Бассейн «Нептун»
Дворец культуры «Октябрь»
Парк культуры и отдыха «Победа»
Эколого-исторический музей
Городская детская библиотека,
филиал № 1
Депутат городской Думы Воронько Т.В. и его помощник
Детский клуб «Орбита»
Детское объединение
«Круг»
Члены творческих объединений,
дети свободно посещающие клуб
Педагоги
Родители
Совет клуба
Актив детское объединениея «Круг»
Работа в творческих
объединениях
Организация мероприятий для младших
Праздничные дискотеки
Экскурсии и походы
Заголовок 1Заголовок 415