План проведения урока Проезд перекрёстков, подготовка водителей автомобилей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕдение…………………………………………….3
Глава 1……………………………………………….4
Глава 2……………………………………………….6
Заключение………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
Возможность проведения уроков такого вида появилась с приобретением образовательными организациями школьных автобусов, оборудованных современными системами безопасности. Это позволило мне, преподавателю основ безопасности дорожного движения, разработать урок-экскурсию, который проводится непосредственно на улицах города в процессе движения школьного автобуса с обучающимися, не только с объяснением учебного материала, но и с фронтальным опросом, постановкой проблемных вопросов, прохождением учебного материала быстрым темпом – ведь учебный класс двигается со скоростью транспортного потока! Город, в котором находится техникум, относится к малым городам, поэтому для занятий по правилам проезда перекрёстков выбраны три самых аварийных перекрёстка с интенсивным движением.
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
До проведения данного занятия проводится большая подготовительная работа:
1 В местной автоинспекции получается и изучается анализ аварийности за
истекший период времени перед занятием.
2. Совместно с начальником ГИБДД по результатам анализа аварийности
определяются три наиболее неблагополучных в аварийном отношении
перекрестка.
3.Согласовывается дата и время проведения занятия.
4. Согласовывается и получается разрешение на групповую перевозку
детей на занятия.
5. При возможности выделить инспектора ДПС начальник ГИБДД
направляет к месту проведения уроков инспектора для обеспечения
безопасности, демонстрации ручного регулирования дорожного движения
и другой поддержки.
6. Водитель школьного автобуса получает дополнительный инструктаж по
проведению урока – автобус должен быть установлен в таком месте близ
перекрёстка, желательно в «карманах», чтобы оно было одновременно
безопасным и позволяло каждому ученику обозревать организацию
движения транспорта и пешеходов.
7. Преподаватель оборудует салон автобуса дополнительно магнитной
доской с макетами автомобилей, мелом, указкой и комплектом
дорожных знаков, буклетами с сигналами светофоров и регулировщиков,
которые размещает на передних сидениях автобуса «ПАЗ» рядом с
водителем.
Учащиеся до проведения урока по «Основам безопасности дорожного
движения на занятиях в техникуме изучают тему « Правила проезда перекрёстков неравнозначных дорог» по дисциплине «Правила дорожного движения» и получают домашнее задание выучить все правила проезда всех перекрёстков.
Уроки в техникуме проводятся парами, поэтому расчёт времени был таким: 90 минут я распределил следующим образом:
по 25 минут на каждый из трёх перекрёстков и 15 минут на переезды, так как расстояние между перекрёстками небольшое.
Цели были поставлены следующие:
- научить будущих водителей ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся дорожной обстановке;
- изучить опыт прохождения самых аварийных перекрёстков города стажированными водителями, чтобы самим не допускать чужих ошибок, приводящим к столкновениям;
- в качестве воспитательной цели мною была сделана попытка привить учащимся – будущим водителям чувство неприятия любых нарушений правил дорожного движения, что и удалось впоследствии – обучающиеся профессии водителя негодовали в автобусе и вскакивали с сидений (что было запрещено), когда кто-либо не уступал дорогу, резко тормозил или опасно маневрировал;
- в качестве развивающей цели ребятам было предложено попытаться прогнозировать действия водителей проезжавших машин – сразу можно было получить результаты прогнозов.
ГЛАВА 2. ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Перед посадкой в автобус проводится проверка явки учащихся и соответствие количества мест для сидения количеству учащихся.
Далее загружается оборудование и наглядные пособия.
Сообщается тема урока и его цели.
Проводится инструктаж учащихся по правилам поведения в автобусе во время движения и на занятиях.
Проводится посадка и размещение учащихся в автобусе.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
После быстрого фронтального опроса и проверки домашнего задания по разделу 13 «Правил дорожного движения» (проезду перекрёстков) автобус перемещается на первый перекрёсток с наименьшей интенсивностью движения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В течение 20 минут из стоящего в удобном месте автобуса учащиеся наблюдают за реальным движением транспорта и пешеходов. Анализируют ошибки водителей и пешеходов. Учитель задаёт вопросы из теории ПДД (домашнего задания). Учащиеся задают практические вопросы о порядке безопасного разъезда на данном пересечении дорог.
Остальные вопросы возникают сами собой по мере того, как развивается дорожно-транспортная ситуация на перекрёстке.
Чаще вопросы возникают у учащихся к учителю.
Далее автобус перемещается на более аварийный перекрёсток по анализу ГИБДД. Здесь манёвры водителей разбираются на магнитной доске, правильные и неправильные манёвры анализируются.
Последняя 20-минутка проводится на самом аварийном перекрёстке.
Здесь применяются исследовательские приёмы как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся.
Например, учитель заранее задаёт вопрос учащемуся – как будет действовать водитель на подходе к перекрёстку. Ученик выдаёт свой вариант, а вся группа убеждается в правильности ответа или констатирует неудачу. Вся группа прогнозирует ситуацию (ДТС) – что же произойдёт?
Оценки бывают самые объективные. Так как город небольшой, то многие учащиеся узнают среди водителей знакомых и даже родителей!!!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В заключительной части подводятся итоги и выдаётся домашнее задание.
План урока
по дисциплине МДК 02.01 «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»
Тема урока « Проезд перекрёстков неравнозначных дорог»
Цели урока:
Образовательная: научить обучающихся будущих водителей безопасно
проезжать пересечения дорог.
Воспитательная: пробудить в учениках чувство неприятия любых
нарушений Правил дорожного движения.
Развивающая: предоставить возможность обучающимся самим
прогнозировать дорожно-транспортные ситуации,
развивающиеся на перекрёстках на их глазах
и приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.
Ход занятия
1. Организационная часть
1. Проверка явки учащихся и соответствия их количества числу посадочных
мест в автобусе.
2. Проверка материально-технического обеспечения занятия, погрузка в
автобус магнитной доски, макетов, буклетов по Правилам дорожного
движения.
3. Инструктаж по правилам поведения в автобусе во время урока.
4. Посадка в автобус.
2. Вводная часть
1.Сообщение учащимся темы и целей урока. Мотивация учебной
деятельности.
2. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос по изученной теме
«Проезд перекрёстков».
3. Основная часть
1. Начало движения в сторону перекрёстка с наименее интенсивным
движением транспорта и пешеходов.
2. Наблюдение учащихся за движением ТС и пешеходов, анализ их действий,
оценка правильных и неправильных действий водителей в пути и на
перекрёстке, разбор аварийных ситуаций, если они сложились на месте.
3. Оценка состояния перекрёстка в аварийном отношении.
3. Перемещение на перекрёсток с более интенсивным движением.
4. Работа на перекрёстке с разбором организации движения на макетах
магнитной доски.
Разбор д/т ситуаций на буклетах, магнитной доске и конспектах, планшетах и ноутбуках.
Оценка перекрёстка и перемещение на самый аварийный перекрёсток
города.
Информация учителя об аварийности данного перекрёстка. Сообщение о количестве убитых и раненых в городе в истекшем периоде.
Наблюдение за движением. Выявление нарушений Правил дорожного движения участниками ДД.
Прогнозирование действий водителей по безопасному проезду данного
пересечения. Выявление ошибок.
Исследовательская работа учащихся – выявление недостатков в
организации дорожного движения на этом перекрёстке. Почему именно
он стал самым аварийным в городе.
В основной части урока учитель задаёт учащимся заранее поставленные вопросы:
1. Какие конфигурации пересечений вы знаете?
2. Дайте толкование термину «Уступить дорогу».
3. Какой поворот наиболее опасен – левый или правый?
4. Какие причины столкновений на перекрёстках вы знаете?
4.Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Выдача домашнего задания.
Возвращение автобуса в образовательную организацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость проведения такого урока актуальна, так как третья часть всех дорожно-транспортных происшествий по статистике происходит именно на пересечениях дорог в одном уровне.
К сожалению, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях
в нашей стране погибает людей в 1,5 раза больше, чем проживает в нашем городе, не считая раненых в ДТП. За 11 месяцев истекшего 2015 года в крае погибло 193 человека, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
Эффекты от проведения подобных занятий самые положительные.
Живое восприятие процесса движения транспорта и пешеходов в безопасном для обучающегося состоянии, критический подход в безопасному вождению других, прогнозирование и водительский расчёт будущих водителей приводит к тому, что учащиеся задумываются над личной безопасностью, ценностью дареной им жизни, своим поведением на дорогах, безопасностью жизнедеятельности в общем и сохранению собственной жизни.