Организация внеурочной деятельности по русскому языку . Программа кружка ««Учение с увлечением» (в рамках реализации ФГОС ООО)


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНЫЙ КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»


учитель: Лаврентьева Ольга Николаевна

















Котлас
2013 г


Пояснительная записка
Внеурочная деятельность должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Лингвистический кружок является одной из форм внеклассной работы по русскому языку, что соответствует требованиям ФГОС ООО: занятости обучающихся во второй половине дня. Поэтому можно определить следующие цели и задачи кружковой работы:
Цель - привить любовь к русскому языку, вызвать интерес к его изучению.
Задачи:
расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
расширить лингвистический кругозор учащихся;
развить творческие способности учащихся.
При организации кружковой работы соблюдаются общедидактические принципы: принципы научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности программы
Курс рассчитан на учащихся 5 класса, поэтому темы занятий и их последовательность соотносятся с программой по русскому языку. Соответствие тем занятий кружка школьной программе не предполагает повторения и дублирования материала, изучаемого на уроках. На занятиях кружка происходит углубление, расширение полученных на уроках знаний по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису за счет использования дополнительного материала. Кроме того, некоторые задания носят опережающий характер.

Формы и методы организации обучения

Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя игровую часть, а также теоретическую и практическую.
На занятиях предполагается использование самых разных методов обучения: слово учителя, беседа, наблюдение над языковыми явлениями, лингвистический эксперимент, упражнения-игры, задания повышенной сложности и т.д. Данные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
В ходе кружковых занятий реализуются следующие технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология развивающего обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями и справочной литературой.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, тестов, словарных диктантов.

Описание места курса в учебном плане

Срок реализации программы – учебный год. Занятия проводятся один раз в 2 недели по 45 минут. Курс рассчитан на обучающихся 5 класса.

Содержание программы

Номер занятия
Тема занятия
Количество часов

1.
«Глаголь и действуй».
1 ч.

2.
Учимся составлять тест к уроку.
1 ч.

3.
Есть спрос – есть и предложение!
1 ч.

4.
Составь памятку.
1 ч.

5.
Ох, уж, эти обстоятельства!
1 ч.

6.
Занимательные задания по теме «Словосочетание».
1 ч.

7.
Как правильно сделать работу над ошибками? Алгоритм.
1 ч.

8.
Игра «Письмо с необитаемого острова». Обращение.
1 ч.

9.
Сказка «Что случилось в Азбучном королевстве». Фонетика и графика.
1 ч.

10.
Игра «Карта старого Матвея». Транскрипция.
1 ч.

11.
Составляем тест по теме «Фонетика».
1 ч.

12.
«Живем по понятиям: морфема, морфемика, морфология».
1 ч.

13.
Учимся играя – «Птенцы выпали из гнезд» («зрим в корень» – учимся подбирать однокоренные слова).
1 ч.

14.
Игра «Самый сообразительный». Собираем слова вслед за подсказками учителя.
1 ч.

15.
Учимся составлять схемы и таблицы к уроку «Чередующиеся гласные в корне слова».
1 ч.

16.
Конкурс на лучший словарный диктант на изученные орфограммы.
1 ч.

17.
Итоговое занятие кружка «Чему мы научились».
1 ч.



5. Планируемые результаты

Личностные результаты:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.













СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя. Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.
Сегодня , как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России .Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации ,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".
Основная задача ( если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности , за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям . Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.
В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.
Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.
В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина ,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки ,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.
Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа, под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности, с библиотекой семейного чтения им Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина), и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева, директором которой является кандидат педагогических наук Покрасова Л.Н. Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.
На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения .Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»
В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.
Традиционны и уроки, которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. В библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов .Это и портреты, и стенды с биографией поэта ,картины ,иконы, рукописи ,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги . Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи ,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве».
С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева - поэта и педагога ,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о .Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.
Активно участвуют ученики нашей школы и в литературном творческом конкурсе «Первоцвет» им. Н.Дмитриева. Павлова Елена ,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята из школьного научного общества «Пегас» занимаются различными проектами : «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?
Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:
- Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)
- Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези , приключения.
- Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.
- Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно связанная с видом их деятельности.
- Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)
- Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».
Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?
«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют : изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..
Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха . Такая атмосфера способствует активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах ,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.
Так , Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы. Постоянны публикации молодых талантов в местном литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила в журнале Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы Пехов Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи ,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не проходить в содружестве с библиотекой.
Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется способность творить.
Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие программы , как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг. В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.
Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями , художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы ,но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина ,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки ,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

















Утверждаю
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5»
__________________ А. Г. Оводова

Приказ№ ______ от «___»________2013г.

Рассмотрено и согласовано
на методическом совещании
«___»___________2013г.
Протокол № ____
Председатель методического совета школы
____________________ А. Г. Шергина




15