Доклад по русскому языку на тему Формирование навыков грамотного письма по-русски учащихся школ с нерусским языком обучения
Формирование правописных навыков - сложный и длительный процесс. В соответствии с требованиями новой программы оно начинается в третьем классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Одновременно с обучением чтению идёт и обучение школьников младших классов грамотному письму на русском языке.
В начальных классах практически усваиваются лишь немногие орфографические правила. Поэтому в большинстве случаев учащимся приходится просто запоминать написание того или иного слова. Учащиеся в начальных нерусских классах усвоить написание слова могут путём запоминания правильного написания. Вот почему в выработке умений и навыков грамотного письма по-русски учащихся школ с нерусским языком обучения очень большое значение имеют различного рода тренировочные упражнения: разнообразные виды списывания, диктант как практический метод обучения, работа с русско-казахским словарём, творческое письмо как вид речевой деятельности (письменные ответы на вопросы, изложения работа с деформированным (рассыпанным) текстом, диктанты по аналогии, самодиктант, восстановленный диктант).
Основным видом работы для выработки навыков грамотного письма является диктант. Обычно они проводятся от случая к случаю, зачастую это контрольные диктанты, проводимые без учёта уровня подготовленности класса, без предварительной подготовки учащихся к ним. Поэтому и результаты таких диктантов обычно низкие. Диктант- это письменное упражнение, проводимое в классе с целью формирования правописных умений и навыков. А поэтому они должны проводиться чаще, занимать часть урока, а иногда и целый урок, с целью обучения грамотному письму, а не только с целью контроля. Ведь прежде чем проверять, надо научить детей писать.
Виды диктантов:
Целесообразно большое место в системе упражнений отводить предупредительным словарным, творческим, выборочным, картинным диктантам и письму по памяти. В связи с изучением той или иной лексической темы учебника можно проводить разные диктанты на конкретном словарном материале.
Приведу примеры вышеназванных видов диктантов в начальных классах казахской школы.
Зрительный диктант проводится примерно по такому плану:
1) предварительная запись учителем предложения на доске
2) чтение написанного на доске предложения сначала учителем, затем учащимися (при необходимости выясняется значение того или иного слова и смысл предложения в целом)
3) орфографическая подготовка; анализ слов, входящих в предложение (чаще всего разбираются только трудные в орфографическом отношении слова)
4) запись учащимися предложения под диктовку учителя в тетрадях (на время диктовки написанное на доске предложение закрывается)
5) проверка учащимися написанного предложения ( для этого учитель открывает запись на доске)
Слуховой диктант. При проведении обучающего слухового диктанта учитель читает текст, незнакомые слова объясняет и выписывает на доске. Затем учитель читает первое предложение, дети его повторяют. После вторичного чтения предложения дети записывают его в тетради. После записи всех предложений учитель медленно читает текст диктанта, что позволяет детям обнаружить пропущенные слова, проверить окончания слов, затем учащиеся сдают работы для проверки учителю.
Вместо вторичного чтения предложения учитель может записать его на доске под диктовку учащихся. После того как оно будет разобрано, дети читают предложение и записывают его в свои тетради ( на доске оно закрывается на время письма). Получается форма зрительно-слухового диктанта.
Большое внимание надо уделять словарным диктантам, представляющим группу слов или словосочетаний, объединенных определённой лексической или грамматической темой. Дети сначала пишут слова, затем словосочетания, куда входят эти слова. В последующих диктантах слова включаются в предложения и связные тексты. Так, применяя словарные диктанты, учитель подготавливает учащихся к письму диктантов других видов. Обычно для проведения словарного диктанта в 3 классе можно взять от 3 до 6 слов, в 4 классе от 7 до 10 слов.
Картинные диктанты. Любят младшие школьники писать так называемые "немые" или картинные диктанты. При проведении картинных диктантов учитель не произносит слова, а лишь показывает учащимся картинку с изображением предмета. Учащиеся, посмотрев на картинку, мысленно воспроизводят слово и пишут его. Для проведения картинных диктантов можно использовать такие картинки, которые позволяют писать целые предложения: Ученик пишет. Девочка моет посуду.
Выборочный (распределительный) диктант. При проведении выборочного диктанта записывается не всё предложение, а лишь те слова и словосочетания, на правописание которых надо обратить внимание. Например: в один столбик записать слова, которые отвечают на вопрос кто? В другой- слова, которые отвечают на вопрос что? Машина, мама, барабан, брат и т.д.
Творческий диктант. В начальных классах казахской школы проводятся простейшие виды творческих диктантов: ответы на вопросы, подбор подходящих слов для вставки в предложения, составление предложений по опорным словам, составление небольших рассказов с определёнными предложениями. Например: Даны такие предложения: 1. Вова и Вера нашли белый гриб. 2. Лес был большой. 3. Дети искали грибы. 4. Ребята пришли в лес. 5.Хорошо в лесу! Чтобы получился рассказ дети должны написать эти предложения в правильном порядке.
Письмо по памяти (самодиктант). Текст, предназначенный для письма по памяти ( после того, как он выучен учащимися наизусть), подвергается анализу с целью предупреждения ошибок, после чего учащиеся записывают его. Проверка работ проводится учащимися путём сверки написанного с текстом в книге или на доске.
Тихая сказка
Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо.
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих и ежиха тоже.
И ребёнок был у них очень тихий ёжик.
( С. Маршак)
Изложения.
Обучение изложению способствует развитию активного внимания и логической памяти детей, развитию их устной и письменной речи, обогащению словарного запаса. Изложение на начальном этапе- это воспроизведение текста по вопросам, которые ставятся к каждому предложению. Работа с планом играет большую роль в развитии мышления и речи у учащихся. Особое внимание в процессе работы над изложением учитель уделяет словарной работе. Словарная работа может проводиться несколько дней до написания изложения. Эти слова могут быть включены учителем в упражнения на уроках до изложения, чтобы к моменту работы над изложением они уже были усвоены детьми. Такая предварительная работа будет способствовать повышению грамотности учащихся.
Кишкенекольская казахская школа-гимназия
Доклад на тему:
"Формирование навыков грамотного письма по-русски учащихся школ с нерусским языком обучения "
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Аргимбаева А.А.
2015-2016 учебный год