Конспект урокапо русскому языку Имя существительное — хлеб языка

Тема: Имя существительное - ХЛЕБ ЯЗЫКА.
(обобщение)
Развивающая цель: обобщение и углубление знаний учащихся; совершенствование умений применять полученные знания, углубление собственных знаний.
Обучающая цель: научить самостоятельно отбирать материал и готовить на его основе выступления перед товарищами.
Воспитательная цель: формирование устойчивого интереса к языку
Тип урока: урок - семинар
Оборудование: раздаточный материал, словари.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Анализ текста, который записан на доске.
«Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? что? именами существительными.
«Существительное» - это звучит серьезно. Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей «Хлеб - имя существительное» Очевидно, это надо понимать так: хлеб - вещь самая существенная». Беседа по тексту:
Что представляет собой запись на доске?
Докажите, что это текст. Определите его тему.
Найдите предложение, выражающее основную мысль Слово учителя.
Представьте, что вы планетологи, что в вы стартовали с космодрома нашей Родины на неизвестную планету. Сквозь иллюминатор вглядываетесь в неведомый мир. Что увидит землянин? Разные кто? - что? вещи, существа. И начнет подбирать название, связывая их с земными.
Слова какой части речи он употребит? Приведите свои примеры (сначала -название предмета, потом землянин рудет думать, каковы эти предметы и что делают).
- Итак, вы прилетели в далекую Галактику. Вам нужно о многом рассказать жителям незнакомой планеты: о нашей Земле, о замечательной стране, в которой мы живем, и ее достижениях, о вашей жизни, о языке, на котором мы говорим, который стал языком мира, единения людей. И вот сегодня ваш рассказ об имени существительном.
Сообщения учеников
Имя существительное как часть речи
Роль существительных в предложении Задание: Синтаксический разбор предложения.
Стремительно, волнующе, прекрасно Дождь заструился блеском серебра4. И травы встрепыхнулись страстно Засохшие и желтые вчера.



Сквозь тучи мы увидели звезду, Она светила нежно и красиво4.
Щедрые люди поступком нежданным. Приблизят других к мечтам долгожданным4.
Щедрые люди мысли свои с добротой благородного сердца Дарят щедро людям другим4, открывая надежды волшебную дверцу.
Первый осенний снег листья собрал на крыльце4. Природы замедлился бег, снежинки попали в лицо
Учитель
Существительное - самая древняя часть речи. Она исходная: от нее образуются многие части речи. Слова имеют свою жизнь; и существительные как люди, рождаются, живут, умирают - ведь язык -явление развивающееся Сообщения
Существительное живет с древних времен. Общеупотребительные слова
Существительные стареют и уходят из языка (пример приводит из стихотворения А. С. Пушкина «Песня о вещем Олеге» и повести «Дубровский»
Армия существительных пополняется за счет заимствованных и профессиональных слов.
Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Еще М.В.Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...» Иван Сергеевич Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
4. Богатство имен существительных (синонимы, антонимы и омонимы)
Задание: Найти в тексте синонимы. Заменить слова изумрудный его
синонимом зеленый
Как после это изменится текст?
Вывод: синонимы передают тончайшие оттенки предметов, признаков.
От сырости ежится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зеленой ладошке ольхи.







Творческий диктант: вспомните или сочините вторую часть пословицы, учитывая, что в них должен быть антоним к тому наречию, которое есть в первой части.
Легко сказать, да трудно сделать
Вперед беги, а назад оглядывайся
Легко стелет, да жестко спать.
Смотрит вдоль, а видит поперек
III
- Элемент занимательности
1 «Имя твое и мое»
2. «Твоя фамилия»
Учитель
Вот как много можно рассказать только об одной части речи. Это самая
необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись: все, что нас
окружает, живет рядом с нами, различные явления, события - все это
названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.
IV. Подведение итогов. Оценка выступлений.
Какой литературой пользовались? Много ли в этих книгах материала?
Чьи выступления показались самыми интересными и почему; чьи - самыми
важными и почему?
Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?
К каким книгам вы бы хотели обратиться самостоятельно?




15