Программа краткосрочного курса Средневековые замки


Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета директор МАОУ «СОШ № 112»
МАОУ «СОШ № 112» ____________ О. Н. Домовитова
«___»___________2015 г. «___»___________2015 г.
__________/_____________
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Программа краткосрочного курса
Моделирование из бумаги «Средневековые замки»
для учащихся 6 классов
Составила
Глухова Светлана Павловна
учитель ИЗОПермь 2015
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимся знаний в области конструирования и технологий и нацеливает на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик.
Занятия учащихся на курсе по выбору способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из бумаги, научиться пользоваться ручным инструментом, способно увлечь учащихся, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в.
Кроме этого занятия конструированием дают представление о архитектурно-строительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.
Готовить детей и подростков к конструкторско - технологической деятельности – это значит учить учащихся наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике.  
Данная программа Моделирование из бумаги «Средневековые замки» рассчитана на 8 часов обучения детей в возрасте 13-14 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. В группе должно быть не более 15человек.

Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах средневековых замков. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными видами бумаг. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении макетов, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи,изготавливатьразличныемодели. Назанятияхразвивается:•мелкаямоторикарук•образноеилогическоемышление•зрительнаяпамять•дизайнерскиеспособности•внимание•аккуратностьвисполненииработ.
Цель курса по выбору:
-формирование у детей начальных научно-технических знаний;-формированиежеланияиумениятрудиться;- овладение умениями и навыками работы с различнымиматериалами;
- формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;-развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.
Задачи:
Обучающие
- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;
-обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие
- создать условия к саморазвитию обучающихся;
-развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
-пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
Воспитательные
развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
воспитание творческой активности;
воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса.Должны знать:
Основные свойства материалов для моделирования;
Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
Названия основных деталей и частей техники;
Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Должны уметь:
Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать модель кистью.
Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
Разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
самостоятельно изготовить модель от начала до конца.
Поурочное планирование занятий
курса по выбору
Моделирование из бумаги «Средневековые замки»
(1 часа в неделю, всего 8 часов)
№№ Название разделов Количество часов
теория практика
11 Вводное занятие. Материалы и инструменты. 0,5 0
22 Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; 0,5 2
33 Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
0,5 1,5
44 Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. 0 2
55 Защита проектов 1 0
  Итого: 2,5 5,5
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.
Создание объемных геометрических тел.
Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.
Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
Защита проектов.
Объетом оценивания будет макет замка из бумаги, созданный каждым учащимся.
Требования к объекту оценивания:
Законченный макет из бумаги, выполненный самостоятельно.
Соблюдение техники безопасности при работе над объектом.
Аккуратность работы и оригинальность идеи.
Критерии оценивания:
Критерий Показатель
Оригинальная идея Наличие собственной оригинальной идеи – 8 баллов
Использование готовых идей – 3 балла
Аккуратность работы Наличие аккуратно выполненной работы – 6 баллов
Неаккуратно выполненная работа – 3 балла
Наличие законченной работы Работа закончена и защищена – 7 баллов
Работа закончена, но не защищена – 5 баллов
Работа сделана, но не до конца и не защищена – 3 балла
Работы нет – 0 баллов
Итого Максимум – 20 баллов
Курс считается пройденным и ставится «зачет», если набрано 10 баллов
Процедура оценивания:
На последнем занятии учащиеся демонстрируют свою работу, защищают ее.
Литература
Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982.
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.
Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.