Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики с помощью активных методов


Развитие функциональной грамотности младших школьников
на уроках математики с помощью активных методов
(Выступление на районных педчтениях)

Подготовила: Иванова А.А.
Воскресеновка селосы 2015 жыл
село Воскресеновка 2015 год
«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики с помощью активных методов.»
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан -2050». Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым была поставлена задача вхождение республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности в начальных классах обозначено в качестве одной из главных задач.
Цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счёта, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.
Одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований выступает функциональная грамотность. Так обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
Но результаты участия казахстанских школьников в международных исследованиях PISA,TIMSS и т. д. свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности, необходимо улучшить результаты.
- Что же такое функциональная грамотность?
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Что же такое математическая грамотность?
Математическая грамотность-способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Как высказывался Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
Опираясь на многолетнюю практику, могу сказать, что успех обучения зависит не только от содержания предлагаемого материала, но и от формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Занимательный материал не только увлекает учащихся, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Ещё древние римляне утверждали, что корень учения горек. Этот тезис подходит для взрослых. Ребёнок вряд ли поймёт эту прописную истину. Он будет успешно овладевать знаниями, если ему это интересно, а значит, надо горький корень сделать сладким, т.е. так интересно преподнести материал, построить урок, чтобы ребёнок обучался не со слезами, а с улыбкой. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те которые представлены сухими упражнениями.
Для развития функцинальной грамотности на уроках математики я применяю такой алгоритм
*знание
* применение
* рассуждение
Например, при изучении темы «Числа в пределах 100».
1 стадия. Ученик должен знать числа.
2 стадия. Уметь применять их в жизни.
3 стадия . Уметь размышлять, обобщать, определять направления в дальнейшем изучении материала.

Математические бои.
Применяю различные формы решения нестандартных задач. Подбираю задачи связанные с жизнью. Даю полную самостоятельность учащимся. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники проверяют их.
1.Прежде всего представление ситуации, описанной в задаче.
2.Разбиение задачи на смысловые части.
3.Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
4.Самостоятельное составление задач учащимися: на столько больше, меньше, по данному плану решения, по выражению.
5. Решение задач с недостающими данными.
6. Изменение вопроса задачи.
7.Объяснение готового решения задачи.
8. Использование приёма сравнения задач.
9. Запись двух решений- одного правильного, другого неправильного.
10. Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
11. закончить решение задачи.
12. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи.
13. Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.
14. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики таких заданий ,направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях и использовать математические знания в повседневной жизни.
Использую стратегию « Мозговой штурм»
Магические квадраты, ребусы.
тесты
карточки мгновенного контроля
фактологические диктанты . Диктант проводится по пройденной теме в течение 4 – 5 минут . После диктанта необходимо провести спокойную беседу в течение 2 – 3 минут , чтобы учащиеся могли отдохнуть .
4) Релейные контрольные работы проводятся по текстам ранее решенных дома задач.
5) Выборочный контроль. Проверяются выборочно учащиеся, они не знают кого проверит учитель .
6) Блиц – контрольные
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики, включают в себя 7 – 10 стандартных заданий . Время - примерно по минуте на задание .
7) Разноуровневые самостоятельные работы .8) Карточки самоконтроля.
Карточка самоконтроля помогает отследить слабые звенья учащихся,
Учащиеся наглядно видят свои результаты. Учитель, опираясь на карточку, дает дополнительные задания по разделам.
Таким образом, методы и приёмы работы учителя, а так же их системность способствуют развитию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в малокомплектной школе, являются хорошим средством воспитания у детей в начальных классах интереса к математике,
к логическим заданиям, рассуждениям, желанию проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

Солтүстік Қазақстан облысы Северо – Казахстанская область
Айыртау ауданы Айыртауский район
«Воскресеновка ОМ» КММ КГУ «Воскресеновская НСШ»
Урок
«Сложение и вычитание в пределах 100»
(Урок проведён во 2 классе )
Подготовила: Иванова А.А.
Воскресеновка селосы 2015 жыл
село Воскресеновка 2015 год
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 100.
Цель урока: Решение экологических проблем через урок математики.
Задачи:
Упражнять детей выполнять сложение и вычитание в пределах 100,
Формировать умение устанавливать связь между арифметическими действиями,
Развивать функциональную грамотность, вычислительные навыки, логическое мышление, память, умение обобщать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды.
Оборудование:
Слайды, Красная книга Республики Казахстан, листочки с цифрами, тюльпаны, солнышко, тучки, тюльпанчики, кони, сайгаки, юрта, карточки, карточки мгновенного контроля, линейки, лото.Межпредметные связи: математика, познание мира.
Проблемный вопрос: Кто скажет, какое сейчас время года?
Ученики : Весна. Коқтем
Учитель: А почему вы думаете, что сейчас весна?
Обоснуйте свой ответ.
Ученики: Солнце светит ярко, тает снег, сквозь снег пробиваются подснежники.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой к предстоящей деятельности.
5-4-3- звонок,
Начинается урок.
Буду я считать учиться,
Буду думать не лениться.
С математикой, друзья,
Подружусь, конечно, я!
(Автор-Дудакова Н. В.)
Показ слайдов «Весна»
Как называют цветы, которые первыми появляются весной?
Учитель: Правильно. Первоцветы.
А какие цветы называют первоцветами?
Ученики: Цветы, которые первыми цветут весной.
А сейчас, я каждому раздам имена на листочках, это математические цифры. Посмотрите, теперь наш класс похож на зелёную поляну. А чтобы наша поляна была ещё ярче и зацвела - я вам каждому раздам ещё такие цветы. Как называются эти цветы?
Ученики : Тюльпаны.
Учитель: Правильно. Но наши тюльпаны необычные. Они зацвели на ваших тетрадях, в которых вы сегодня будете работать. Я буду раздавать вам тюльпаны- тетради, а вы будете называть свои имена.
(учитель раздаёт тюльпаны, ученики называют свои имена, «числа»)
Когда вы слышите слово «математика», какие ассоциации у вас возникают?
2.Составление кластера
цифры
задачи единицы десятки устный счёт
плюсминус
сравнение чиселМатематика решение примеров

уравнение геометрический материал
3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок.
И мы отправимся все вместе
В степь, в гости на часок.
а) Ребята, запишите сегодняшнее число. Дополните его до десятка, до сотни.
Какой цифре и какому числу сегодня мы уделим внимание?
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её - нет.
Письмо цифры 2
Учитель: Смотрите, ребята, солнышко тучки закрыли, и скоро пойдёт дождь.

Учитель: Давайте поможем капелькам упасть на землю, а для этого мы должны ответить на вопросы.
1 капелька:
В сад я к бабушке пошёл
И копейку там нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку-
Всё купил я за копейку!
2 капелька: Две дочери, две матери
Да бабушка с внучкой.
Сколько их? (3)
3 капелька: Как называются числа при сложении?
Как называются числа при вычитании?
4 капелька: Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать на сколько одно число > или
< другого.
5 капелька: Сколько см в 1 дм?
Сколько дм в 1 м?
6 капелька: Сколько единиц в1 десятке?
Сколько десятков в 1 сотне?
Сколько единиц в 1 сотне?
4. Математический диктант.
На сколько 18 больше 15?
Сколько нужно добавить к 18, чтобы получилось 20?
Сколько нужно вычесть из 30, чтобы получилось 17?
Какое число больше 16 на 6?
Найди сумму чисел 9 и 4.
К 8 прибавь такое же число.
Уменьшаемое 15 вычитаемое 7. Чему равна разность?
Первое слагаемое 7, второе слагаемое 6. Найти значение суммы.
Найди разность чисел 18 и 9.
5.Учитель: Молодцы, теперь все капельки упали. Степь радуется. А вот теперь все тучки разведём

+3


+4
-2

2

-3

+1

6.Заполнение диаграммы Венна

14-7
11-6
16-9
14-8
18-9
7+7
5+6
9+7
8+6
9+9

Общее

Решить, найти общее.
Наконец-то, появилось солнышко. Значит, вы всё сделали правильно.

Слайд . Посмотрите, сколько тюльпанов в степи.
.
Ученик
Давай пройдёмся медленно по степи
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
Все
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
Учитель: можно ли рвать тюльпаны?
Ответы учеников : Нельзя.
Учитель: А почему?
Ученики: Потому, что тюльпаны занесены в Красную книгу Республики Казахстан, в эту книгу записывают редкие и исчезающие растения.
Учитель: Любите растения, цветы, берегите сами их и учите других беречь природу Родного края.
1.Ученик читает подготовленную информацию о тюльпанах.
День весенний наступил,
Тёплый дождь с утра полил
Разбудил в степи подснежник,
Лёд в оврагах растопил.
2.Ученик
Как он красив - тот пламенный цветок!На длинном стебле горд и одинок. Прекрасны лепестки закрытого бутона. Четыре века мир в него влюбленный... Что в сердце нераскрытого тюльпана?В чём чудо красоты его, в чём тайна?Так хочется поверить... посмотри -Прелестная Дюймовочка внутри...
7.Учитель: Скажите, какие числа написаны на тюльпанах?
Ответы учеников
Представьте числа в виде разрядных слагаемых:
76=70+6 66=60+6 87=80+7
Работа в группах.
Волшебные квадраты. Вставить пропущенные числа, помня о том, что сумма чисел в
вертикальных и горизонтальных рядах одинакова.
5 7 9 8 6 8
5 7 8 10 9
8.Работа у доски. Решение примеров с взаимопроверкой.
76-12 25+35 27+13
46+14 37+42 18+14
70-36 60 - 15 17+13
75-36 45-19 90-47
Физминутка Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Решение задачи:
Слайд.
- Посмотрите, что за животные пасутся в первом табуне?
- Кони.
А, во втором табуне?
-Бараны.
9.Решение задачи.
В степи паслось 12 коней, а баранов на 9 больше. Сколько всего животных паслось в степи?
Разбор задачи.
В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь.
Учитель: Раньше казахи вели кочевой образ жизни и переезжали с места на место. Поэтому они жили в юртах. Это было очень удобно. Юрта быстро складывалась и раскладывалась и была лёгкой. Поверх
В степи? На джайлау
Пасутся овечки
Там дедушка юрту
Поставил у речки.
К нам в гости, с утра
Через коврик-порог
Влетает небесный
Степной ветерок
( К. Баянбаев)
10.Найти геометрические фигуры.
Задание.
Начертить прямоугольник: длина 4 см, ширина 2 см. Найти периметр прямоугольника.
Посмотрите, в юрте что-то есть. «Письмо»
Письмо нам прислали 3 сайгака, в нём задача.
Один сайгак выпивает в сутки 10 литров воды ..
_-Это будет являться задачей?
- Нет.
- А почему ?- Нет вопроса.
А какой вопрос можно поставить к этой задаче?
Сколько литров воды понадобится 3 сайгакам в сутки?
Что следует дальше?
Решение.
3•10=30 (.л.)
Ответ: в сутки 3 сайгакам понадобится 30 литров воды.
-Что- то степь загрустила…
-Давайте украсим её своими тюльпанами.
-Каждый по настроению выбирает себе цветок и украшает цветочную поляну.
- Кто считает, что всё понял, активно участвовал на уроке, отвечал на отлично, берите красный тюльпан. Значит, ставите себе оценку- «5».
- Кто думает, что давал недостаточно полные ответы, правильно отвечал, хорошо работал, берите себе розовый тюльпан. Значит, ставите себе оценку -«4» .
- Кто думает, что есть над чем задуматься, мало работал на данном уроке, но на следующем обязательно постарается, выбирает себе жёлтый тюльпан. Значит, ставите себе оценку – «3».
- Надеюсь, жёлтых тюльпанов никто не выберет, все трудились хорошо.
-Посмотрите, какая степь красивая!
- А дадите ли вы сорвать свои тюльпаны?
-Нет.
Спасибо за урок.