Роль дидактического материала в развитии речи неслышащего ребенка
Роль дидактического материала
в развитии речи глухих учащихся.
Детская природа требует наглядности.
Учите ребенка каким – нибудь
пяти неизвестным ему словам,
и он долго будет напрасно
мучить над ними, но свяжите
с картинками двадцать таких слов,
и ребенок усвоит их на лету.
К.Д.Ушинский.
Проблема обучения глухого ребенка чтению и письму всегда актуальна, но еще сложнее развить у него монологическую речь. Каждым учителем – предметником должна быть понята и реализована идея ориентации процесса обучения на конечные результаты в виде планируемых умений и навыков по развитию речи глухих учащихся. Недопустимо увлечение теоретизированием в ущерб формированию навыков и умений. Нередко освоение программного материала оценивается по способностям дословно воспроизводить формулировку правил, определений. Происходит это потому, что в процессе обучения не всегда соблюдаются основные требования к работе над умениями и навыками.
Каков же круг этих умений и навыков? Это овладение языковыми средствами и способами выражения мысли – нормой и синонимикой, так называемая «малая» учебная речевая деятельность; развитие связной речи, навыков коммуникации, «большая » учебная речевая деятельность.
Чтобы спланировать и наладить работу по развитию речи детей с нарушением слуха и речи, необходимо прежде всего знать каждого учащегося, изучить его индивидуальные психолого – педагогические особенности, уровень его подготовки, пробелы в знаниях за предыдущие классы и по программе текущего года. Учитель русского языка никогда не сможет организовать работу, если не будет систематически вести учет ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах, в устных ответах, высказываниях на уроке; прослеживать пополнение словарного запаса учащихся. Огромную роль в расширении словарного запаса учащихся с нарушением слуха играет работа с наглядными пособиями, иллюстрированными учебниками, справочниками, словарями, разнообразным дидактическим и раздаточным материалом.
Опыт показывает, что учитель может квалифицированно организовать работу на основе индивидуализации и дифференциации обучения, если на своих уроках он использует наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал разнообразного характера, как по целевым установкам, так и по степени сложности. Многие учителя создают свои материалы и с успехом применяют их на практике. Карточки – задания, дидактические материал, опорные таблицы, составляемые учителем в конкретный адрес, наиболее полно учитывают индивидуальные особенности обучаемых, способствуют развитию логического мышления учащихся, формированию у них навыков самостоятельной работы, обогащают словарный запас, совершенствуют языковые знания, речевые умения.
Итак, все наглядные пособия должны помочь глухим учащимся осознать и усвоить, какие средства русского языка используются при обозначении определенных жизненных явлений и ситуаций, какие формы используются для выражения различных мыслей. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо реализовать, один из важнейших принципов дидактики – наглядность.
Работа с таблицами при изучении орфограмм.
Несформированность звуковой стороны речи, особенно в сочетании неразвитостью фонетического восприятия, обуславливает недоразвитие лексико – грамматического строя языка неслышащего ребенка. Имеющийся у глухих детей (9 - 10 лет) запас лексических средств обеспечивает их довольно активное общение на бытовом уровне. Однако изменении условии коммуникации (переход в среднее звено) выявляется недостаточность словарного запаса при формулировании развернутых ответов с элементами рассуждения и иллюстрировании изучаемого правила собственными примерами.
Анализ речевой продукции детей с нарушением слуха и речи на уроках грамматики показывает, что имена существительные и глаголы учащиеся употребляют с ошибками, типичными для данного уровня развития речи. Это – замены по ситуации и по сходству звукового состава слова; неумение улавливать изменение значений, приобретаемых словами при их соединении с аффиксами. Немение распространено неточное употребление слов, обозначающие родовые и видовые понятия.
На недоразвитие словаря детей с недостатками слуха указывают затруднения, возникающие при выполнении специальных заданий: словоизменение, словообразование, подбор однокоренных слов.
Указанные и другие затруднения выражаются в форме стремления дословности изложения, «застревания» на отдельных словах и мыслях, повторения отдельных частей предложений.
Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний языка и особенности учебной деятельности детей с нарушением слуха и речи требуют особой организации коррекционного воздействия.
Чтобы реализовать поставленную задачу необходимо совершенствовать методы и формы обучения русскому языку, постоянно использовать на уроках иллюстрации, картины, таблицы.
Чтобы сформировать в процессе работы с таблицами глубокие и прочные знания учащихся при рассмотрении материала в целом по теме, необходимо использовать серию разных типов уроков: уроки изучения нового материала; уроки закрепления знаний, умений и навыков; повторительно – обобщающие уроки.
При объяснении нового материала перед учащимися ставится задача, которая заключается в усвоении незнакомого материала, в уточнении и дальнейшем совершенствовании грамматического оформления речи, обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Так, например, при изучении темы «Окончание имен существительных мужского и среднего рода в творительном падеже» учитель может использовать следующую таблицу:
Таблица №1.
Окончание имен существительных мужского и среднего рода в творительном падеже -ом, -ем
Именительный падеж
Род
Творительный падеж
Вопрос
Окончание
Нож
М.р.
НожОМ
Чем?
-ОМ под ударением
Врач
М.р.
ВрачОМ
Кем?
-ОМ под ударением
Кольцо
Ср. р.
КольцОМ
Чем?
-ОМ под ударением
Полотенце
Ср. р.
ПолотенцЕМ
Чем?
-ЕМ без ударения
Товарищ
М.р.
ТоварищЕМ
Кем?
-ЕМ без ударения
Задания, которые учитель может предложить учащимся для повторения изученной темы, с опорой на предложенную таблицу:
Задание I
Выпишите из опорной таблицы существительные м.р. с основой на шипящую, отвечающие на вопрос кто?
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
Задание II
выпишите одушевленные существительные м.р., отвечающие на вопросы КЕМ? Выделите в них окончания.
Запишите выводы:
какое окончание имеет существительное м.р. в творительном падеже под ударением?
какое окончание имеет существительное м.р. и ср. р. в творительном падеже без ударением?
Задание III
Пользуясь опорной таблицей, ответьте на вопросы:
Чем режет хлеб мама?
Чем вытирает лицо папа?
Чем работает твой брат?
Задания могут быть общими и индивидуальными. Это зависит от многих факторов. Учитель вправе сделать свой выбор, учитывая характер проблем в знаниях учащихся.
С целью усиления внутрипредметных связей, отработки синтаксических и пунктуационных навыков практически на каждом уроке предусматривается работа в этом направлении. Для анализа структуры предложения используется ряд терминов: слово, предложение, вопрос, схема. Понятие этих терминов специально не раскрываются. Учащимся постепенно открываются конструктивные тайны построения предложения. Так, например, при изучении темы «Относительные местоимения» рекомендуется использование опорной таблицы, материалы которой направлены на ознакомление глухих учащихся с элементами синтаксиса на практике, что способствует совершенствованию их связной речи.
Таблица №2
Относительные местоимения: кто, что, какой, который, чей соединяют простые предложения в составе сложных.
Относительные местоимения:
Сложноподчиненное предложение
Схема предложения
Главное
Придаточное
Кто
Я спросил
кто пришел.
[ ], (кто ).
Что
Я хотел узнать
что вы купили.
[ ], (что ).
Какая
По радио сообщили
какая завтра будет погода.
[ ], (какая).
Котором
На билете написано
в котором часу начинается концерт.
[ ], (в котором..).
Чьи
Дежурная спросила
чьи это перчатки.
[ ], (чьи ).
Сколько
Я вам напишу
сколько дней я буду в Москве.
[ ], (сколько).
В главном предложении могут употребляться указательные местоимения: тот, та, то, те, такой, столько.
Например:
[Я знаю того], (кто пришел).
[Я видел того], (с кем познакомился вчера).
[Завтра будет такая же погода], (какая была сегодня).
С использованием опорной таблицы №2 можно предложить учащимся следующие задания.
Задание №1
1. Составить из двух предложений сложноподчиненное предложение.
Главное предложение: Я видел того,
Придаточное предложение: кто приходил вчера
кому ты передал привет
с кем ты познакомился
к кому ты обращался за советом.
Главное предложение заключи в квадратные скобки, а придаточное – в круглые скобки. В каждой части сложноподчиненного предложения подчеркни грамматическую основу.
Из предложений выпиши местоимения и определи их разряд.
Задание №2
составить вопросительные предложения, используя вопросительные местоимения ЧЬИ? КТО? ЧТО? СКОЛЬКО?
Пришел (кто?) __________; вы купили (что?)__________ ;
эти перчатки (чьи?) _____________; ты делаешь (что?) ___________ ;
эти тетради (чьи?)______________ ; заболел (что?) ________________ ;
Продолжить предложение:
а) Вопросительные местоимения употребляются в ___________________
______________________________________________________________ .
б) Относительные местоимения употребляются в ___________________
______________________________________________________________ .
Итак, наглядный материал позволяет не только обогащать словарь учащегося, но и воспитывать у них навыки правильного, точного словоупотребления.
Заголовок 1Заголовок 215