Урок производственного обучения по вождению колесного трактора на тему Управление в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-82


Урок производственного обучения вождение колёсного трактора

Тема: «Упражнение в приемах пользования органами управления
трактора МТЗ - 82»
Цели урока:
Обучающие:
1.Научить студентов; правильнойпосадке на рабочее место тракториста; работать рычагами и педалями управления.
2.Ознакомить студентов с назначением и пределами показаний контрольно-измерительных приборов.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.
Развивающие:
Развить их творческие способности, сообразительность, производственную смекалку.
Тип урока:
Изучение трудовых приемов.
Метод обучения:
Наглядный, практический, индивидуальный.
Материально-техническое оснащение:
Трактор МТЗ-82, комплект инструмента, заправочные материалы (ГСМ), обтирочный материал, инструкционно-технические карты, журнал по технике безопасности, плакаты.
Межпредметная связь: ПДД, Устройство и эксплуатация трактора.
Учебно-производственные работы:
1.Посадка студента на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.
2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.
3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями при неработающем двигателе.
4.Закрепление усвоенных приемов при работающем двигателе.
Место проведения: Площадка учебного полигона.
Ход занятий.
I.Организационная часть.1.Осмотр внешнего вида студентов, рабочей одежды.
2.Организация рабочего места.
3.Заполнение путевого листа.
II. Вводный инструктаж.
1.Сообщить тему и цель урока.
Тема урока: Упражнение в приемах пользования органами управления
трактора МТЗ-82.
Цель урока: Ознакомить студентов с рычагами и педалями трактора МТЗ-82, правилами пользования рычагами управления и педалями и их назначение; контрольно-измерительными и сигнальными приборами, их назначением и показаниями при работе трактора. Выработать умение пользования рычагами трактора МТЗ-82 при запуске двигателя, научить правильной посадке студентов в кабину трактора МТЗ-82.
2.Проверка знаний студентов.
1.Проведение ЕТО трактора МТЗ-82.
2.Назначение рычагов и педалей трактора МТЗ-82.
3.Проверка знаний студентов по вопросам Т.Б. при запуске двигателя, и при его остановки.
3.Содержание инструктажа по технике безопасности.
1.Работать на тракторах следует в тщательно заправленной и застегнутой одежде. Работать в одежде с развевающимися концами, а также в фартуке – запрещается. Волосы должны быть убраны под головной убор. На каждом занятии по вождению мастер проверяет соответствие внешнего вида учащихся указанному правилу. Мастеру следует обратить внимание учащихся на то, что правильные приемы выполнения всех задач являются наиболее безопасными. Желательно привести примеры неправильного выполнения отдельных приемов и объяснить, какие могут быть при этом последствия.
2.Пол кабины трактора, подножка для входа и выхода из кабины, рычаги, опорные плоскости педалей постоянно должны быть чистыми и сухими.
3.При трогании трактора с места необходимо убедиться в отсутствии людей около трактора и на пути предполагаемого движения, дать предупреждающий сигнал.
III. Упражнение обучающихся и текущий инструктаж.
1.Посадка студентов на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.
Мастер объясняет и показывает:
А) Как правильно войти и выйти из кабины трактора;
Б) Правильную посадку тракториста на рабочем месте.
Необходимо входить и выходить из кабины с левой стороны трактора.
Перед выходом из кабины убедится в отсутствии объезжающего транспорта или препятствия против двери (дерево, камень и др.). При входе и выходе из кабины необходимо пользоваться опорной подножкой.
При управлении трактором сидеть прямо, без напряжения, опираясь на спинку сидения, руки держать на рулевом колесе, ноги – около педалей. Положение корпуса должно быть таким, чтобы поле и дорога хорошо просматривались. Для определения правильного положения рук на рулевом колесе необходимо мысленно провести горизонтальную линию, делящую рулевое колесо пополам. Левая рука должна находиться на левой линии, правая – немного ниже.
Студенты тренируются в выполнении задач, осуществляя самоконтроль путем сопоставления своих действий со схемами.
2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.
Мастер последовательно (слева направо и сверху вниз), называя рычаг, педаль или прибор, показывает их, кратко объясняет назначение.
Так как студенты уже обучены вождению гусеничного трактора, мастер сравнивает органы управления колесного трактора с однотипными органами управления гусеничного, подчеркивая общее и объясняя разницу.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82: педаль муфты сцепления (нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается); рычаг переключения передач: вначале рычагом включают I и II ступень редуктора. А затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.
Рулевая колонка – на ней находится рулевое колесо и рычаг переключения поворотов. Рычаг имеет три положения: верхнее – включен указатель правого поворота, нижнее – включен указатель левого поворота, и среднее – выключенное.
Педали левого и правого тормозов. При нажатии ногой на педаль тормозится соответственно левое или правое колесо. При перемещении педали правого тормоза включаются так же «Стоп-сигнал». Соединительная планка тормозных педалей блокирует тормозные педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.
Рычаги распределителя гидросистемы. Правый рычаг управляет задним цилиндром, средний – правым выносным цилиндром и левый – левым выносным цилиндром. Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее – «плавающее», среднее верхнее – «опускание», среднее нижнее – «нейтральное» и нижнее – «подъем».
Для контроля и работы дизеля и трактора используется контрольно-измерительные и сигнальные приборы, которые находятся на щетке приборов трактора:
Указатель температуры охлаждающей жидкости, показывает температуру в системе охлаждения;
Амперметр, показывает силу зарядного и разрядного тока в цепи аккумуляторной батареи;
Указатель давления воздуха в пневмо системе;
Указатель давления масла в системе смазки;
Указатель уровня дизельного топлива в баке;
Тахоспидометр, указывает обороты коленчатого вала и моточасы;
Контрольная лампа включения «массы»;
Контрольная лампа включения поворота;
Контрольная лампа дальнего света;
Контрольная лампа стояночного тормоза;
Блок плавких предохранителей;
Кнопка включения передних фар, верхнее положение кнопки – выключены передние фары, нижнее – включены;
Включатель стартера;
Выключатель аварийной сигнализации.
Верхней части кабины находятся:
Кнопка включения привода стеклоочистителя;
Кнопка включения отапителя кабины;
Кнопка включения передних фар, которые крепятся на верхней части кабины;
Кнопка включения автопоезд;
Кнопка переключателя вентилятора и плафона кабины расположены в правой верхней части кабины, кнопка имеет три положения: верхнее – включен вентилятор, нижнее – включен плафон, среднее – выключено.
Рычаг управления подачи топлива. Крайнее переднее положение рычага соответствуют наибольшей подаче, с перемещением назад – подача уменьшается. В крайнем положении рычага подача прекращается.
Ножная педаль управления подачей топливного насоса. При нажиме на педаль обороты двигателя растут.
Рычаг включения понижающего редуктора, положения рычага вперед – редуктор отключен, рычаг назад – редуктор включен.
Педаль блокировки дифференциала. Педаль расположена справа от рычага переключения передач, включается она нажимом ноги вниз.
Рычаг стояночного тормоза, перемещением рычага вверх осуществляется фиксация торможения, перемещением рычага вниз осуществляется расторможение.
Рычаг управления ВОМ, находится с правой стороны кабины трактора (переднее положение рычага ВОМ выключен, а заднее ВОМ - включен).Студенты самостоятельно пользуясь плакатом «Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82», изучают назначение рычагов, педалей, контрольно-измерительных приборов до полного усвоения.
3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями (при неработающем двигателе).
Мастер знакомит студентов с рабочими зонами действия рук и ног тракториста. Затем мастер кратко объясняет и показывает работу рычагами и педалями. Студенты после каждого объяснения и показа мастером упражняются в работе тем или иным рычагом (педалью) до безошибочного действия в указанной последовательности:
1.Педаль муфты сцепления;
2.Рычаг переключения передач;
3.Совместное действие педалью муфты сцепления и рычагом переключения передач (отработать координацию движений);
4.Педаль управления подачи топлива;
5.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач (отработать координацию движений). Необходимо обратить особое внимание на отработку пятого упражнения ввиду сложности его и важности. Именно в таком сочетании приходится работать с указанными органами управления при вождении трактора;
6.Педали тормозов;
7.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач, педалями тормозов;
8.Совместное действие педалями и рычагами при переключении передач на ходу в восходящем и нисходящем порядке (условно – при неработающем двигателе);
9.Остальные рычаги и педали трактора.
Студенты тренируются поочередно по каждому упражнению в отдельности до безошибочного действия.
4.Закрепление усвоенных примеров при работающем двигателе.
Запускает двигатель мастер в медленном темпе, давая краткие пояснения студентам по ходу запуска. Студенты только наблюдают за действием мастера, чтобы получить некоторые представления о запуске. Это облегчит подготовку студента к следующему занятию – пуск двигателя.
После запуска двигателя отрабатывают комплексные упражнения, чтобы закрепить усвоенные приемы работы рычагами и педалями по следующей схеме:
1.Трогание трактора с места (оно включает в себя совместные действия педалью муфты сцепления, рычагом коробки передач и педалью подачи топлива);
2.Остановка трактора (совместные действия теми же рычагами и педалями);
3.Переключение передачи с I на II (включает в себя действия теми же рычагами и педалями);
4.Экстренная остановка трактора (включает последовательные действия педалью муфты сцепления, педалями тормозов, рычагом коробки передач, педалью подачи топлива).
Мастер обращает внимание студентов на необходимость постоянного наблюдения за показаниями приборов.
Студенты тренируются поочередно, выполняя каждое упражнение в отдельности до тех пор, пока не будет ошибок.
Контрольное задание состоит из следующих упражнений: трогание трактора с места на I передаче, плавный поворот направо, затем налево, переключение передачи с I на II, остановка трактора.
Типичные ошибки студентов:
1.Неправильная посадка на рабочем месте тракториста;
2.Неправильное положение рук на рулевом колесе;
3.Незнание предельно допустимых показаний контрольно-измерительных приборов;
4.Незнание правил пользования отдельными рычагами и педалями;
5.Ошибки в действиях рычагами и педалями;
6.Несоблюдение правил техники безопасности.
IV. Заключительный инструктаж:
Провести итоги занятия:
1.Разобрать ошибки допущенные студентами во время выполнения задания, причины и способы их устранения.
2.Объявить и выставить оценки (аргументировать оценки, выставить оценки в журнал, в путевой лист).
3.Проанализировать производственную дисциплину и соблюдение Т.Б.
4.Сообщить тему домашнего задания:
Нарисовать панель контрольно-измерительных приборов.
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕМА: Вождение колесного трактора МТЗ-82.
ТЕМА УРОКА: Упражнения в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-82.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Выработать первоначальные умения: пользование рычагами управления и педалями трактора МТЗ-82 и контрольно – измерительными, сигнальными приборами.

Органы управления колесного трактора МТЗ-82.1 с унифицированной кабиной:а — расположение органов управления и контрольных приборов; б — расположение сиденья и рычагов управления; в — схема переключения передач; 1 — рукоятка останова дизеля (в том числе аварийного); 2 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом гидроусилителя рулевого управления (ГРУ)); 3 — маховичок управления шторкой водяного радиатора; 4 — выключатель аварийной сигнализации; 5 — указатель напряжения; 6 — переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала; 7 — указатель уровня топлива в баках (зоны 0-0,5-П); 8— указатель давления воздуха в пневмосистеме (рабочая зона 0,5...0,8 МПа (5...8 кг/см2)); 9 — указатель температуры охлаждающей жидкости в дизеле с контрольной лампой перегрева; 10 — указатель давления масла в смазочной системе дизеля с лампой аварийного давления (рабочая зона 0,1...0,4 МПа (1...4 кг/см2)); 11 — блоки контрольных ламп; 12— тахо-спидометр; 13, 14 — выключатели передних и задних рабочих фар; 15 — рычаг управления распределителем гидросистемы задними правыми и левыми боковыми выводами; 16 — включатель стартера и приборов; 17 — рычаг включения понижающего редуктора; 18 — переключатель света; 19 — педаль управления подачей топлива; 20 — педали тормозов; 21 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста; 22 — педаль сцепления; 23 — рычаг переключения передач; 24 — рычаг управления раздаточной коробкой привода переднего ведущего моста (ПВМ); 25 — рычаг стояночного тормоза; 26 — рычаг управления подачей топлива; 27 — рукоятка управления силовым регулятором; 28 — рычаг управления задним ВОМ (переднее положение — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен»); 29 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей; 30 рычаг фиксации сиденья в продольной плоскости; 31 — рукоятка регулирования сиденья по массе оператора; 32 — рукоятка управления захватами гидрокрюка; Н — нейтральное положение рычага переключения передач; I и II — пониженный и повышенный диапазоны передач; ЗХ — задний ход; I — IX — передачи.