Работа над полифонией в классе классической гитары


«Работа над полифонией в классе классической гитары».
 
Тема урока: «Работа над полифонией в классе классической гитары».
Тип урока: урок закрепления темы.
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: открытый урок.
Цель урока: показать особенности исполнения полифонической фактуры на шестиструнной гитаре.
Задачи урока: 1) развить представление о полифонической фактуре;
2) обучить умению исполнять полифонические произведения на гитаре;
3) воспитать культуру исполнения произведения на основании полученного теоретического материала.
План урока:
Повторить определение «полифония».
Проанализировать гавот Р. де Визе – разобрать по голосам, исполнить каждый голос отдельно, «услышать» его.
Исполнить гавот Р. де Визе.
Домашнее задание.
 
Ход урока.
Полифония [г] – многоголосие; в музыке – вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное (индивидуализированное) интонационно-ритмическое развитие. Пользуется следующими композиционными приёмами: а) несовпадением направления движений голосов; б) несовпадением метроритмического рисунка голосов; в) несовпадением масштаба мелодических построений; г) несовпадением динамических кульминаций; д) полиметрией; е) регистровым и тембровым различием голосов.
2.
Гавот [ф] – старинный французский танец народного происхождения, живого энергичного движения в размере 4/4; имеет характерный затакт, состоящий из двух четвертных долей.
Анализируя данное произведении, мы можем отметить в нём вышеизложенные признаки гавота, а именно, размер 4/4, двухдольный затакт, а также, признаки полифонии – двухголосие с разносторонним движением голосов.
Чтобы как следует разобраться в движении голосов, исполняем каждый из них отдельно. Сразу необходимо обратить внимание на ритмические трудности произведения – ритм четверть с точкой и восьмая, трудности исполнения – баррэ, восходящее и нисходящее легато, выдерживание половинных длительностей, обязательно обратить внимание на знаки альтерации, стоящие при ключе (си бемоль) и встречные знаки – «до» –и «фа диез», в тональности D dur.
Отработав все трудности, соединяем голоса и исполняем произведение целиком. При этом необходимо следить за тем, чтобы каждый голос был слышен, была заметна ритмическая особенность и движение каждого голоса – это является основной трудностью при исполнении полифонической фактуры.
Исполняя гавот полностью от начала до конца следует учитывать все трудности и особенности этого произведения, отработанные ранее, необходимо соблюдать репризу.
Следует сказать, что гавот включает два периода, первый состоит из 8 тактов, завершается в тональности доминанты – A dur, а второй, 16 тактов, - в основной – D dur.
Домашнее задание: 1) Запомнить термин «полифония»; что такое гавот; знать определение эпохи, в которую жил Р. де Визе.
2) работа с произведением: исполнение прописанной аппликатуры, правильное звукоизвлечение, правильное восприятие формы произведения, что в дальнейшем будет проверяться и закрепляться в классе специального инструмента.
 
Использованная литература.
Брянцева, В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. – М.: Музыка. – 1999. – 183 с., нот., ил.
ru.wikipedia.org / Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Краткий музыкальный словарь-справочник. Общая редакция Э. Леонова. Редактор В. Григоренко. «Издательство Кифара», 2007 г.
Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега.- Перевод и редакция И. Поликпрпова.- Москва: всесоюзное издательство «Советский композитор». – 1983.