Программа дополнительного курса по русскому языку в 9 классе «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. ПОДГОТОВКА К ОГЭ» 2015-2016уч.г.
Программа дополнительного курса по русскому языку в 9 классе
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
2015-2016уч.г.
Автор программы - учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 3» Барыкина Клавдия Сергеевна
1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка
Элективный (практический) курс разработан с целью подготовки учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание курса включены темы по работе над сжатым изложением в объеме 10 часов, тестовым материалом (часть 2) в объеме 14 часов, работа над сочинением-рассуждением 15.1, 15.2, 15.3 в объеме 10 часов. Темы курса выбраны с необходимостью обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно:
рассмотреть все этапы над 1 частью экзаменационной работы - сжатым изложением, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;
в работе с тестовым материалом (часть 2 экзаменационной работы) обратить внимание на распространённые ошибки, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;
закрепить требования к написанию сочинений-рассуждений, проанализировать критерии оценивания данного вида работы экспертами;
Закрепить умения по заполнению бланков ОГЭ.
Задачи курса:
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
Содержание курса
Сжатое изложение (10 часов).
1 - 2 занятия. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков.
3 – 5 занятия. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Приемы сжатия текста на практике. Работа по текстам. Исключение как прием сжатия текста.
6 – 8 занятия. Сжатое изложение. Редактирование текста. Обобщение - прием сжатия текста. Упрощение - способ компрессии текста.
9 занятие Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
10 занятие. Работа над ошибками. Памятка «Как работать над сжатым изложением»
2. Работа с тестовым материалом (14 часов).
1-2 занятие. Нормы русской орфографии.
3-4 занятие. Морфемика и словообразование.
5-7 занятие. Словосочетание. Предложение. Синтаксические связи слов.
8-10 занятие. Лексика и фразеология. Выразительность русской речи.
11-12 занятие. Диагностические тестирования.
13-14 занятие. Работа над ошибками.
3. Сочинение-рассуждение (10 часов).
1-2 занятие. Виды сочинений. Этапы работы над сочинениями. Композиционное и речевое оформление сочинения.
3-4 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.1.Написание сочинения.
5-6 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.2. Написание сочинения
7-8 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.3. Написание сочинения.
9-10 занятие. Итоговая диагностика.
Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов
I. Сжатое изложение 10
II. Работа с тестами ОГЭ 14
III. Сочинение-рассуждение 10
ИТОГО 34
Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «Подготовка к ОГЭ – 2016» ученики должны:
знать/понимать:
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы;
правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
следовать критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2016. Русский язык»;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
правильно заполнять экзаменационные бланки.
Литература
1. Т.Н.Назарова, Е.Н. Скрипка. Пособие «ОГЭ (ГИА-9). Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В.
2. Демоверсии ОГЭ - 2015.3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация.
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/и многие др.
Календарно-тематическое планирование дополнительного курса по русскому языку в 9 классе
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
№ Тема Количество
часов Дата
План Дата
Факт
1 Вводное занятие. Структура экзаменационной работы 1 2 Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков 1 3 Построение сжатого изложения. 1 4 Приемы сжатия текста 1 5 Исключение как прием сжатия текста 1 6 Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия. 1 7 Упрощение как прием сжатия текста. 1 8
9 Контрольно-зачетное изложение 2 10 Работа над ошибками 1 11-12 Нормы русской орфографии 2 13 Морфемика. Морфемный разбор. 1 14
Словообразование. Словообразовательный разбор 1 15 Словосочетание 1 16 Синтаксические связи слов. 1 17 Предложение. Сложное предложения. Пуктуация. 1 18 Лексика 1 19 Фразеология 1 20 Выразительность русской речи 1 21
22 Диагностические тестирования 2 23
24 Работа над ошибками 2 25 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением 1 26 Композиционное и речевое оформление сочинения 1 27
28 Как работать над сочинением - рассуждением 15.1 2 29
30 Как работать над сочинением - рассуждением 15.2 2 31
32 Как работать над сочинением - рассуждением 15.3 2 33
34 Итоговая диагностика 2