Особенности начального этапа певческого обучения в вокальном ансамбле младших школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №1 г.о. Самара
Особенности начального этапа певческого обучения в вокальном ансамбле младших школьников
Выполнил:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДШИ №1
Галина Геннадьевна Мамаева
Самара 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Возрастные характеристики детского голоса………………...……………....4
2. Вокальные упражнения на начальном этапе обучения в вокальном ансамбле………………………………………………………………………,…..6
3. Приёмы развития звуковысотного слуха в вокальном ансамбле …..…..…12
4. Методические рекомендации по формированию певческих навыков у обучающихся в вокальном ансамбле ……………………………………….….13
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………...…………………………….23
Введение
Обучение детей пению всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Руководители детских ансамблей, хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как основополагающий. Для его эффективной организации необходимо опираться на широкий спектр психолого-педагогических и специальных знаний, таких как принципы организации учебного процесса, возрастные психологические особенности, специфика функционирования механизмов певческого звукообразования у детей, методики развития детского голоса и др.
Объект исследования – певческое обучение в вокальном ансамбле младших школьников
Предмет исследования – начальный этап певческого обучения в вокальном ансамбле младших школьников
Объект и предмет определили цель работы: выявление методических особенностей обучения школьников в вокальном ансамбле на начальном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить возрастные особенности развития детского голоса.
2. Рассмотреть систему вокальных упражнений по формированию ансамблевых навыков на начальном этапе.
3. Систематизировать приёмы развития звуковысотного слуха и голоса детей в вокальном ансамбле.
Практическая значимость работы заключается в обобщении форм и приемов работы на начальном этапе певческого обучения на занятиях вокального ансамбля с младшими школьниками.
Возрастные характеристики детского голоса
Пение является самым доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в педагогике обучения пению всегда актуальны. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в вокальном ансамбле развивает музыкальный слух, певческие навыки, способствует развитию навыков коллективного пения.
Детские певческие голоса примерно соответствуют женским голосам. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.
Соколов В.Г. предлагает следующую классификацию диапазонов детских голосов:
Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Условно можно выделить 3 этапа развития детского голоса:
дети младшего школьного возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками
На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы
14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 – 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.
У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания ре1 – соль1. Некоторые специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже, и связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта зона в разные годы – до наступления мутационного возраста – меняется.
Переходные звуки. По природе голоса детям, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.
Вокальные упражнения по развитию певческих навыков
на начальном этапе обучения
ансамбль слух школьник
Прослушивание детских голосов осуществляется индивидуально – при пении звукорядов, простых попевок (до1– до2). Возможно определение диапазона путем неоднократного – с транспонированием – исполнения песни.
В процессе вокальной работы яснее проявляется тембр голоса, что является основанием для классификации голосов на «сопрано» и «альты».
Певческое дыхание в является основой постановки голоса.
Непременно нужно контролировать и проверять каждого участника ансамбля, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким заданиям. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:
Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Такое упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову – без остановок, а так же поворачивая голову направо и налево.
Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.
Осмысленное и качественное выполнение упражнений на дыхание при распевании приводит к тому, что при разучивании произведений мышцы сразу будут принимать правильное положение при взятии дыхания.
Распевание является начальным этапом занятия. Его следует начинать с примарных тонов. У альтов это миb – фа1, сопрано соль1 – ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы, и это можно рассматривать как вариант нормы, но не исключение.
Принципы подбора вокальных упражнений.
В использовании распевания в начале занятия выделятся 2-е функции:
1)Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
2)Развитие навыков ансамблевого пения, которые в дальнейшем используются для достижения качественного звучания в произведениях.
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя и включение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Основные недостатки в пении у детей – это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные), плохая дикция, короткое и шумное дыхание.
Распевание вокального ансамбля организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
На распевание отводится в начале 10-15 минут, петь лучше стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и использоваться систематически. При распевании руководитель ансамбля должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке. Дети должны знать, на выработку какого навыка используется то или иное упражнение, и с каждым занятием качество исполнения упражнения будет улучшаться. Распевание необходимо тесно связывать с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.
Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, представляя собой фрагменты изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Все педагоги утверждают, что упражнения не должны быть самоцелью в работе: это лишь средство овладения навыком.
Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, полезно начинать распевание с «настройки»: пение в унисон закрытым ртом. Упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности – крещендо и диминуэндо (< >).
Это упражнение можно петь на слоги «ма» и «да». Оно приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «М, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги «лю», «ле», потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «ю», «е» поются очень близко, упругими губами.
Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение, снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона – тон свободного звукоизвлечения.
Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона. Начинать пение надо со средней звучности, затем исполнять звук на mf, следующий на mp, и так чередуя.
По мере того как закрепляется освоение исполнения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).
Следующее распевание поступенное – нисходящее или восходящее, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное или грудное звучание. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 – ля1 (си)1 октавы по хроматической гамме.
Распевание на слоги с буквой «И» полезны для осветления звука, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании.
Упражнения пропевают в восходящем и нисходящем направлении на один и тот же слог. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.
Следующее упражнение основано на пропевании фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.
Кантилена – основа пения. Одна из основных задач руководителя – научить ансамбль петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов – необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.
Упражнение на освоение staccato возможно тогда, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato. Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении звука и чистого интонирования на высокой вокальной позиции. Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным.
Следует также использовать вокальные упражнения для развития динамического диапазона. Нюансы (крещендо, диминуэндо) вводятся постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным как на пиано, так и на форте.
В работе над нюансами следует избегать разного перехода к «р» или «f». Это должно быть плавное изменение звучности, что считается очень сложным в исполнительской практике. Для достижения крещендо необходимо позаботится о хорошем активном пиано, и наоборот. Работа начинается с освоения динамических переходов на одном звуке.
Упражнения для развития подвижности голоса начинают исполнять в умеренном темпе и постепенно переходят к более быстрому. Часто присутствует на начальном этапе тенденция «смазывания» более сложным упражнения на вокализацию, т.е. распевание 1-й гласной буквы.
Когда дети приобрели опору певческого дыхания, полезно изучить упражнения на слоги «хи», «ха» поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам. Придыхательная согласная «х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука.
Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз. Освоение таких упражнений помогает детям установить взаимосвязь скорости пения и легкости регистрового звучания. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, формирование звучания, приближенному к фальцетному.
При работе над тембром главная цель – сглаживание регистровых переходов, то есть одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости от успешности работы и быстроты освоения детьми элементарных принципов этой работы.
Начальные упражнения направлены на формирование большого комплекса навыков. Однако, это не означает, что нужно выбирать много распевочных упражнений: много упражнений – много задач, а это перегрузка для детей.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями не следует пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, так как подобное действие в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.
Приёмы развития звуковысотного слуха в вокальном ансамбле
В певческой практике употребляется термин «звуковысотный слух». Звуковысотный слух – способность различать высоту тона, различные оттенки, нюансы, краски голоса. Развитие звуковытного слуха - одна из главных задач начального этапа обучения в вокальном ансамбле младших школьников.
Звуковысотный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению звуков. В целом все задачи обучения пению направлены на развитие звуковысотного слуха. В методической литературе можно выделить несколько приёмов развития звуковысотного слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
Пение «по цепочке»;
Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
Настройка на тональность перед началом пения;
Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.
Методические рекомендации по формированию
певческих навыков у обучающихся в вокальном ансамбле
Важными певческими навыками, необходимыми для воплощения художественного образа вокального произведения, являются артикуляционные и дикционные навыки. Работая над дикцией с вокальным ансамблем, педагоги обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Однако, формирование гласных, их правильное исполнение – основополагающий навык в пении. Необходимо научить обучающихся пению в вокальном ансамбле и приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи, быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.
Работа над гласными
В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в вокальном ансамбле представляет определённую трудность.
Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей они звучат приблизительно одинаково.
Отсюда и следует специфическое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также выравнивается звук тембрально. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания. Обязательное условие для певцов в такой ситуации – сохранения одинаковой установки артикуляционных органов, как при пении гласных «У и Ы».
Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях с последовательным пением «У – А».
Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.
Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.
Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А», поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.
Звуки «И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.
Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).
Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «а».
Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу исполняются легче, чем чистые гласные.
Таким образом, работа над гласными звуками заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием, что определяет качество звучания.
Работа над согласными
Формирование согласных в отличие от гласных связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.
Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.
Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» – образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.
Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».
Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» – состоят из одних шумов.
Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.
Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.
Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все слова произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать с постепенно усложняющимися задачами. Вначале медленно и чётко, потом ускорять темп, нюансы и т.д.
Часто возникают проблемы с произношением глухих согласных в конце слов, что требует внимания и дирижера и ансамбля. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани необходимо использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д.
Педагоги-вокалисты предлагают следующие рекомендации:
При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными.
При глубоком звучании голоса используют «И, Е», приближающие вокальную позицию в сочетании с переднеязычными или зубными согласными.
Открытый «белый звук» устраняется при пение гласных «У, О» в сочетание с сонорными «М, Л».
Горловой призвук убирать при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными
Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать – вторую гласную спеть на новой атаке.
Особенности произношения согласных
Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Шипящие и свистящие «С, Ш» необходимо укорачивать, потому что они хорошо прослушиваются, что при пение будет создавать впечатление шума, свиста.
Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.
Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. Например: «У берёз (с) поникли…»
Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.
Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.
Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.
Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».
Сочетание «чн» «чт» «как» «шн» «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.
В сочетаниях «стн» «здн» согласные «т, д» не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.
Сочетание «сш» «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов – как написано: произнёс шепотом.
Сочетание «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.
Сонорный «р» произносится утрированно как и все глухие.
Условием ясной дикции является безупречный ритмический ансамбль. Произношение в вокальном ансамбле согласных требует повышенную активность произношения.
Работа над ритмической чёткостью
Развитие ритмического чувства начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы должны относиться к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.
Способы счёта:
- вслух называть ноты с соблюдением ритмического рисунка;
- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.
После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.
Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Важную роль играет одновременное вступление поющих – после взятия дыхания, атаки и снятия звука. В профессионально обученных детских вокальных коллективах, для выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления один из самых эффективных и давно применяется педагогами.
Рекомендуемые приемы певческой работы в вокальном ансамбле
Представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
Вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
Выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
При пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
Целенаправленное управление дыхательными движениями;
Произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
Проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
Речевая декламация- выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
Нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
Вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
Сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие на начальном этапе основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей младшего школьного возраста и пониманием задач вокальной работы на начальном этапе обучения.

Заключение
Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран.
Владение методами и приемами репетиционно - исполнительского процесса с вокальным ансамблем младших школьников основано, прежде всего, на знании возрастной психологии. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что работая с детским вокальным ансамблем невозможно иметь «готовые рецепты». Педагогу следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно найти и выстроить такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы все профессионально-технологические, т.е. вокальные задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам.
Дети, поющие в ансамбле, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.
Осознание детьми того, что совместное ансамблевое пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая вместе, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

Список литературы
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики/ Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2004. – 89 с.
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми/ А.Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. – М.: Просвещение, 1978. – С. 28-37.
Соколов В.Г. Работа с хором/ В.Г. Соколов. – М.: Музыка, 1967. – 75 с.
Соколов В.Г. Работа с детским хором/ В.Г. Соколов. – М.: Просвещение, 1981.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Стулова. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М., 1992.
Тевлин Б. Мастер хорового искусства // Музыкальная жизнь. 1962, № 6. – С. 15-16.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой/ М. Н. Щетинин. – М.: Просвещение, 1998. – 102 с.
Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы / В.И. Юшманов. – СПб.: 2002. – 126 с.