Доклад по теме Чтение-вот лучшее учение
г. Астана
СШ № 28
Омарова Б.М.
Чтение - вот лучшее учение
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно , интересует наверно каждого с первых дней своей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Необходимо стремиться к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого человека, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их умственном, нравственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих учеников. У них работа с книгой всегда вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе.
В течении многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателе чтения учащихся.
Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные упражнения, условно разделенные на три группы:
Зрительное восприятие
Произношение
Понимание прочитанного.
Начало, работе кладут упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой ( при чтении левой страницы – правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путем снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться» глаза читающих открываются от текста и закрываются от текста и закрываются , руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 -30 сек. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: « Вы чувствуете себя хорошо, все тело расслабилось, вы отдыхаете..». Затем фаза Расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.
Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для воспитания у учащихся зоркости к буквенного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста букваря, например:
Какая буква, слог, слово лишние?
а, у, р, о, ы.
ма, ра, ла, ны, са.
река, речка, ручей, ручка, ручеек.
Что общего в словах и чем они различаются?
Мел-мель, мал –мял, мыл – мил.
После приобретения учащимися навыков быстрого схватывания одного, двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более слов сложных. Подобные упражнения можно проводить с предложениями, записывая их сначала так:
Лара
Сама
Мыла
Раму.
Потом записывать таким образом:
Лара сама
Мыла раму.
В после букварный период предложение можно разделить на синтагмы
(синтагма ж. Словосочетание, представляющее собою цельную синтаксическую интонационно- смысловую конструкцию, в которой слова - главное и зависимое - сочетаются по определенным правилам) и записать стихотворным набором:
Дал агроном черенки
И научил,
·Как их в землю вкопать,
Как поливать,
Как с крапивой бороться.
Гнездо у белки,
Как у птицы, устроено:
Из веточек,
Из сучьев.
В дальнейшем можно предложить учащимися небольшие тексты, оформленные таким образом.
С целью совершенствования произношения необходимо проводить на работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа четкости, понятий речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на: сочетание тренируемого звука с гласным. Со словами, содержащими тренируемый звук; чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи и т. п.
Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения:
Чтение шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры- у нас в руках шары.
Ру-ру-ру- бью рукою по шару.
Чтение тихо и умеренно:
Арка арца
Арта арща
Арла арча
Арса аржа
Чтение громко и быстро:
Гарь-парь-жарь
Дверь-зверь- червь.
4 Чтение пословицы:
Нет ничего на свете краше,
Чем Родина наша.
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.
Ребенок не может понять значения хорошо известного ему в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово и несколько раз и лишь потом осознает его значение. Это происходит потому, что понимание значения читаемого слова у первоклассника возникает после почтения слова и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. В связи с этим вводятся упражнения, способствующие синтезу восприятия слова и понимания его значения.
Упражнения первой группы, о которых говорилось выше, помогают быстрейшему синтезу восприятия, произнесения и понимания. С этой целью можно использовать и логические упражнения. Время для прочтения слов. В которых максимально сокращено. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить. Обобщить, сгруппировать и т. д., например:
1 Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка. Стриж – это .
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли – это
Шкаф, варежки, фуфайка, пальто – это
2 Раздели слова на группы.
Заяц корова апельсин
Горох шкаф автобус
Ёжик стул абрикос
Медведь коза яблоки
Капуста диван автомобиль
Волк овца трамвай
3 К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка,пчела.
Средняя школа № 28
«Чтение – лучшее учение»
Подготовила: Омарова Б.М.
АСТАНА -2010
15