Доклад Работа с солистами, роль концертмейстера в вокальном ансамбле
Работа с солистами, роль концертмейстера в вокальном ансамбле.
Педагогическая сторона концертмейстера требует не только музыкальных навыков, но и ряд специфических умений. В обязанности концертмейстера в вокальном ансамбле и с солистами входит не только аккомпанирование, но и подбор и подготовка нового репертуара.
Концертмейстер должен знать основы вокала, его особенности, правильной артикуляцией, диапазонов голосов и характерной для голосов тесситурой. Работа в ансамбле, с солистами предполагает и музыкальную суть, и художественный текст сочинения. Через слово и не только через музыку раскрывается весь эмоциональный настрой и характер произведения. Очень четко надо определить форму и характер песни. Дети должны прослушать то или иное произведение. Педагог может исполнить партию с инструментом, познакомить с мелодией песни.
Не всегда дети обладают навыками сольфеджио по нотам, баянист должен продемонстрировать мелодию на инструменте. Дети услышав мелодию должны воспроизвести голосом правильную партию. От того как солист правильно работает с мелодией, зависит успех произведения в целом.
Нужно последовательно разучивать нотный текст, разбить партию на фразы, предложения.
Разучивая партию с солистом, баянист четко следит за правильным выполнением указаний, за точностью произведения и ритмического рисунка, продуманной фразировкой и четкостью произношения.
В процессе работы с ансамблем баянист должен четко контролировать звучность музыкальной партии. Когда звучит жесткое звучание-это вызывает у ребенка форсировать звук, а мягкое ведение мелодии приучает к правильному звуку. Звук должен быть ясный и четкий не приглушенный. При работе с младшими детками нужно учитывать индивидуальные особенности каждого.
Нельзя обозначить единый план занятий. Концертмейстер должен помнить, как ребенок пел на прошлом занятии, весь ансамбль, заранее запланировать задачи следующего занятия. Бывает так, ребенок пришел на занятия утомленным, педагог должен сразу сменить ход занятий, так как работа не даст результат, который нужен. Обязательно нужно выбрать такое направление, которое требует меньшую вокальную нагрузку. Занятия стоятся в зависимости от работы ребят и от особенностей певческого голоса. Если ребёнок творчески активен, за занятие можно пройти несколько произведений и при этом следить за качеством произведения. Иногда целое занятие можно посвятить одному произведению. Фальшивые нотки не стоит петь долго, чистить произведение, так как неточная интонация у неопытных певцов может зависеть от незнания элементарных навыков вокала. Баянист должен указать на ошибки и вместе в тандеме устранить их. В каждом произведении можно найти себе помощников для устранения фальши и скорейшего запоминания мелодии. Это может быть и гармоническая опора и предыдущие тоны в мелодии.
Ритмическая сторона является одной из проблем разучивания текста произведения. Начинающий певец недостаточно осознает, что ритмическая ясность определяет характер произведения. Воспринимая мелодию на слух, ребенок приблизительно поёт трудные места. Концертмейстеру необходимо отучать от небрежного отношения к ритму и тексту, обратив внимание на художественную сторону этого момента. Если ребенок не сразу воспринимает ритмический рисунок, нужно прохлопать, простучать кусочек текста.
Баянист должен чутко следить за дыханием ребенка, избегать поверхностного дыхания, следить за протяженностью гласных. Ученик должен пропевать гласную до последнего момента, а согласную относить к следующей гласной. Это помогает развить легато в пении.
Очень важен этап работы над текстом, чтобы и текст и музыка дополняли друг друга, чтобы мелодия не была с набором бессмысленных слов и выражений. Работа концертмейстера должна быть настроена, чтоб побудить у ребенка фантазию, проникнуться образным содержанием.
Концертмейстер знакомит с различными музыкальными стилями, эпохами, жанрами и воспитывает музыкальный вкус, работая и разучивая репертуар через художественное профессиональное исполнение аккомпанемента.
Ансамблисты и солисты должны быть уверенны в своем концертмейстере, что работу он ведет правильно в профессиональном плане, чутко и бережно относиться к голосу ребенка, и дети сами должны почувствовать, что концертмейстер им и друг, и наставник и педагог.