Статья Формирование читательских компетенций младших школьников

Формирование читательских компетенций младших школьников

Ершкова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ Первомайской СОШ № 2,
Нижегородской области


«Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»
Александр Блок, русский поэт (1880-1921).

Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, NOP World - россияне уступили пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:
1. Индия 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд 9,4 часа в неделю.
3. Китай 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины 7,6 часа в неделю.
5. Египет 7,5 часа в неделю.
6. Чехия 7,4 часа в неделю.
7. Россия 7,1 часа в неделю.
8. Швеция 6,9 часа в неделю.
9. Франция 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия 6,8 часа в неделю.
(По материалам РИА Новости)

Данная проблема актуальна и предполагает дальнейшие шаги, проекты и программы решения на уровне государства. «Национальная программа поддержки и развития чтения» находится в стадии решения и рассчитана до 2020 года.
Важная роль по формированию личности юного читателя лежит на школе. Задача учителя, школы - это развитие информационной культуры школьников через формирование читательских компетенций.
Важные вопросы, которые всегда волнуют читателя, а учителя больше всего - это:
-Что читать? Как читать? Для чего читать?
Литература, на которой выросло поколение младших школьников советской эпохи – это произведения, которые воспитывали в детях самые лучшие моральные качества: дружбу, честность, ответственность, взаимовыручку. Но социум и современное общество не стоит на месте и дети уже не с таким увлечением читают эти произведения, а современный рынок подчас предлагает то, что пользуется спросом, но к литературе в высоком понимании этого слова не имеет отношения. Ибо, литература для детей в первую очередь должна быть книгой жизни. Важно, чтобы ребенок находил в книгах то, что его волнует на сегодняшний момент, то о чем он мечтает, то . И не обязательно в конце такой книги «должна стоять точка», лучше, если это будет многоточие. Пусть ребёнок сам придет к своему суждению. Это я, конечно, рассуждаю о литературе с точки зрения педагога, которому и в современных учебниках иногда не хватает таких нравственных произведений, материал которых подходил бы и для этической беседы и для глубокого языкового анализа текста. Хотя, конечно, они подобраны исходя из решения комплексных задач. Учитель должен научить детей сопоставлять литературу разную и формировать эстетический вкус детей.
В концепции модернизации российского образования одним из успешных условий самообразования является сформированность ключевых компетенций. Читательская компетенция является стержневой.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться - гласит пословица. Важно вооружить ребенка знанием «Как это делать? Где это узнать? Как это обработать? Где это мне пригодится?», чем дать ему знания в готовом виде, не позволив ребенку даже посомневаться в том, правильно он думает или нет.
Формирование духовно зрелой личности и социально адаптированного человека идет не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках, и во внеурочной деятельности. Но всё же уроки литературы очень важны. И, может быть, не следует забывать, что именно в начальной школе закладываются и формируются общеучебные навыки и черты личности ребенка.
Читательская компетентность – это совокупность знаний и навыков, которые позволяют ребенку:
-позитивно относиться к чтению (ценность чтения – зачем читать?);
- уметь ориентироваться в разнообразии книг и формировать библиографическую грамотность (читательский кругозор – что читать? о чем читать?);
-уметь выполнять читательские действия в работе с книгой и произведением, использовать продуктивные способы чтения (как читать?).

Как формирую читательские компетенции младших школьников?







Формирование навыка чтения:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный темп чтения.
Приемы, которые использую в своей работе:
Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению:
чтение слоговых таблиц;
игровые упражнения на развитие артикуляции;
многократное чтение, переходящее на незнакомую часть текста, с замером количества слов (не более 3-х раз один отрывок);
чтение наполовину закрытых строчек;
чтение слов в предложении начиная с конца;
чтение каждого слова в предложении справа налево;
Упражнения, совершенствующие навык по скорочтению (из опыта работы М.И.Омороковой):
чтение «Буксир»
1СПОСОБ. Учитель громко читает текст. Дети читают его «про себя», стараясь поспевать за учителем.
1.Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения осуществляется путём внезапной остановки на каком-либо слове. Учитель делает выборочную проверку.
2. Иной способ проверки – замена какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети поднимают руки и вносят поправки.
2 СПОСОБ. Чтение в парах. Более сильный ученик читает «про себя» и пальцем следит по книге. А его партнёр читает вслух, но по пальцу соседа. Он должен поспевать за его чтением.
3СПОСОБ. Одновременное чтение учителя и ученика вслух. Учитель замолкает и читает «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идёт чтение вслух. Дети должны правильно уловить темп чтения и встретиться на одном слове.
«Прыжки» (чтение через слово)
«На одном дыхании»
(Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца)
«Бросок-засечка»
( Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом находятся на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами место в книге, на котором остановились и продолжить чтение.

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения:
чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога;
поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении;
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)
Работа с книгой:
Эффективность работы с книгой зависит от правильной её организации. Важно правильно спланировать эту работу на уроке и продумать ее целесообразность. Какие будут решаться учебные воспитательные и развивающие задачи? На работу с книгой в ходе урока должно отводиться определённое время. В начальной школе она должна занимать не больше 10-15 минут.
При работе с книгой можно применяю следующие приёмы:
работа по структуре книги;
составление справки – сведений о чём-нибудь, полученных после поисков.
составление плана текста (простого и сложного) ;
подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей прочитанного);
конспектирование - краткое изложение прочитанного;
списывание текста, цитирование – дословная выдержка из текста;
составление опорного (символьного) конспекта текста.

Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного:
Самарский вариант обучения пересказу текста:
Чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.
Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 – 4.
Запись на доске 4 – 7 ключевых слов на доске.
Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом.
Жужжащий пересказ в парах.
Пересказ текста слабым или средним учеником.
(И множество других приемов работы с текстом.)
На протяжении многих лет тесно работаю с городской библиотекой. С детьми посещаем литературный клуб центральной детской библиотеки «Что? Где? Когда?»
Работа с книгой – это ступень подготовки учащихся к самообразованию.
Начитанность или литературная грамотность – это то, что помогает ребенку быть социально - значимым среди сверстников, повышает его авторитет. И как важно помнить об этом педагогу.
Виды работ, которые помогают выявить уровень литературных компетентностей учащихся:
разнообразная работа с пословицами и фразеологизмами;
работа над лексическим значением слова;
библиогафическая работа;
литературные конкурсы и викторины;
тесты определенной направленности;
заучивание стихотворных произведений.
Читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)
Чтение - это то, что помогает нам осмыслить и присвоить опыт других людей. Информация, полученная из книг, развивает фантазию, интуицию, речь и активизирует все мыслительные процессы. Никакие современные технологии не сумеют заменить важность общения ребенка с книгой, литературным произведением. Но, к сожалению, заменить не смогут, а вытеснять книгу из обращения еще как могут. Поэтому так и важна роль школы, педагогов и родителей по формированию у детей ценности и значимости чтения книг.
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
Навык чтения

Работа с книгой

Начитанность

Читательская деятельность




15