Утренник «Прощай,Букварь! Спасибо тебе!»


Учитель: - Дорогие, ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас большой праздник.
Мы прощаемся с первой учебной книгой – «БУКВАРЕМ».
Этот день для нас торжественный, ведь пройдена одна ступенька – ступенька
Знаний
1. Уч.Уже земля сменила платье.
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник! Школьный праздник
Для всех читающих ребят.
2. Уч. Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
3. Уч. Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели
И прочли мы весь «Букварь».

4 Уч.Сегодня, друзья, мы здесь собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом и каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы учил нас читать,
Теперь мы читаем страницы.
Песня:
Ученики рассаживаются на места. Под песню «Буратино» вбегает танцуя Буратино и садится за стол.
Мальвина(строго)
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть вилки и ложки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино:
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина: (угрожающе)
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
Буратино: ( в сторону)
- Вот так попал!
Мальвина:
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино: (хлопает по карманам)
- Врете, ни одного.
Мальвина: (терпеливо)
- Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Буратино: (уверенно)
- Два!
Мальвина: (умоляюще)
- Подумайте хорошенько!
Буратино:
- Два!
Мальвина: (с удивлением)
- Почему?
Буратино:
- Я же не отдам некту яблок, хоть он дерись!
Мальвина:
- У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора».Написали? Теперь прочитайте эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Буратино:
- Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Учитель:
- Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодится. У нас все ребята с удовольствием ходят в школу учиться и поэтому они уже много нового узнали, а узнают еще больше.
Буратино:
- Ох, какие вы счастливые, ребята! Значит вы стали грамотными и знаете все буквы? Теперь вы можете прочитать все книжки на свете! И зачем я не послушал папу Карло и продал «Букварь»?! Пойду попрошу прощения. Если папа Карло купит мне новый «Букварь», я буду очень хорошо учиться, чтобы стать такими, как вы! А Мальвина мне в этом поможет . (Уходят, взявшись за руки )
- Праздник начался, а самого главного гостя –Букваря- нет. Ребята, давайте его позовем.
Дети:
- Букварь! Букварь! Мы ждем тебя!
Учитель:
- Не идет. Давайте позовем по-другому! Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «букварь», а мы все громко захлопаем после этого в ладоши.
( Под музыку входит Букварь)
Букварь:
- Что это вы обо мне говорите без меня? Вы узнаете меня, друзья? Я – Букварь. Я пришел к вам 1 сентября и останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о саой первой вашей ступеньке к вершинам знаний.
Учились все по мне и встарь.
Я книга школьная – «Букварь».
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без «Букваря».

- Дорогие ребята, поздравляю вас с первой школьной победой. Успехов вам всегда!
Дети: - СПАСИБО!
Учитель:
- Какие хорошие слова сказал наш Букварь. А ведь и правда, ребята, никто в своей жизни не обошелся без этой книги. Нам повезло, мы с вами учились чтению по очень красочному, интересному, познавательному букварю.
- И сегодня мы отправимся в веселое путешествие по стране «Буквария», побываем на самых интересных страницах.
( Звучит песня «Мы едем, едем…»)
Машинист:
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется.
Немедля отправляется
От остановки «Школа»
До первой буквы «А» .
(Звучит продолжение песни)
Проводник:
- Внимание! Первая наша остановка на странице «Алфавитово»
Учитель:
- Буквы, в порядке алфавита стройся! Равнение на Букварь! Смирно!
- Гласные!
Гласные: - Здесь!
Учитель:
- Согласные!
Согласные: - Здесь!
Учитель:
- Буквы, которые не обозначают звуков!
Ъ Ь : -Здесь!
Учитель:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все - …(дети хором) алфавит!
- Веселые стихи помогали нам лучше запомнить буквы.
Буквы в книжку забежали,
Зазвенели, зажужжали
И спешат наперебой
Познакомиться с тобой.
Ученики: (стихи про буквы)
«А»«А» - начало алфавита, тем она и знаменита.
А узнать ее легко: ноги ставит широко.
«Б»Буква «Б» - с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Буква «Б» бежит к словам: бублик, булка, барабан.
К букве «Б» добавить «А», и получишь слово «БА».
«В»«В» округла и важна. «В» для многих слов нужна.
Для ведерка и волны, ветра, волка и весны.
Букву «В» за «А» вписав, мы получим слово «АВ».
«Г»И подобно кочерге, горбит спину буква «Г».
Буква «Г» начнет слова: гном, гармошка, голова.
«Г» прибавим к слову «АВ», появилось слово «ГАВ».
«Д»Буква «Д», как будто дом. Кто ж играет в доме том?
Дятел дырочку долбит, дрозд на дудочке дудит.
Буква «Д» за буквой «А», написали слово «ДА».
«Е»На расческу «Е» похожа. Буква «Е» тебе поможет
Написать в тетрадь слова: ель, Емеля, ерунда.
«Е» прибавим к слову «ДА», получается «ЕДА».
«Ж» и «К» Это «Ж» - целый жук, а это «К» - полжука.
«З»Буква «З» - два завитка, два разорванных кружка.
Эта буковка звенит, ярким золотом блестит.
«Н» и «И»«Н» надела поясок. «И» надела поясок.
Буква «Н» надела ровно, буква «И» - наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква «И».
«Л»Буква «Л» ногой качала, ложку липкую лизала.
Этой букве будет рад лед, лимон и лимонад.
«М»Взялись за руки друзья и сказали: « Ты да я – это мы!»
А между тем получили букву «М».
Хочешь «МАМА» написать, то нужно «МА» два раза взять.
«О»Посмотри на колесо –
И увидишь букву «О».
«Ю»Чтобы «О» не укатилась,
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».
«П»Что за буква, словно мостик? Это «П» пришло к нам в гости.
«П» поможет написать: пушка, папа, Петя, пять.
«П» возьми и «Л» и «И», а теперь командуй: «ПЛИ!»
«Р»«Р» похожа на флажок: палочка, на ней кружок.
Буква «Р» нужна для слов: рак, ромашка, рыба, ров.
«С» и «Э» Буква «Э» на «С» дивится, словно в зеркало глядится!
Сходство есть наверняка, только нету языка!
«Т»«Т» в антенну превратилось и на крыше очутилось.
После «КО» поставишь «Т», «КОТ» возникнет на листе.
«У»«УЙ!» - сказала буква «У», «УЙ, держите! Упаду!»
Кто-то сделал на беду кривобокой букву «У».
Знает бык лишь «М» и «У» и кричит свирепо «МУ!»
«Ф»Буква «Ф» очки на палке, прибежала из считалки:
Фокус, финик,Фантомас, фантик, фунтик и фугас.
Федор, филин, фас. Фекла фукает на вас.
«Ц» и «Щ»Вот какие «Щ» и «Ц»: с коготочком на конце.
Коготок – царапка – как кошачья лапка.
«Ч»Буква «Ч» танцует с нами, будто стульчик вверх ногами.
Встали к букве в хоровод Чик и Чук, и черный кот.
«Ш»«Ш» шептало и шипело. «Ш» слова писать хотело.
Шут, шарманка, Шапокляк, шоколадка, шарик, шмяк.
«Ь» и «Ъ»Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась.
Хвост вверху нарисовала, тотчас твердым знаком стала.
«Я»Эту букву, как тебя, называют буква «Я».
«Я» кончает алфавит, тихо после всех стоит.
Учитель: - Ты эти буквы заучи, их три десятка с лискош.
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам!
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я». (песня)
( Музыка из песни «Мы едем…» )
Машинист:Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
Проводник: Внимание! Остановка. Станция «Читалочка»».
Учитель:На этой станции ребята расскажут, как они учились читать.
1 уч.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
2 уч.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим… ( звуки!)
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
3 уч.Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
4 уч.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
5 уч.С-с-с … змеиный слышен свист.
6 уч..Ш-ш-ш … шуршит опавший лист
7 уч.Ж-ж-ж … шмели в саду жужжат.
8 уч.Р-р-р … моторы тарахтят.
9 уч.Дружат гласная с согласной
Составляют вместе слог
Ма – и – ша, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
10 уч.Если слоги встанут рядом –
Получаются слова
Ты – и – ква, а вместе – тыква,
Со – и – ва, всего сова..11 уч.Ми – ла мы – ла ру – ки мы – лом.
Ма – ша ка – шу ва – рит нам.
Чтоб скорей и легче было
Всё читайте по слогам.
12 уч. Соединили мы два слова –
И предложение готово.
«Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.»
13 уч.Мы знаем буквы, знаем слоги…
14 уч. Умеем говорить, считать…
15 уч.И постепенно, понемногу…
Все дети: Мы научились все читать!
16 уч.Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать, Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель:Все мы сегодня говорим:
Все дети: Спасибо букварю!
Учитель:Да, ребята! Многому вас научил наш Букварь. Знания, полученные на уроках обучения грамоте пригодятся вам в дальнейшей учебе и помогут многое понять на уроках чтения и русского языка.
И сегодня разрешите мне вручить вам почетные дипломы об успешном завершении изучения самой главной книги в жизни каждого из нас – Букваря.
(Вручение дипломов)
( Исполнение песни)
( музыка «Мы едем, едем …»)
МашинистРебятам объявляется, что поезд отправляется!
ПроводникВнимание! Остановка «Сказочная»
Учитель:За это время мы очень полюбили веселые сказки Г. Цыферова, Г. Юдина, в которых было много слов на ту букву, которую мы изучали.
Тихо скрипит половица
Не спится, опять не спится.
Присев на краю, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица.
Меняются звуки и краски.
Тихо скрипит половица.
По комнате бродит сказка.

- Мышонок Мыща и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину.
Мыша:Давай сочинять стихи!
Слушай, что я сочинил:
-Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
Миша: (кричит)Малины!
Мыша: (растерян)Да при чем здесь малина?! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы!»
Миша:Правильно! А теперь я сочиню. А про что? (чешет затылок)
Мыша:Ну вот про тот мухомор.
Миша:Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
Мыша:(испуганно)Что ты! Что ты! Мухоморы есть нельзя! В больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора.
В лесу нет доктора важней,
Чем рыжий бойкий …
Миша:Айболит!
Мыша:Муравей! Айболит лечит зверей, а муравей – лес!
Миша: (с удивлением) Откуда ты все знаешь?
Мыша: (важно)Кто много читает, тот много знает. (Раскрывает книгу)
Учитель: Важно заметил мышонок.
Машинист:Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Здесь наш путь пока кончается,
Станция «Затейница» нас ждет.
Проводник:Мы приехали, чтоб скуку разогнать
Мы приехали повеселиться, поиграть.
Учитель:I.Проведем викторину по страницам нашего «Букваря»
Какую букву называют почемучкой? (Ч)
Что ответит ослик медвежонку на его слова: «Смотри, пришло утро!» (Ослик: «Ну да, ведь ушла ночь». «Спор» - Цыферов.
Продолжи, как говорили дети: сыски – хыхки – (фыфки) (Драгунский «Заколдованная буква»)
Бывают ли щекотливые стихи? (Григорьев «Хо – хо, ха – ха»)
Почему петрушку назвали «петрушкой»?
Откуда появилось у книги-учебника такое название «Азбука»?
Какой хвостик помог зайчику не стать заикой?
II. Проведем игру «Составь слово»

( Дети с буквами составляют слова )
- эхо; снег; ой; зима; лёд; буквы; пять.
Игра «Слова на шариках»
Учитель:На шариках тоже буквы, но подул ветерок и они разлетелись .Давайте составим фразу благодарности нашей первой книге. (Спасибо букварь).
Частушки про школьную жизнь.
1. Мы веселые ребята,
В первом «Б» мы учимся
Пропоем мы вам частушки –
Может, что получится.
2. В школу сильно я хотел,
Очень рано лег в постель.
Так бы я не опоздал,
Да будильник мой проспал.
3. Я читаю очень быстро,
Девочки гордятся мной,
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
4. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем самиъ Про любовь и про Луну.
5. Наша Ксюша просто так
Очень любит поболтать,
А на риторике сидит
И ничего не говорит.
6. Вот идут труды у нас,
Лепим мы ежонка.
Получился дикобраз,
Или это ёлка?
7. Математику мы учим,
Дружно все считаем.
Только, где вопрос в задаче, -
До сих пор не знаем.
8. Чтение, чтение,
Ты для нас мучение,
Нам бы сказочки читать,
А стихов совсем не знать.
9.Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
10. Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!
V. « Тучка - букварь»
Учитель: А вот на этом листке было написано слово, но видно здесь потрудился буквоед. Может, ребята, вы сможете прочитать слово? (тучка)
Так вот почему у нас тут появилась тучка! Только она необычная и из нее выпадают дождинки –слоги, получаются не лужи, а слова. Попробуйте составить слова.
(мама, дети, книга)
Учитель:Хорошие слова пролились из нашей тучки, очень важные и нужные.
Дорогие ребята! Я знаю, что если бы в нашей большой работе нам не помогли бы родители, то неизвестно, достигли бы мы с вами того, что сегодня показали здесь, на нашем празднике. Вы заметили, что у нас в гостях и наши бабушки. Огромное им спасибо, потому что когда родители на работе, бабушки и дедушки вас провожают в школу и встречают. Помните их заботу и ласку. А сейчас я хочу предоставить слово родителям.

(Выступают родители, дарят подарки).
Учитель:А мы подарим нашим родным и близким танец.
(дети танцуют)
Букварь: Ребята, а ведь я пришел к вам не один. Я привел на праздник свою старшую подругу, книгу для чтения «Капельки солнца» (Входит «книга»)
«Капельки солнца»
Очень рада встречи с вами!
Мне солнце подарило капельки свои.
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам, Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну.
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? –
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.

Как, друзья, вам всем я рада.
Встреча с вами – мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Стук в дверь)

Заяц Пус: (выпрыгивает)
Здравствуйте, ребята!
Был я зайчонком и рос я в лесу.
Пусом назвали меня за красу:
Очень пушистым сынок был у мамы,
Радостным очень, веселым по нраву.
Около леса школа была,
Вся детвора ходила туда.
Съел я волшебный клевер, друзья,
И в школу отправился мальчиком я.
Петя зайцев стоит перед вами,
Думаю, скоро станем друзьями.
Вместе со мной вы отправитесь в путь,
«Капельки солнца» взять не забудь.
«Капельки солнца»
И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски
Все прочитаем в жизни сказки.
Учитель:Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на Земле!
( Исполняется песня)
Ученик:До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!
Ученица:Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от «А» и до «Я».
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!
( Под музыку Букварь уходит из класса)