Доклад «Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике».


Доклад «Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике».
Жасубиева Б.Т.-учитель –логопед.
Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели, жившие на территории нынешних Китая, Кореи, Монголии, Японии создали учение об организме как о целостной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки- БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней с глубокой древности, с честью выдержал проверку временем доказав свою эффективность. Этот метод выгодно отличается относительной простотой и доступностью. Воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, что зависит от способа, техники воздействия, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Применять массаж можно лишь при отсутствии абсолютных противопоказаний.
Противопоказания: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре тела, активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Следует отказаться от крепкого кофе, острой и соленой пищи.
Методика: важно максимально точно найти БАТ. В Китае для более точного определения точек используется индивидуальный цунь- расстояние, образовавшееся между складками средней фаланги при сгибании третьего пальца ( у мужчин на левой кисти, у женщин- на правой). Абсолютный цунь как единица измерения равен 2,5 см. Перед массажем нужно расслабиться, постараться по возможности отвлечься от всего постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца. При надавливании БАТ возникает ощущение боли или ломоты. Давление необходимо производить подушечкой пальца, оно должно напоминать касание или легкое безостановочное поглаживание, при котором используется тяжесть пальца или кисти. Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Если ребенок жалуется на боль- массировать осторожнее, если возникает головокружение- необходимо прекратить массаж.
Движение пальца – горизонтально- вращательное, направленное по часовой стрелке. Вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе( замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.
Успокаивающий массаж рекомендуют делать только после захода солнца, во время полнолуния. Характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными, вращательными движениями без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления( без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Длительность массажа каждой точки 3-5 минут. Этот метод эффективен при острой боли, бессонице, тревоге, нервном возбуждении.
Тонизирующий массаж наиболее эффективен во время новолуния. Он характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация, длительность -0,5-1 минута.
В коррекционной педагогике точечный массаж полезен для детей, у которых есть остаточные явления органического поражения головного мозга( патологическая беременность, инфекции, родовые и черепно- мозговые травмы). У таких детей повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, неравномерная работоспособность, рассеянность, неусидчивость, расторможенность, драчливость или же пассивность, депрессивное состояние, плаксивость.
Воздействуя на БАТ, удается расслабить гипертонус, стимулировать функцию паретичных мышц, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нервную регуляцию речи.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ДИЗАРТРИИ.
В последние годы резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции.
Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 и 2, что повышает защитные силы организма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 – одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируют симметричные точки 3 и 4 шейно- воротниковой области. Проводя 5 и 6 процедуры, массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. С седьмой процедуры приступают к массажу БАТ на лице и голове – по две точки в день. На точки 7 и 8 воздействуют одновременно. При массаже точек 9, расположенных на расстоянии одного см от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательно массируют и другие точки( см рисунок).
Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание( при дизартрии, заикании, ринолалии), то врачи- рефлексотерапевты советуют воздействовать на точки 14,15, 16, 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи. Точки 16,17, которые массируют одновременно, подключают в следующей процедуре.
При воздействии на точки 1,2,3,4,5,7,8,13,16,17 ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6- лежать на животе, а точек 9,10,11,12,14,15 – сидеть или лежать на спине, последнее предпочтительнее. При дизартрии нарушается не только общая, но и мелкая моторика, в результате чего возникает писчий спазм( изменение моторики руки, при котором нарушается акт письма).
Литература:
М.А. Поваляева «Справочник логопеда», Ростов- на-Дону, 2007г.