Разработка урока Строение вещества. Молекулы, 7 класс.
Урока физики в 7 классе
Тема: Строение вещества. Молекулы.
Цели урока:
Образовательная: мотивация учащихся на изучения нового материала, нового предмета. Способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы».
Развивающая: развитие речи учащихся, гибкости мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательная: формирование информационной культуры, положительной мотивации к обучению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.
Демонстрации:
1.Увеличение объема воды при нагревании.
2.Растекание капли масла по поверхности воды.
3.Изменение насыщенности цвета раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап - 1 мин.
2. Этап постановки целей и задач урока - 4 мин.
3. Этап получения новых знаний - 8 мин.
4. Этап исследовательской работы учащихся - 15 мин.
5. Этап обобщения и закрепления нового материала - 13 мин.
6. Рефлексия - 2 мин.
7. Заключительный этап - 2 мин.
Ход урока
I.Организационный этап.
Сообщение темы, целей и задач урока.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Проблемная ситуация.
Человек издавна пытался объяснить непонятные ему явления, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
Но позже человек стал понимать, что все подчиняется определенному закону, иногда не подвластного нам. Мы ежедневно сталкиваемся с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можем предвидеть, что будет потом. Например, мы можем предсказать, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то ;
*если открыть флакон с духами в закрытой комнате, то ;
*если нагреть лед, то ;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то ;
*если капнуть каплю масла на воду, то ;
*если опустить термометр в горячую воду, то
(Учитель проводит демонстрацию нескольких опытов).
Какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести термометр, опущенный в холодную воду и термометр, опущенный в горячую воду?». Еще один вопрос: «Предположим, мы бросаем кусок сахара в горячий чай, и такой же кусочек в уже остывший?».
Чтобы ответить на все эти жизненно важные вопросы, нам знаний недостаточно. Необходимо знать внутреннее строение различных веществ, чтобы предвидеть дальнейшее поведение тел в различных средах.
III.Объяснение нового материала.
Учитель: Каждый день нас окружают различные предметы: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик: Только кажутся?
Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?
Ученик: Из отдельных частичек.
Учитель: А что удерживает их друг возле друга?
Ученик: Притяжение.
Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?
Ученик: Есть.
Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?
Ученик: В газах.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Потому что они легче сжимаются.
Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Ученик: Промежутки.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
IV.Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?».
Исследовательская работа №1.
Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с чистой водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Исследовательская работа №2.
Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
V.Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.
Ученик: Молекулы.
Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?
Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.
Учитель: Как эти частицы называются?
Ученик: Атомы.
Учитель:
Мы не видим их глазами,но из них все состоит.Не потрогать их руками -мелкий атом в них бежит!
Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?
Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.
Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?
Ученик: Нет.
Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
Учитель: Выводы:
1.Молекулы состоят из атомов.
2.Молекулы различных веществ различны.
Работа в группах
1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?
3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?
VI.Рефлексия.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
VII.Заключительный этап.
Учитель:
Шестилеткам Оле с ПетейИнтересно все на свете.Каждый день знакомым взрослымЗадают они вопросы.Как-то раз друзья сиделиИ на звездочки глядели.А потом спросили вдруг:Из чего весь мир вокруг?
· Знайте, умненькие дети,Все, что есть на белом свете:Люди, травы и зверюшки,Поезда, дома, игрушки,Солнце, воздух и вода,И далекая звезда,Словом, все тела подрядИз МОЛЕКУЛ состоят,То есть ма-а-аленьких частиц.Нет у них ни рук, ни лиц,Нет ни хвостиков, ни ножек,И никто из вас не можетИх глазами разглядеть.Есть МОЛЕКУЛЫ везде.До чего ж они малы:Меньше кончика иглы,Меньше маленькой соринки,Меньше крошечной песчинки.Их в пылинке миллионы!Есть у них свои законы.Основной закон такой:Запрещается покой,Разрешается движеньеИ друг к другу притяженье.В воздухе они свободноНосятся куда угодно.Жидкость воздуха плотнее,В ней МОЛЕКУЛАМ теснее,Берегут они бока,Лишь колеблются слегка.А во всяком твердом телеШевелятся еле-еле.Если воду ты нагреешь,В ней МОЛЕКУЛЫ быстрееСтанут двигаться и могутИз воды найти дорогу,И тогда горячий парВыпускает самовар.Скоро, милый, подрастешь,Тропкой Знания пойдешь.Хорошо по ней идти,Узнавая по пути,Что такое СВЕТ и АТОМ,Отчего красны ЗАКАТЫ,Что такое ГРОМ и ТОКПочему свистит СВИСТОК,Кто живет в лесу и в поле.Обо всем расскажутВ ШКОЛЕ.
Домашнее задание: § 25,26, ответить на вопросы после параграфа.
Заголовок 115