Урок обучения грамоте Урок-праздник Прощай. азбука! 91 класс0


Урок-праздник "Прощай, Азбука"
Тема: «Прощай, Азбука»
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма урока – урок – праздник
Цель: создать условия для развития у учащихся умения читать слова и предложения со всеми буквами русского алфавита
Задачи:
Предметные задачи урока: учить читать плавно по слогам и целыми словами вслух и про себя, понимать содержание прочитанного, эмоционально реагировать на события в тексте при чтении, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
 Метапредметные задачи урока:
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные:  содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи.Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к книге, уважения к товарищам.
Ход урока:
Ведущий 1.
Праздник начинается
Гости улыбаются
А дети постараются
Сейчас нам показать
Все, чему учились
Все, к чему стремились,
Всё, чего достигли
Всем нам рассказать.
( в класс под веселую музыку входят учащиеся 1 класса)
1 ученик: Почему мои друзья собрались все вместе?
2 ученик: Отчего стихи звучат и поются песни?
3 ученик: Что за праздник здесь собрал взрослых и детишек?
4 ученик: Это ведь не карнавал?
Все вместе: Это праздник книжек!
Ведущий 2
Вы в школе почти целый год отучились,Вы много успели и много узнали.Писать и считать вы уже научились.И первые книги свои прочитали.А верным помощником в этом вам сталаПервая главная книжка.И первые буквы она показалаДевчонкам своим и мальчишкам.
Ведущий 1Вы прочитаете хороших книг немало,Пускай года пройдут и много-много дней,Вам Азбука хорошим другом стала,Мы этот праздник посвящаем ей!
Звучит песня “Азбука”. (Входит пятиклассница, переодетая в костюм Азбуки)
Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Только в школу вы пришли
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли
Стали мы друзьями.
Мы учили буквы,
И письмо, и чтение.
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать,
Стали бойко вы читать.
Очень грамотными стали.
Поумнели, возмужали…
И хочу сказать сейчас-
Очень рада я за вас!
Ведущий 1
Азбука - родная книжка
Для девчонок и мальчишек.
В азбуке – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках.
Буквы, слоги и слова…
Азбука:
Ох! Стою едва-едва -
Закружилась голова!
Учитель: Дорогая, Азбука! Садись! Будь сегодня желанной гостей на нашем празднике.
Может быть расскажем,
Девчонки и мальчишки,
Как вы научились
Читать любые книжки?
Читают дети:
5 ученик
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
6 ученик
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуку свою открыли,
Открыли чистую тетрадь.
7 ученик
Азбука - первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Песня «С букварем уселись куклы…»
8 ученик
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, читать!
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
Раздается стук в дверь. Входит Буратино.)Буратино:
Погодите, погодите! Это как же вы праздник без меня начали?Я— Буратино длинный нос! Я «Азбуку» сюда принёс! Скажите, здесь ли первый класс? Прощанье с «Азбукой» у вас?(Ответы детей.)Учитель:  Здравствуй, милый Буратино! А что за «Азбуку» ты нам принес? Где ты ее взял? Это ведь не твоя книжка! Ты – то ведь свою «Азбуку» продал? И теперь. Наверное ничего не знаешь?
Буратино: Знаю!Учитель:  Знаешь? Тогда расскажи нам, пожалуйста, алфавит.(У Буратино ичего не получается.) 
Учитель: 
А вот наши ребятишки,
Теперь могут читать книжки.Азбуку прочли до корки, Заработали пятёрки.Буквы словно на парадДруг за дружкой встали в ряд.Непохож у каждой вид. Вместе — это алфавит! Дети встают в алфавитном порядке.
Буратино: Что ж, ребята, докажите — Ну-ка, хором повторите Алфавит от «А» до «Я». Расскажите мне, друзья!
Дети инсценируют стихотворениеАБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – все теперь мои друзья.
9 ученик
А 5 сестричек опоздали ,Заигрались в прятки.
(прибегают остальные буквы)
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.
10 ученик
Познакомься, Буратино,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
11 ученик
Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним, Но для тебя они ключиКо всем хорошим книжкам!12 ученик
В дорогу взять не позабудь
ключей волшебных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь,
войдёшь в любую сказку. 
13 ученик
Прочтёшь ты книги о зверях, растениях, машинах. Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
(Дети вручают Буратино алфавит)
(Раздается стук в дверь.)
Учитель:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С А, Б, В на медной бляшке
В новой форменной фуражке?
Это он, это он –
Наш знакомый почтальон.
Почтальон Печкин:
Здравствуйте!
Получите! Вам письмо!
Очень срочное оно! (Вручает.)
К вам я прибыл издалека,
Из волшебной стороны.
Ни минуты не теряя,
Вы в путь отправиться должны.
Учитель: В чем же дело? Объясните.
Почтальон Печкин:
Вы в журнал свой загляните.
Злой волшебник ЗвукоморНалетел из дальних гор,
Буквы все у вас украл
И журнал заколдовал.
Если праздновать хотите,
Звукомора победите.
Учитель:
Может, лучше убежим?
Нам не справиться одним!
Звукомор куда сильней!
Как же нам бороться с ним?
(Появляется Звукомор.)
Звукомор:
Здравствуйте, дорогие мои, узнали меня?
Я добрый дядька Звукомор!
Учитель: Известный мастер драк и ссор!
Звукомор: Защитник я и друг детей!
Учитель: Завистник хитрый и злодей!
Звукомор: Люблю, конечно, я вас всех,
Бездельников и неумех.
Спешил я к вам на этот праздник...
Учитель:Он все испортит, безобразник.
Звукомор (поет).
Буквы разные писать
На обоях и в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Умножать и прибавлять,
Двойки тоже получать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель: Послушай, дядька, уходи!
Звукомор: Ах, вот ты как! Ну, погоди!
Готов сейчас я слово дать:
Букв вам ваших не видать!
Учитель: Что же делать? Как нам быть?
Как нам буквы не забыть?
Думаю, пришла пора-
Поиграть нам. Детвора!
(на выбор можно взять предлагаемые игры)
Игра «Волшебный мешочек» В мешочек сложить буквы. По очереди доставать всем учащимся класса по одной букве и называть слово на букву, которую достали из мешочка. (Если ученик ошибся, нужно исправить его и положить букву обратно в мешок).
Игра «Живые буквы». У каждого из  вас есть буква. Я называю вам слово, у кого в руках буква из названного слова, тот  выбегает и с остальными буковками из слова собирают слово. ( Зима, азбука, портфель буква, тетрадь, тест, школа, пенал).
Игра «Собери словечко» Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву «А»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну –
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.
(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СМХР, КРНДШ)
Звонок на переменуБуратино: Ура! Мы тоже за перемену.Учитель: Ну, тогда у нас музыкальная перемена.
Песня «Теперь мы первоклашки»(Выходят Злючка-Грязючка и Лень)
Злючка- Грязючка: Это что тут за веселье?
Лень: А меня не позвали! Я — Лень!Злючка-Грязючка: А я — Злючка-Грязючка! Меня тоже не позвали! Такую очаровашечку!
Лень: Меня! Такую обаяшечку!
Вместе: Здравствуйте, детки! Вы припасли для нас конфетки? Не припасли?
Лень: У, какие вы противные!
Злючка-Грязючка:  Лень, родная, дорогая,да мы сейчас их доведём до слёз.( Показывают конфетку и дразнят детей)Лень: Ребятки, а мы тем дадим конфетку, которые дадут клятву. Все хором произносим.Побольше лениться.Поменьше учиться.Почаще терять свой дневник!Рвать книжки, тетрадки,Забыть о порядке.Тогда скажут —Самый плохой ученик!
Злючка-Грязючка: Девчонок лупите.Побольше дерзите,Пищите, визжите, урок не учите.Тогда про вас будет плохая молва.Лень: Ну, кто хочет получить звание самого плохого ученика?(Подходят к детям, уговаривают согласиться, обещают конфетку)Лень. А как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели не будете лениться, баловаться, жадничать?Злючка-Грязючка:  Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать-писать научились, а как вести себя — не знаете.Дети: Знаем!
Лень: Ну-ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.Герои читают стихи, а ребята досказывают последнее слово.Злючка-Грязючка:
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе...(Утро) 
Лень:
 Если в ночь случилась встреча, Говорим мы...(Добрый вечер)
 
Злючка:
И всегда при расставанье Говорите...(До свиданья)
Лень:
Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была:На меня он, как торпеда,Налетел из-за угла. Но, представьте, зря от Вити Ждал я слова...(Извините)
 Злючка:
Если дарят в день рожденьяВам конфеты и печенье. Карандаш, альбом и книжку Или мягкую мартышку, Не молчи, как в речке рыба,Говори друзьям...(Спасибо)
Лень:
За день и ночь, за солнца луч, За небо, чистое от туч, За звезды, утро и зарю Ты говори...(Благодарю)
 Учитель: Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку! (Обращаясь к Лени, Злючке, Грязючке).
 Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и письму, но и вежливости и взаимопомощи?
Лень: Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего (обращаясь к Злючке-Грязючке). Бежим в другой класс — может быть там тоже сейчас праздник проходит. Может, мы с ними останемся?
Злючка-Грязючка:  А может быть, мы с этими ребятами останемся? Они такие милые, дружные  и умные. А? Ребята?
(смотрят просящим взглядом)
Учитель: А вы исправитесь? Шалить и баловаться не будете?Злючка-Грязючка и Лень: Мы исправимся (поправляют свой внешний вид)
Учитель: Ну что, ребята, разрешим им остаться с нами?
Дети соглашаются.
Азбука: Ну что ж, пришла пора расстаться,Осталось только опрощаться. Посмотрите, какая книга. Это ваш новый учебник, которому я уступаю свое место. Теперь она вас дальше поведет по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь ее, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.
Учитель: Как сегодня радуются дети –Стало больше грамотных на свете!Скажем Азбуке мы «до свиданья»И рукой помашем на прощанье.
Учитель: Но перед тем, как распрощаться, дадим Азбуке торжественное обещание.
К торжественной клятве приготовиться!
Азбука дала вам знания,
Она с вами навсегда.
Помнить будет, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас  книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
 Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Слово родителям
Ведущий 1:
Подошёл к концу наш праздник небольшой, Увлекательного чтения вам желаем всей душой. Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С книгой ладить и дружить! Пусть любовь к хорошей книжке С вами вместе будет жить!