Конспект урока по физике в 8 классе по теме: Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.
План-конспект урока физики в 8-ом классе
Учитель Волжина Лариса Анатольевна
Тема урока. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах.
Тип знания: открытие фактических знаний.
Цель урока:
Познакомить учащихся со строением вещества, т.е. с частицами из которых оно состоит. Ввести понятие явления диффузии и где это оно встречается и применяется.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: Учебник. Карточки. Сосуд с водой и частички краски (для опыта). Интерактивная доска и на ней записи и картинки.
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение целей и задач урока.
Повторение. На доске картинка капельки воды и кусочка сахара.
Какой опыт показывает, что частицы вещества очень малы? (Учащиеся рассказывают про опыт с кольцом и шариком подвешенным на нити).
Класс разбивается на группы. Учитель даёт следующие задание (отрывок из русской сказки: «Лисичка-сестричка и волк»:
«Волк пошёл на речку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика!
- Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
- Ясни, ясни на небе звёзды,
Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!) Учитель: почему лисица повторяла: «Ясни, ясни на небе звёзды!»
Учащиеся дают ответ на вопрос.
Далее ученики проводят опыт с водой и крупинкой краски
(наблюдают некоторое время и видят, что вода начинает окрашиваться)
Учитель:
Как вы думаете почему вода начинает окрашиваться?
Ученики:
Поясняют, почему так происходит.
Учитель:
Как вы думаете называется это явление?
Ученики:
Дают разные ответы, но слово диффузия не произносят.
Тогда учитель помогает им в этом, чтобы сформулировать правильно ответ.
7. Учитель выводит на экран следующую запись, т.е. отрывок из сказки:
«Лето и зима»
Однажды Насреддин сказал друзьям:
-Несколько дневных часов летом равноценны трём зимним дням.
-Почему так?- полюбопытствовали они.
-Я – это установил на опыте,- отвечал ходжа.- Когда я постираю свою
одежду зимой, требуется три дня, чтобы она высохла.
А летом после обеда, она высыхает до вечера.
Учитель:
Почему летом выстиранное бельё сохнет быстрее?
Ученики:
Летом теплее, частицы движутся быстрее, поэтому бельё сохнет быстрее летом, чем зимой.
Учитель:
Открыв флакон с духами, даже не распыляя их в воздухе что происходит?
Ученики:
Мы чувствуем запах духов через некоторое время.
Учитель:
Почему?
Ученики:
Частицы духов и воздуха смешиваются, поэтому мы и чувствуем запах духов.
Учитель обращает внимание учащихся на страницу в учебнике, где описан опыт явления диффузии в твёрдых телах (даёт учащимся некоторое время на прочтения абзаца, где идёт речь об этом явлении и) задаёт вопросы:
-Итак, о чём мы с вами сегодня говорили на уроке?
-Какое рассмотрели явление и как оно называется?
-В каких веществах оно может происходить? Приведите примеры.
Вывод:
Все вещества состоят из частиц, которые называются молекулами.
Рассмотрели явление диффузии.
Диффузия может происходить в любых веществах: жидких, газообразных и в твёрдых телах.
Заметили, что, чем выше температура на улице, тем быстрее идёт явление диффузии.
Подведение итогов урока
Выставление оценок учителем
Домашнее задание § 8,9 и объяснить пословицы:
Ложка дёгтю в бочке мёда (русская); Нарезанный лук сильнее пахнет (мальгашская)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Разработка урока (план – конспект)
по физике в 8 классе по теме:
«Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах»
Выполнила: учитель физики и математики
МАОУ СОШ № 8
Волжина Л.А.
г. Лабытнанги2017г.