Урок русского языка в 6 классе Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе


Урок русского языка в 6 классе
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте.
Тип урока: урок систематизации ЗУН
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: Знать характеристику имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли.
Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному; определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Художницу нашу знает весь свет.Раскрасит художница всякий предмет,Ответит всегда на вопросы такие:Какой? Какое? Какая? Какие?
О какой части речи будем говорить?
(Об имени прилагательном) Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
2) Запишите тему урока:
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой.
- Предположите, чем сегодня займемся на уроке? Почему вы считаете, что именно эти вопросы необходимо повторить? Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
План урока:
1.Часть речи. Общее морфологическое значение.
2.Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.
4. Роль имен прилагательных в тексте. Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Составление кластера по изученному в 5 классе
-уточняем, коллективно обсуждаем и дополняем кластер.
2.Прочитайте правило на стр.4, п.55 учебника (2 часть)
- сравните прочитанное с составленным кластером;
- чем дополнили бы правило? (имена прилагательные отвечают также на вопросы каков?, какова? каково?- это вопросы краткой формы прилагательных;
именно краткие прилагательные чаще всего в предложении являются сказуемыми);
- с какой частью речи связано имя прилагательное? (с существительным)
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 1.Определение рода, числа и падежа имен прилагательных
-упр.318
-прочитайте текст упражнения;
- определите тип и стиль текста;
-на какой вопрос пытается найти ответ автор?
-прочитайте задание к тексту упражнения;
-как вы будете определять род, число и падеж у прилагательного? (по существительному, с которым оно связано)
-2 чел. у доске (у каждого- по абзацу)
-комментированное выполнение упр-я;
-сделайте вывод по проделанной работе;
-какой вопрос является помощником при написании окончаний имен прилагательных? (какой?)
2.Синтаксический разбор предложения
Красота нашей земли хрупка и уязвима.
- каким членом предложения являются прилагательные?
-в какой форме они употреблены?
3.Преобразование языкового явления
-подберите к прилагательным из данного предложения и запишите пару- антоним;
-что это будет за пара? (к кратким прилагательным подобрать прилагательное в полной форме:хрупка- хрупкая;
-уязвима-уязвимая)-изменится ли в этом случае синтаксическая роль имен прилагательных? ( да, они станут определениями)
4.Анализ стихотворения С.Есенина
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
-назовите средства выразительности, использованные в данном стихотворении;
-назовите прилагательные;
-какую роль они играют в тексте?
-сделайте вывод по проделанной работе
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1.Самостоятельная работа
упр.323 (5 предложений)
2. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном
3. Выставление оценок Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
8. Включение в систему знаний и повторение -Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, группировать
9.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
10.Домашнее задание П.55, правило на стр.4, Упр.324 или 325(по выбору)