Особенности работы над ритмико-интонационной стороной речи неслышащего ребенка
Особенности работы над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка
Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте. Для начала большой упор нужно делать на обучение подражанию, данную работу стоит проводить и индивидуально, и фронтально. Необходимо проводить определенные упражнения, которые направлены на формирование произносительных навыков. В эти упражнения нужно включать речевую или фонетическую ритмику. И по мере формирования речи в упражнения следует включать слова, фразы и предложения. Необходимо произносить речевой материал по разному, например, громко и тихо, изменяя высоту голоса. Происходит автоматизация звуков в словах и у ребенка закрепляется навык слитного произнесения.
Для того чтобы ребенок воспринимал сложную ритмическую структуру необходимо терпение, ведь восприятие осуществляется постепенно. Работу следует начинать с односложных ритмов, где не требуется выраженного ударения. Затем постепенно работа усложняется, включаются двусложные и трехсложные ритмы и слова. После их отработки включаются многосложные ритмы, в которых нужно выделять ударный слог в ряду слогов. Первоначально ребенок воспринимает один структурный компонент – это слоги и односложные ритмы, затем двусложные, трехсложные ритмы и слова, за которыми, наконец, следуют многосложные ритмы, в которых и происходит выделение ударного слога.
Очень сложной работой является работа над стихами и воспроизведение стихов или текстов.
Существует определенная последовательность работы:
прослушивание ритма стихотворения;
отхлопывание его;
прослушивание текста стихотворения;
отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;
воспроизведение текста в движении;
воспроизведение стихотворения без движений.
Умение различать ритмы и подчинять им свои движения осознанно способствует быстрой автоматизации, следовательно исключается напряжение в двигательном аппарате, что в свою очередь положительно сказывается на качестве речи неслышащего ребенка.
Формирование у детей произносительных навыков, которые вырабатываются у детей в процессе работы, обеспечивают основу, без которой овладение неслышащим ребенком интонации было бы крайне затруднено.
Интонация играет огромную роль в речи всех людей. Она производит организацию смысловой стороны речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения или вопроса, а также усиливает лексическое значение слова. Отсутствие интонации в речи затрудняет её понимание окружающими людьми. В спонтанной речи неслышащих дети можно услышать некоторую модуляцию голоса (Больно! Хорошо! Ура! и т.д.). Но эта модуляция кратковременна, примитивна, связана с эмоциональным состоянием в данный момент. Восприятие чужой речи неслышащими детьми затруднено, особенно восприятие интонации и логического ударения. Правильно организованный педагогический процесс будет способствовать овладению детьми выразительностью хотя бы в элементарном виде.
Как уже говорилось, у неслышащего ребенка интонация нарушена и выражается монотонностью. Но дети могут подражать интонации учителя. Работа по формированию интонационной стороны речи неслышащего ребенка может осуществляться по различным направлениям. Это, например, работа с логическим ударением. Слова, на которые падает ударение выделяются хлопком, притопыванием, любым вибрационным сигналом. Также, сюда относится работа по формированию естественной интонации, которая подразумевает под собой различные выражения эмоций. Например, радость, удивление, испуг. Как правило, наиболее простой способ для выражения эмоций являются междометия в виде слогов или гласных букв. Конечно, они сопровождаются естественными движениями, которыми пользуются люди в повседневной жизни.
Также, к интонации относится высота голоса. Следует учить детей говорить низким и высоким голосом. Например, изображать большого и маленького мишку, хитрую кошку и разозлившуюся большую собаку. Именно в ходе упражнений дети учатся выражать различные эмоциональные состояния, обыгрывать манеры и повадки животных и многое другое. Также, можно создавать ситуации, в которых ребенок вынужден эмоционально выражать чувства или что – то спрашивать.
Необходимо моделировать ситуации, в которых происходит общение, для этого можно применять игровые приемы. Конечно, стоит учитывать необходимость для общения, опыт общения, индивидуальные особенности детей. Разнообразие преподносимого материала обогащает познавательный уровень неслышащего школьника, вырабатывает способность перефразирования высказанной реплики. Ребятам можно предложить самостоятельно составить диалог. Следует лишь дать несколько тем на выбор и опорные таблички для каждой темы. Дети сами разыграют диалог, но уже без помощи опорного материала, именно это дает возможность развивать естественную интонированную речь.
Фонетическая ритмика хороший помощник при работе с интонацией. Ребенок пытается повторить положение рук и речь взрослого, копирует выражение лица, и соответственно, интонацию речевого высказываний.
К формированию устной, эмоционально окрашенной речи необходим дифференцированный подход. В процессе работы с неслышащим ребенком применяются разные приемы и методы. Работа может проходить с использованием мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски. Это разнообразит работу и добавит мотивации в обучении у ребенка.
Хорошая ритмико – интонационная выразительность речи способствует когнитивному развитию, также затрагивает развитие эмоционально – волевой, личностной и интеллектуальной сферы.
Для верной организации работы по формированию ритмико – интонационной стороны речи глухого ребенка, считает Ф.Ф. Рау, следует исходить из определенных методологических предположений:
Происходит выявление структуры учебной деятельности;
Учитываются возрастные особенности, уровень психического развития, а также зона ближайшего развития неслышащего ребенка;
Определяются условия применения стихотворений или музыкальных средств с целью формирования ритмико – интонационной стороны речи;
Создается оптимальная речевая среда, которая максимально будет способствовать развитию речи и будет использовать все возможности для того, чтобы речь ребенка стала слитной, внятной;
Осуществляется выбор методов, которые будут являться адекватными для определенного ребенка, то есть индивидуальный подход к каждому ребенку также должен быть осуществлен;
Подбор определенных упражнений, как для фронтальной, так и для индивидуальной работы, которые должны закреплять и автоматизировать полученные знания, умения, навыки;
Создание ситуации успеха для ребенка с нарушенным слухом, с помощью которой будет формироваться мотивация к учебной деятельности;
Применять метод расширения возможности учащихся к самостоятельному решению интонационных задач;
Осуществить обследование контингента детей для того, чтобы установить уровень владения ритмико – интонационной стороной речи.
Данный этап следует проводить дважды за год, в начале и в конце, для определения статистической нормы в определенном коллективе.
Обследование должно включать в себя серию констатирующих срезов, которые помогут выявить следующие параметры:
Уровень сформированности ритмико – интонационной стороны речи неслышащих школьников;
Типичные недостатки ритмико – интонационной стороны речи;
Направления работы на занятиях.
Конечно, даже в том случае, если педагоги и родители проводят все разработанные упражнения, ребенок может не овладеть всем многообразием ритмико – интонационной стороны речи, либо овладевать медленно, с трудом. Следует заметить, что именно формирование ритмико-интонационной стороны речи вызывает наибольшие затруднения при более позднем начале обучения.
Это очень трудоёмкая, тяжелая работа, которая требует усилий как от окружающих, так и от самого ребенка. Успешность в работе определяется правильностью подобранных методов, особенностями личности ребенка. Таким образом, необходимо помнить, овладение словесной речью — необходимое условие всестороннего развития глухого ребенка, она оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствует включению его в общество слышащих.