Конспект урока химии 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Далековская средняя школа» муниципального образования
Черноморский район Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ
В 10 КЛАССЕ
Тема «Сложные эфиры»
Учитель: Арабджиева Л.У.
ТЕМА: «ЭФИРЫ»
ЦЕЛИ УРОКА:
дать понятие о составе и строении сложных эфиров;
развить знания о закономерностях химических реакций;
сформировать представления об эфирах как о продуктах реакции этерификации;
показать на бытовых примерах значение эфиров
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
знать:
определение сложных эфиров;
строение молекул эфиров;
изомерию, свойства, получение эфиров;
применение и нахождение эфиров в природе;
уметь:
составлять формулы эфиров;
давать им названия;
записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
на столах учащихся: образцы эфиров, растворитель 647 или 648, жидкость для снятия лака, ацетон, этиловый спирт, жидкое мыло, крем для рук, кусочки пчелиных сот, зеленое яблоко, лисья воскового плюща;
на стенах кабинета развешаны листы с формулами представителей типа Кислородсодержащих органических соединений;
две пробирки, штатив для пробирок; щелочь, кислота, растворы индикаторов;
дополнительная и справочная литература.
ФОРМА УРОКА: урок коллективного изучения материала.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
работа в группах;
исследовательский эксперимент;
проблемное обучение;
здоровьесбережение.
СТРУКТУРА УРОКА.
Мотивационный этап.
Целеполагание.
Подготовка к изучению нового материала.
Работа в группах и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль».
Подведение итогов работы групп. Рефлексия.
Домашнее задание.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
РЕЗУЛЬТАТ
1. Мотивационный этап.
2. Целеполагание.
3. Подготовка к изучению нового материала.
4.Работа в группах. и обсуждение результатов.
5.Подведение итогов работы групп. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Конспект, уч. с 191, табл «применение сложных эфиров» развернуть в любой форме ( презентация, в любом литературном жанре и т.д.)
Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем знакомиться с новым классом органических веществ. Следует рассказ о значении слова «эфиры» в понятиях философов, литераторов, материалистов. А что по этому поводу говорят химики? Как вы думаете, на какие бы вопросы они бы хотели получить ответы?
Обратите внимание, как мало материала по этой теме в нашем учебнике. Поэтому я предлагаю воспользоваться дополнительной литературой и знаниями, полученными при изучении прошлых тем, и коллективно вести поиск на поставленные вами вопросы.
Прочитайте определение эфиров в учебнике.
Из определения эфиров следует, что эти вещества относятся к типу
(продолжите фразу)
Какие классы веществ этого типа мы уже изучили?
Найдите прикрепленные на стенах формулы веществ и назовите их:
1 группа – спирты
2 группа – кетоны
3 группа – альдегиды
4 группа – карбоновые кислоты.
Из каких фрагментов состоит молекула эфира? Выведите общую структурную и молекулярную формулу сложных эфиров.
О каких видах изомерии в этом классе веществ может идти речь? Докажите на примерах.
Дает алгоритм построения названий сложных эфиров.
Задание.
Назовите вещества формулы которых записаны на доске.
Вспомните свойства карбоновых кислот и спиртов.
Дайте характеристику этой реакции по уравнению.
Как будет называться обратная реакция?
Мы с вами перешли к свойствам эфиров.
Задание.
Найдите в литературе , как протекает гидролиз в кислой ив щелочной среде. Ответьте на вопрос: Почему спирты не взаимодействуют с солями?
Классификация сложных эфиров.
Задание:
1. по каким признакам можно классифицировать эфиры?
2. составьте схемы классификации эфиров.
Практическая работа «Тест-контроль» « Сравнение растворяющих свойств спирта, ацетона, сложных эфиров при действии их на лак для ногтей»
О нахождении в природе и применении заслушиваем сообщение.
Смогли ли мы получить ответы на поставленные вопросы?
Все ли было понятно?
Что вызвало затруднение?
Изучение особой группы сложных эфиров – жиров продолжим на следующем уроке.
Дает оценку работы класса в целом, оценивает и комментирует ответы отдельных учащихся.
Обращает внимание, что работа может выполнятся индивидуально или по группам.
Каково строение молекул эфиров?
Есть ли у них изомеры?
Как их называют?
Каковы их свойства?
Встречаются ли они в природе?
Можно ли их использовать?
Читают определение.
. кислородсодержащие органические соединения.
Отвечают: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.
Передвигаясь по классу, собирают листы с формулами, дают названия веществам.
Выполняют задание.
1. внутримолекулярная - по углеродному скелету
2. межмолекулярная - с карбоновыми кислотами
Выполняют задание.
Называют реакцию этерификации. Записывают ее на доске в общем виде.
Обратимая, каталитическая, обмена.
Гидролиз.
Работают со справочной литературой.
Выполняют задание.
Проводят опыты. Делают выводы: 1. о безопасности применения и мягком действии уксусно-этилового эфира (жидкости для снятия лака), 2. об иссушающем действии на ногти ацетона.
Выступает один из учащихся класса.
Грамотно записывают задания в дневник.
Вопросы записываются на доске, из них выстраивается план изучения темы.
Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.
Каждая группа собрала несколько карточек с формулами представителей класса.
Формулы записываются на доске и в тетрадях.
Выносится на доску.
Записывают названия в тетрадях и проверяют по переносной доске.
Обсуждают в группах. Итог записывают на доске.
Обсуждают в группах. Результат записывают на доске и в тетрадях.
Выводы записывают в тетради.
13PAGE 14115
13PAGE 14815