Авторская статья: Оценка способов деятельности обучающихся на уроках информатики в соответствии с требованиями ФГОС
Назарова Елена Владимировна,
учитель информатики,
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина
Г. Братск
Оценка способов деятельности обучающихся на уроках информатики в соответствии с требованиями ФГОС
В концепции модернизации российского образования 2010 года говорится следующее: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью». [1]
Давно стало понятно, что традиционное построение урока не может решить этой проблемы. Для разрешения этого противоречия мы считаем целесообразным применение методики обучения на основе поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным. Данная методика понимает процесс овладения знаниями и умениями как овладение системой различных действий по восприятию информации, ее переработке и изменению на основе этих действий и индивидуального жизненного опыта обучающихся. [2]
В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных результатов), сформулированных не в виде перечня знаний, умений, навыков, а виде формируемых способов деятельности.
В данной работе приведен один из вариантов решения этой проблемы. Представлен фрагмент разработки урока по теме: «Организация баз данных и системы управления базами данных», где предложен алгоритм оценки способов деятельности обучающихся. В ходе урока были реализованы следующие цели и задачи:
Создать условия для формирования:
умений работать с таблицами с помощью базы данных Access (создание таблицы с помощью Конструктора, определение имен полей и их свойств, ввод данных в таблицы и модификация их, задание ключевых полей, определение связей между таблицами и создание их, создание форм и работа с ними);
собственной информационной деятельности и планирования ее результатов;
навыков применения средств информационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Содействовать формированию УУД (универсальных учебных действий):
умения использовать имеющуюся информацию грамотно и целесообразно;
умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одноклассниками, учителем;
умения организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за себя.
Содействовать развитию:
информационной культуры, возможности анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ;
внимательного отношения к созданию баз данных и возможности их модернизации;
умения подчинять внимание выполненной работе, способности работать в коллективе;
умения систематизировать и обрабатывать имеющую информацию в соответствии с учебной направленностью.
Все поставленные цели и задачи были направлены на формирование УУД.
Главной целью стала оценка способов деятельности обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.
Мы предлагаем 15 показателей для оценки способов деятельности обучающихся по данной теме, на первом уроке отслеживаются только 5 показателей (Приложение 1. Таблица 1 «Оценка способов деятельности обучающихся»):
умение определять типы и свойства полей;
создавать таблицы в режиме Конструктора;
определять ключевые поля;
организовывать связь между таблицами;
строить «Схему данных».
Это связано с тем, что на одном уроке трудно отследить большое количество показателей и при этом сделать объективные выводы о степени достижения поставленных целей.
Можно проследить, что показатели совпадают с целями урока.
При этом каждый показатель оценивается по трем уровням:
обучающийся не может решать поставленные задачи без помощи учителя (т. е. самостоятельно);
2 обучающийся частично решает поставленные задачи (требуется помощь учителя);
3 обучающийся самостоятельно решает поставленные задачи в полном объеме.
Кроме того, были выделены не только уровни оценки показателей, но и этапы их проверки:
I контроль проводится на начальном этапе изучения темы: после изучения новой темы могут проводится опросы (устные и письменные), тестирование, выполнение практических работ, на которых мы можем проверить усвоение данной темы.
II текущий контроль, то есть в дальнейшем при изучении новых тем в данном разделе баз данных нам приходится возвращаться ко всем показателям, которые можно проверить и при выполнении работ повторно отследить уровень усвоения того или иного показателя.
III рубежный контроль. Это итоговый контроль, когда изучение темы подходит к концу. При этом выдается итоговая контрольная работа, которая охватывает все показатели по данной теме.
В итоге после изучения темы мы имеем на руках заполненный оценочный лист. Кроме того, имеется возможность отследить уровень сформированности УУД как по классу в целом (Приложение 2. Рисунок 1. Оценка показателей по каждому обучающемуся), так и по каждому учащемуся в отдельности (Рисунок 2. Количество набранных баллов по отдельному обучающемуся).
Кроме того, была выведена и общая система оценивания, то есть уровни переведены в оценки:
оценка «5» количество баллов 36-45;
оценка «4» количество баллов 28-35;
оценка «3» количество баллов 20-27;
оценка «2» количество баллов менее 20.
Берутся все показатели, считается максимально возможное количество баллов по каждому учащемуся, которое можно набрать, и выводится соответствующая шкала, которая переводится в оценку. Конечно, у каждого она может быть своя, в зависимости от количества показателей и уровней их оценки.
По итогам выполнения данной работы можно сделать выводы по каждому учащемуся отдельно и по классу в целом. А также оценить не только их предметные результаты, но и уровень сформированности УУД.
Предложенная система оценки деятельности может быть использована не только на уроках информатики, но и на уроках других образовательных областей.
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на 2010 год.
2. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука // Под. Ред. А. И. Подольского; Вступ. Ст. А. И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
Приложение 1
Оценочный лист способов деятельности обучающихся на уроке информатики в соответствии с требованиями ФГОС
Организация баз данных и систем управления базами данных
Таблица 1
№ п/п
ФИО обучающегося
Показатель № 1 Умение определять типы и свойства полей
Показатель № 2 Создавать таблицы в режиме Конструктора
Показатель № 3 Определять ключевые поля
Показатель № 4 Организовывать связь между таблицами
Показатель № 5 Строить «Схему данных»
Уровень 1-3
Уровень 1-3
Уровень 1-3
Уровень 1-3
Уровень 1-3
I
II
III
I
II
III
I
II
III
I
II
III
I
II
III
1
Михнович С.
2
3
3
3
3
3
2
3
3
2
2
3
3
3
3
2
Переладов А.
1
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
Простакишина К.
1
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
4
Пьянков А.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
5
Сахно А.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
6
Семенова И.
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
7
Степаненко В.
2
2
3
3
3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
3
8
Сулавко В.
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
9
Ташкинов А.
2
2
3
2
2
2
3
3
3
2
3
3
2
3
3
10
Тягина А.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
11
Ярошенко Н.
1
1
2
2
2
3
1
2
3
2
3
3
2
2
3
Приложение 2
Рисунок 1. Оценка показателей по каждому обучающемуся
Рисунок 2. Количеств набранных баллов по отдельному обучающемуся.
Диаграмма 115