Образовательный материал
Ребенок и взрослый семейное творчество.
Сохранение и развитие семейных традиций.
Если родитель – учитель?
Значение семьи в развитии творчества детей.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных объединений, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Основная функция семьи, как социального института- это рождение и воспитание потомства. Влияние родителей на детей нельзя недооценить. Оно начинается в самый ответственный момент развития ребенка, когда закладываются основы человеческой личности, и продолжается всю жизнь. Именно от отца и матери зависит, как будет проходить процесс социализации ребенка, т. е . его обучения жизни в обществе. Родители передают детям свой жизненный опыт. Каким же образом это происходит? Прежде всего, через совместную деятельность. Уборка и ремонт в доме, работа на огороде, приготовление пищи: все это помогает ребенку приобрести не только определенные трудовые навыки, но и заимствовать отношение взрослых к работе и между собой. Поэтому важно, чтобы в любой деятельности были элементы творчества. Под творчеством с одной стороны, мы понимаем нестандартное выполнение какой- либо задачи, с другой стороны, в обыденном сознании, этот термин связан с рукоделием, рисованием, пением, музыкой. И то и другое понимание правильно, но нельзя суживать его, ограничивая какой – либо областью. Творчество может проявляться во всем.
Почему это важно для семьи и для молодого человека?
Во-первых, в сегодняшнем сложном мире человеку, который может мыслить и действовать нестандартно, легче найти свое место в жизни, утвердиться профессионально.
Во-вторых, человек, который занят интересной деятельностью, имеет хобби, вряд ли будет заполнять свой досуг алкоголем и наркотиками.
В- третьих, именно общие занятия могут сблизить семью, помогут детям и родителям лучше понять друг друга, получить новый знания, испытать радость творчества и счастье общения. Если эти занятия для ребенка приятны, то и в своей новой семье впоследствии он будет стремиться создать такую же атмосферу.
Некоторые родители могут сказать: «Я не умею играть на музыкальном инструменте, не вяжу, не занимаюсь резьбой, не пишу стихи, поэтому творчество не для меня.» Но это не так.
У каждого человека есть какое-то дело, в котором он может проявить себя нестандартно. Кто-то разводит цветы дома, а кого-то увлекает работа на земельном участке, который он превратил в оазис. У третьего, дизайнерские находки в оформлении своей квартиры, а у четвертого, умение создать стильную одежду. А приготовление еды разве не относятся к творчеству? Какие кулинарные шедевры создают многие хозяюшки. Всегда ли дети бывают рядом, когда Вы занимаетесь тем делом, которое Вас увлекает? Наверное, нет
А я уверена, что многие из вас могут поделиться своим опытом и с детьми, и другими родителями.
Я же хотела познакомить вас со своим опытом воспитание детей и развитием у них творчества. Параллельно я хочу показать пути, по которым мы шли, по ним, наверное, идут и большинство родителей, принципы, которыми мы руководствовались.
Творчество в нашей семье.
Наша семья- семья учителей. Хорошо это или плохо? Кто не знает, что такое работа учителя, скажет: прекрасно. Но если вы сами член такой семьи, то знаете, что для детей, для мужа – это бедствие. Подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, продолжаются и дома. Еще хуже для семьи, если этот учитель творческий, ведь тогда он тратит на работу больше сил и времени, не оставляя почти ничего своим детям. Двойное бедствие, если в семье два учителя. Финансовые трудности здесь неизбежны. Школьные проблемы сказываются на жизни семьи.
Досье :
Семья Зуевых : дата рождения :6 09 .1991.
Место проживания : с.Хвощевка , Богородского района .
Место рождения : Нижний Новгород..
Папа :Зуев Леонид Александрович. 1953 г.р.
Образование: физический факультет ГГУ им Н.И.Лобачевского
Профессия: учитель физики, информатики, ОБЖ.
Увлечения: техника, охота, фотография.
Мама: Зуева Елена Николаевна.1962 г.р.
Образование: ГГПУ им.Горького педагогический факультет (дошкольное отделение)
НГПУ (исторический факультет)
Профессия: учитель истории, экономики, МХК.
Увлечения: вязание на спицах и крючком, макраме, художественное слово, пение.
Дополнительное образование: курсы кройки и шитья, курсы экскурсоводов, два года музыкальной школы по классу фортепьяно.
Сын: Николай . 1992 г.р.
Студент Нижегородского педагогического колледжа. (отделение информатики)
Дополнительное образование: ученик 5 класса музыкальной школы по классу баяна.
Увлечения: информатика, фотография.
Дочь: Катя .1995 г.р.
Учащаяся 8 класса школы № 7 г. Богородска.
Дополнительное образование: ученица 4 класса художественной школы
Увлечения: вышивка крестом, плетение из бисера, чтение художественной литературы, создание компьютерных презентаций.
В семье моих родителей рукоделие было не только развлечением, но и важным подспорьем В годы всеобщего дефицита они вязали одежду не только для своих близких. Я, мама и все наши родственники носили кофты, юбки, варежки, шапки, связанные моим отцом инвалидом. Еще в детстве он освоил спицы, а затем научился вывязывать орнамент, вязать ажурные платки. Причем, подтолкнула его к этому мама, которая тоже неплохо вяжет сейчас. Отец умел создать сложный орнамент, подобрать подходящий фасон. Работал кропотливо, аккуратно, много раз переделывая то, что казалось ему неудачны. Потом он самостоятельно освоил вязальную машину. И изделия стали еще качественнее. Как жаль, что я не научилась это делать так виртуозно, как он! Творчество помогало ему чувствовать себя нужным, бороться с болезнью. Он юноша из села, закончивший всего 6 классов пробовал писать стихи и рассказы, неплохо рисовал, играл на гармони, занимался фотографией
Меня привлекали виды рукоделия, связанные с украшением дома: вязание крючком, макраме. Закончив курсы кройки и шитья, я мастерила себе юбки, платья, сарафаны. Занималась художественным словом, пела ,интересовалась историей родного города Нижнего Новгорода, даже закончила курсы экскурсоводов, особенно много материала я собрала о А.С.Пушкине , его пребывании на нашей земле. Начинала я учиться и в музыкальной школе, но уже в студенческом возрасте и закончила только два класса. С детства меня интересовалась живопись, но художественного образования я не получила, а вот открытки, марки с репродукциями картин собирала.
Мой супруг тоже в детстве начинал учиться в музыкальной школе по классу скрипки, но всегда мечтал освоить баян, даже купил инструмент. Увлекался он фотографией. А его дед Иван Павлович, учитель по профессии, был художником –самоучкой, писал картины маслом, дарил их односельчанам. Супруга его - Вера Петровна, тоже учительница, шила сарафаны женщинам трех деревень.
Нам очень хотелось, чтобы наши дети тоже занимались творчеством, музыкой, рисованием, рукоделием. Но мы не хотели, чтобы это было по принуждению. Тем более задатки, судя по способностям родственников, у них должны быть. Наблюдали мы затем, к чему есть склонности у ребят.
Заметить это было не сложно. У сына рано проявился музыкальный слух, было и желание заниматься музыкой. Почти сразу определились с инструментом, выбрали баян. А вот поступить в музыкальную школу смог, когда стал постарше, и мы могли безбоязненно его отправить в Богородск одного. С учительницей Шаминой Татьяной Александровной у него сложились очень теплые отношения. Нам приятно было видеть, как растет его мастерство, усложняются произведения, которые он играет. Порой огорчало то, что он мало занимается. Но мы старались не давить на него, по возможности создавать ситуации, чтобы он участвовал в концертах, школьных мероприятиях. Сын не добился больших успехов, но нас радует то, что он пока не собирается бросать школу и после окончания 5 классов, хочет продолжать заниматься музыкой дальше.
У дочери в дошкольном возрасте проявилась тяга к рисованию, она могла заниматься этим часами, создавая серии карандашных зарисовок или акварелей. В подготовительный класс художественной школы мы отдали ее, когда она ей было 9 лет. Не просто было находить время, чтобы свозить ее в Богородск. Некоторые работы, выполненные в самом начале были сделаны по моему совету. Мы нашли способ того, как сделать цветы сирени. Дочь выполняла эту кропотливую работу, делали коллаж из фантиков, оставшихся от конфет из новогодних подарков. Непререкаемым авторитетом в рисовании для нее стал ее учитель Грязнов Виктор Владимировач. Сейчас я не могу соперничать с ней в рисовании. Могу только помочь тем, что расширяю ее кругозор, посещая с ней художественные музеи и выставки, а еще дать совет при выборе сюжета композиции, особенно если тема связана с историей, религией. Пока будущую профессиональную деятельность она тоже не связывает с искусством, но даже если это будет просто хобби, то мы будем рады.
Ну а что же с рукоделием. Замужем я забыла свои юношеские увлечения макраме, вязания салфеточек. С появление детей необходимо было их одевать. Я использовала свои умения и вязала им костюмы, шила рубашки, сарафаны, но на это все меньше было времени, и все легче становилось купить более качественные вещи. Когда-то до замужества вышивкой занималась моя мама. И вот времена повторяются, в продаже появляется большой выбор схем, возможность покупать нитки. Как-то случайно, у родственников мы увидели вышивку и загорелись этим. Сначала покупали простые детские наборы с забавными рисунками. Муж сделал рамочки, и многие родные получили небольшую вышивку в подарок. Работу выполняли вместе, когда дочь теряла интерес или делала ошибку, в руки брала пяльцы я. Постепенно работы становились сложнее, канва мельче. Очень любит дочь свою две работы, «Клоуны», которые она выполнила на майках. На одной клоун собирает цветы, а на другой играет на трубе и на барабане. До сих пор с удовольствием дочь надевает эти эксклюзивные футболки, которые она украсила вышивкой в десятилетнем возрасте. Традицию выполнять работу вместе мы продолжаем, причем сейчас я выполняю то, что попроще. Мы любим вместе полистать схемы, выбирая наиболее интересную; ищем подходящую рамочку для готовой работы. Планируем, как развесить их в квартире, чтобы они удачнее смотрелись. Надо сказать, что вышивание- рукоделие, требующее терпения и времени. Порой пяльцы могут быть надолго отложены, а потом интерес вышивке просыпается снова. Работа над некоторыми картинами может длиться больше года. Что интересно, дочь не любит работать с готовым рисунком на канве, ее больше привлекают большие, сложные схемы.
Другое увлечение дочери – это бисер. Интерес к нему появился после «Гайдара», где она посещала кружок. Трижды Катя была в лагере, и каждый раз занималась этим видом рукоделия. Моя задача была поддержать его. Денег на бисер надо не очень много, а вот книги стоят дорого, особенно если издание красочное, качественно, подробное, знакомящее со всеми этапами работы. Такую книгу мы купили. Это дало новый толчок к развитию увлечения. А далее следовал мой заказ на украшение. Дочка сделала для меня красивую подвеску, так приятно было надеть ее на работу, продемонстрировать коллегам и ученикам.
Мой муж давно занимается фотографией, фотографировал семью, школьные праздники. Сын долгое время не проявлял к этому никакого интереса. Толчком этому послужила покупка цифрового аппарата. Теперь можно было снимать сколько угодно, не тратя деньги на фотопленку. И мы увидели то, что привлекло внимание сына: такие разные облака, удивительный закат, простые ромашки.
Но больше всего творчества дети проявили, работая на компьютере. Почему это произошло? Муж является противником компьютерных игр. Поэтому они у нас, в минимальном количестве. Общаться же с машиной ребятам хочется, вот и нашли они свой вид работы, которая интересует их.
Первая серьезная работа у Коли была связана с краеведением. Когда он учился в 7 классе , мы решили поучаствовать в областной олимпиаде , посвященной истории Нижегородского Кремля.
У него появилась идея, оформить ответы на вопросы в виде презентации. Может поэтому работа была замечена. Коля занял второе место. А для выступления на конференции подготовил еще одну работу о Кремле , в которой много технических находок.
С этой работой он получил первое место на районной олимпиаде по технологии.
Другая тема, которая надолго его увлекла - это биография А.С.Пушкина. Еще когда он был учеником 6 класса ,я предложила написать реферат о великом поэте и оформить его на компьютере. Работа была сделана. Потом снова вернулся к этой теме уже по своей инициативе, решил сделать презентацию, благо иллюстраций для этого у меня было много. В этой работе он впервые сделал озвучивание. Презентацию смотрели ученики Хвощевской школы, школы № 7, даже Каменской школы, куда ребята ездили для обмена, она получила высокую оценку учителей. Тему А.С.Пушкина сын продолжил в коллеже, писал реферат о пребывании поэта в Болдине. Жаль, что презентацию на этот раз не стал делать.
Успехи брата заинтересовали сестру. Но она пошла по другому пути. Ее компьютерные работы связаны с веселыми рисунками, которые были сделаны в 6 классе, а затем оформлены в небольшую презентацию. Затем была работа о нашей семье. Но это не удовлетворяло дочь. Тема для нее нашлась в этом году. Я стала разрабатывать программу, по истории искусства для 8 класса. А Катя в художественной школе начала изучать изобразительное искусство XIX века. Уроки по этому предмету начинались поздно, и мы попросили разрешения изучать эти темы самостоятельно, а для зачета предоставить работу. Дочь с увлечением занялась разработкой компьютерных презентаций, самостоятельно подбирая картины, тексты, фон, анимацию.
Ее работы я с успехом использую на своих уроках.
Принципы развития детского творчества.
Из своего не очень большого родительского опыта, по развитию творчества у детей, мы сформулировали следующие принципы, которыми руководствовались наши родители, мы сами и можем рекомендовать их другим семьям:
-«покопаемся в генах» (вспомните, какие способности были у родных, есть вероятность, что они передались и вашим детям);
-«наши нереализованные возможности» (а вот здесь поосторожнее, может ребенка не влечет та деятельность, о которой вы когда-то мечтали. У наших детей нет артистических способностей, хоть я стремилась научить их читать выразительно. Нет у них и способности к стихосложению , которая меня иногда выручает, переделать песню к празднику мне не составляет большого труда. Они не любят петь, а я люблю);
-«не опоздай», (начинайте пораньше заниматься развитием ребенка. Особенно его музыкальных и художественных способностей (наверное, мы виноваты в том, что музыкальные способности сына не смогли раскрыться полнее, потому что поздно начато обучение);
-«пусть его научат» (если вы не владеете какой – либо деятельностью ищите кружок, школу учителя, который поможет профессионально вашему ребенку.);
-«чем можем, поможем» (подсказать тему, предложить произведение, оценить творческую работу может каждый, для этого не надо специального образования);
-«мода меняется, а рукоделие остается» (в наше время больше увлекались вязанием, шитьем, а теперь вспоминают искусство бабушек вышивку и бисер );
-«прощайте, денежки» (траты неизбежны, но должны быть разумны. Покупка цифрового аппарата позволила экономить на пленке. Иногда одна красивая дорогая книга может послужить толчком для нового увлечения. А порой экономия очень помогает. Мы перешли от покупок готовых наборов для вышивок к схемам, потому что это было дешевле, а потом поняли , что творчества , самостоятельности при такой работе требуется больше);
-«шаг-остановка, другой - остановка»…( не торопите события, иногда ребенку надо отдохнуть от этой деятельности, просто повзрослеть, и тогда все пойдет, как по маслу. Да и других дел полно у наших загруженных уроками детей. Порой, творчество можно отложить на выходные или каникулы);
-«пусть во всем себя попробуют» (когда я работала вожатой, проводила осенний праздник в начальной школе мне нужно было ребенка на роль Лешего и Девочки, их сыграли наши дети. Когда я выполняла работу редактора школьной газеты, некоторые статьи, я поручала писать Кате и Коле. Были среди них и удачные, некоторые даже были напечатаны в «Пресс-альянс» и литературном альманахе Каменской школы. )
-«мне это было интересно, может и тебе понравиться» (этому принципу я следовала, когда предлагала сыну тему, связанную с А.С.Пушкиным, рассказывала о Кремле, о Нижнем Новгороде. А отец, увлеченный работой с компьютером, сумел свой интерес передать детям);
-«побольше впечатлений, хороших и разных» (посетить выставку, побывать в театре, побродить по городу, погулять по лесу, прочитать новую книгу, все это работает косвенным образом на творчество ваших детей);
-«творим вместе» (ваше участие поможет, ускорит работу, улучшит ее качество, заставит поверить в свои силы, а может даст лишний повод для общения);
-«хвали, цени, уважай творчество ребенка» ( повесьте на стену, подберите рамочку для вышивки, картины, носите украшение, сделанное им, используйте его работу на уроке, похвалитесь другим, расскажите ребенку, как оценили его работу. Как приятно, что сельская администрация Хвощевки оценила творчество нашей семьи, наградила грамотой и книгой.);
-« пусть наши дети помогают нам » (если мы, родители- учителя, так заняты, что нам не до собственных детей, то это выход, когда они нам облегчат работу. Несколько раз я привлекала дочь для рисования оформления к праздникам. Сын аккомпанировал в летнем лагере, при исполнении частушек, когда я работала там воспитателем, играл военные песни на «Зарнице»,подготовкой к которой руководил мой муж. Коля выполнял работу технического редактора газеты «Взгляд», помогая нам быстрее подготовить очередной номер.)
- «праздники – место творчеству» (в этом году День села дал толчок для развития фантазии у всех жителей Хвощевки, подготовка выставки, номеров самодеятельности , здесь была возможность показать себя и взрослым, и детям . Я придумала песню для нашего дома, с дочерью мы соорудили дом из картона. С удовольствием мы участвовали в оформлении выставки. Катя помогала делать зверей из сказки «Репка», а я - Старичка-кабачка.);
-«когда компьютер не мешает» (как важно, чтобы техника помогала детям развиваться, а не приучала к пустому времяпровождению);
-«развил на свою голову, терпи» (творчество не всегда удобно в семье, это может быть беспорядок от ниток, инструментов, разложенных на столе. Увлеченный ребенок, может забыть что нужно выполнить работу по дому, будьте в этом случае к нему снисходительны);
-«а что еще нам интересно?» (не останавливайтесь, ищите, может самое интересное еще впереди. Нам хочется освоить лепку из соленого теста и вышивание ленточками, попробовать себя в ландшафтном дизайне. Муж и сын давно мечтали заняться резьбой по дереву. Я надеюсь, что мы попробуем себя в этих видах творчества );
-«родители, не отставайте» (если вы делали все правильно, то придет время и не вы будете развивать своих детей, а они будут помогать вам двигаться дальше. Сын, по своей инициативе , находит и записывает нам фильмы по истории, военному делу, для того, чтобы мы могли их использовать на своих уроках. Дочь находит книги, необходимые для моей работы. Мы не можем обмануть их ожидания.)
В ходе такого небольшого анализа своего родительского опыта, мы пришли к выводу, что
сохранение и развитие семейных традиций – это не обязательно освоение тех видов рукоделия, которыми занимались ваши предки, а передача принципов, которыми руководствуются родители в отношения развития творчества своих детей.