Мотивация студентов неязыковых специальностей при изучении английского языка.


Мотивация студентов неязыковых специальностей при изучении английского языка.
Много лет работая со студентами неязыковых специальностей, приходится много внимания уделять проблеме мотивации учащихся при изучении иностранного, в частности английского языка. Как правило, мотивация очень низкая, что объяснимо: языковая среда для изучения отсутствует, кроме того сам иностранный язык , как предмет довольно сложный для изучения и требует, времени и усидчивости и систематичности, поскольку освоить за 3 дня до сессии лексико-грамматическую структуру чужого языка, ни у какого, даже самого одаренного студента , не получится. То есть, чтобы выучить иностранный язык, нужно много сил, времени и желания, и вот тут мы и начинаем задумываться о мотивации, так как без мотивированности к обучению никаких результатов просто не будет.
И так, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. Оределений мотивации, как и классификаций довольно много, нас сегодня интересует, какова мотивация сегодняшних студентов технического колледжа к изучению иностранного, в частности, английского языка?
Несколько лет назад я уже проводила подобное исследование и результаты были не очень радостными: примерно треть ответила, что изучает иностранный язык только потому, что этого требует программа колледжа, кто-то хотел хороших отметок, в том числе и по иностранному языку, кто-то хотел уехать жить в Америку, кто-то( и таких было довольно много), просто написал –« Не знаю! Мне кажется в электромеханическом колледже иностранный вообще не нужен!»
Но ситуация в мире меняется! Объем получаемой нами информации вырос в тысячи раз! Границы стали почти условны – мы можем легко путешествовать по миру, общаться с людьми в любой точке земного шара, и пусть это не всегда путешествие на борту фешенебельного лайнера или за рулем автомобиля, а всего лишь путешествие по сети интернет, оно всё равно реальность – пусть и виртуальная!
Мир изменился! Разумно было бы предположить, что мотивация студентов в столь изменившихся условиях тоже стала другой. Но так ли это? Попытаемся проверить это при помощи маленького социологического опроса, задав студентам всего один вопрос:
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ ВЫ ИЗУЧАЕТЕ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК?
Честно говоря, очень бы не хотелось получить ответы типа:
Чтоб из колледжа не выгнали! Или
Преподаватели заставляют!
Хотя и к этому проявлению внешней отрицательной мотивации, вероятно, нужно быть готовым.
В общем , результаты моего исследования таковы:
Ни один из студентов не написал, что английский ему вообще не нужен!
Примерно 40% студентов первого курса считают, что английский – это интересно, 60% первокурсников считают,что английский как-нибудь пригодится в жизни. « Учу для расширения кругозора» - считают 10% студентов.
«Учу, чтоб узнать другую культуру и то, как живут люди в других странах»,
«Я слушаю музыку. и все песни , в основном, на английском языке, надо же понимать, что там поют!» - были и такие ответы.
15%тудентов второго курса считают, что английский пригодится в путешествиях, не обязательно в англоязычной стране, но как средство общения с теми, кто не говорит по-русски, но знает английский. В качестве примеров называли такие страны, как Турция, Тайланд или Египет.
«Английский нужен, чтоб общаться по Скайпу, не обязательно с англичанами , с норвежцами, шведами, французами –сейчас все говорят по –английски!» - так ответило больше 30% студентов.
Несколько человек, серьезно увлекающихся музыкой, считают, что только исполняя англоязычные композиции можно добиться популярности.
«Новые версии компьютерных игр выходят на английском языке и чтобы в них разобраться надо хотя бы элементарно знать английский, а то назагрузишь непонятно что, разбирайся потом!» -были и такие 5 %!
Студенты 3-4 курсов написали, что они хотят получить высокооплачиваемую работу, и если ты знаешь хоть один иностранный язык, у тебя больше шансов такую работу получить.
Кроме того, студенты считают, что им придется сталкиваться по роду деятельности, с чтением технической документации и для этого уж точно нужен английский.
Студенты всех специальностей, включая студентов группы Банковское дело, отметили, что любая работа на компьютере предполагает хотя бы элементарные знания английского.
И еще хочется отметить, что большинство наших студентов –юноши и некоторые из них написали примерно следующее: сейчас на любой коробке с бытовыми приборами, приспособлениями, приладами обязательно что-нибудь да по английски! Должен я , как мужчина и глава семьи понимать, что там написано!? Что я принес в дом?
Конечно были и те, кто написал: раз английский есть по программе, значит его и учу.
Надо сдать экзамен (зачет), поэтому.
Но были и те, кто в будущем собирается открыть свое дело и , организовав серьезное предприятие, выйти на международный рынок, и вот тут уж без английского действительно никуда!
Кстати, несколько человек именно так и ответили: да сейчас без английского никуда!
Принимая во внимание итоги данного исследования, студентам были предложены разные формы работы, отвечающие их мотивационным запросам и ожиданиям.
Приведу несколько примеров:
Урок – путешествие, тема: Международная выставка – ярмарка в Гонконге.
Студентам было предложено рассказать о своей стране на международной выставке, рассказать о современном оборудовании, узнать о новинках в области электроники.
Урок знакомство с новой бытовой техникой: студентам были предложены инструкции к бытовым приборам, (без изображения) им нужно было понять, что это за прибор, и как он работает.
Студентам специальности Банковское дело было предложено написать рекламу своего колледжа , помимо текста, рекламу можно было снабдить рисунком и рекламным слоганом.
Поскольку при этом можно было пользоваться помощью друзей, выяснилось, что одна из студенток специальности Обслуживание в сфере сервиса пишет стихи. Она написала стихотворение, которое было переведено на английский и заняло призовое место на областном фестивале творческих работ.
Кстати, 2 студента , которые всерьез увлекаются музыкой, тоже выступили на Фестивале с музыкальной композицией на английском языке и пусть они не заняли призового места, думаю, вы со мной согласитесь, что в таких случаях, как раз, главное не победа, а участие.
Подводя итоги, отмечу: мир действительно изменился и благодаря этим изменениям , изменилась и мотивация наших студентов.
Благодаря современному уровню развития телекоммуникаций мы имеем возможность больше общаться, больше узнавать, путешествовать…
Интернет, Скайп, Ютуб и Фейсбук стали нашими помощниками в мотивации студентов к обучению иностранным языкам, хотя я могу говорить пока только про ситуацию с английским языком. Вполне возможно, что у преподавателей немецкого, французского или испанского ситуация посложней.
Но всё меняется…. Несколько человек на мой вопрос
ЗАЧЕМ ВЫ УЧИТЕ АНГЛИЙСКИЙ? ответили –
не знаю! По-моему полезнее для будущего учить китайский!
Может они и правы! Время покажет!
Литература
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека
Платонов К.К., Краткий словарь системы психологических понятий.