Из опыта работы Как сделать Учение с увлечением!


Как сделать «Учение с увлечением»?
-Как пробудить у детей тягу к знаниям?
-Как оживить процесс обучения?
-Как сделать учебную деятельность увлекательной и интересной?

-Мой собственный опыт дает основание считать, что обучение на деятельностной основе - вот ответ на данный вопрос. Ведь важнейшим побудителем любой деятельности является интерес, а главный фактор, позволяющий поддерживать интерес к предмету - это создать условия, чтобы работа на уроке и во внеурочное время была полезной, увлекательной и занимательной. Для этого я использую активные формы и методы обучения: анализ жизненного опыта; обучение через деятельность; групповая и парная работа; исследовательская деятельность; подчеркивание практической значимости изучаемого материала. Для чего и зачем это надо изучать? Где это применяется в жизни?
Я организую эту деятельность в комплексе: на уроках и во внеурочное время.

Урочная деятельность.
Подготовка сообщений (от 3 до 5 минут). Учащиеся заранее готовят выступление по определенному вопросу. Например, по вопросу: «Примеры теплопередачи в природе и технике» (8 класс) ребята приготовили рассказ, сообщение с презентацией и на уроке продемонстрировали интересные опыты (из программы Галилео-Галилей). И что интересно, в одном классе опыт «Огнеупорный шар» (воздушный шарик) был продемонстрирован в презентации (Юрова Валерия), а в другом классе он был показан практически – (Денисова Богдана). Техника безопасности соблюдена. То есть учащиеся работают с дополнительной литературой, перерабатывают и представляют ее в своем видении, проявляя творчество.
В 7 классе учащиеся создают папку «Ученые - физики»: ребята готовят сообщения о вкладе ученых в науку и делятся с ними на уроках (М.В.Ломоносов, И.Ньютон, С.П.Королев, Ю.А.Гагарин и др.)
Учащиеся 10-11 классов- практическое применение в жизни «Производство, передача и использование электроэнергии», «Экологические проблемы – как их решить?», «Проявление действия силы всемирного тяготения» (приливы и отливы, приливные станции) и др.
2. Часто на уроках создаю проблемные ситуации.
-Как определить объем тела правильной и неправильной формы? Если одному трудно, то легко работать в парах: даю деревянный брусок и тело неправильной формы (болтик, гайка) и ребята с помощью линейки могут легко вычислить объем бруска (ширина, длина, высота), но возникает вопрос: как найти объем другого тела?
-Почему атом стабилен? Хотя по двум законам электрон должен упасть на ядро (закон Кулона, движение с ускорением (2 з.Ньютона)-излучать энергию).
-Скорость света максииальна, больше ее быть не может! Но по математическим расчетам получается! А этого не может быть! Что делать? Где ошибка? (Теория относительности, релятивистские эффекты). Вопрос возник, но знаний на сегодняшний урок не хватает! Что делать – учиться дальше!
При изучении вопроса, что такое свободное падение, приведите примеры из жизни, и обычно отвечают – это когда тело падает на землю. Но когда тело подбросили вверх, оно тоже находится в свободном падении! Это можно практически продемонстрировать, составить и решить ряд задач (на определении начальной скорости, ускорения свободного падения).
-А что такое невесомость и были ли вы в этом состоянии? Каково удивление ребят, когда это происходит с ними в кабинете на уроке!
Ребята активно включаются в работу.
3.На уроках мы пишем сочинение-рассуждение. Очень интересные гипотезы учащиеся выдвигают при написании сочинений рассуждений, например, по теме: «Что я успею за время, за которое последний луч солнца достигнет земли? Возникают дополнительные вопросы, ведь надо обосновать свою гипотезу! А сколько времени на это требуется? Какова скорость света? Какое расстояние от Солнца до Земли? Т.е. нужно решить ряд задач.
Или пишут сочинение, например Что будет, если трение вдруг исчезнет?», «Тяготение «отключилось»,
В таких работах учащиеся показывают свои знания, высказывают гипотезы, делают выводы, иногда фантазируют и за эту работу никогда не получат «неуд».
- Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе на уроке, с учебником, к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Внеурочная деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности.
Это:
элективные курсы (аграрно-технологический профиль), 10-11 классы (0,5 час)
реферативная работа (по астрономии),
проектные работы Многие работы взяли свое начало именно с урока - например, энергосбережение в школе и дома, закон Джоуля-Ленца, влажность воздуха, микроклимат, свойства света и др.)
активное участие принимают дети в предметной неделе. С сегодняшнего дня проходит декада биологии, химии и физики. В течение 10 дней учащихся ждут различные мероприятия: в научной лаборатории они проведут опыты, примут участие (командно) в «Больших гонках» и «Звездных войнах» и других конкурсах.
Участвуют в олимпиадах и конференциях различного уровня.
Большое значение имеют домашние экспериментальные работы. Напрмер, выполнить
расчет электроэнергии за сутки, неделю и КАК сэкономить? И другие.
дома выполнить экспериментальные задания:
Рассмотрите басню Крылова о Лебеде, Раке и Щуке с точки зрения физики и попробуйте ответить на вопрос, действительно ли равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю?


Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, приобретение собственного опыта творческой деятельности.


Я считаю, что обучение на деятельностной основе - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.
Учитель физики: Романова В.Б.