Мастер — класс на тему Распевание в вокальном ансамбле народной песни. Развитие многоголосия
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств»
МАСТЕР - КЛАСС
«РАСПЕВАНИЕ В ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ
НАРОДНОЙ ПЕСНИ.
РАЗВИТИЕ МНОГОГОЛОСИЯ»
/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
СОСТАВИТЕЛЬ: Марзаева Наталья Александровна
Преподаватель первой квалификационной категории
г. Бирюсинск
2015 г.
Мастер – класс
Тема: «Распевание в вокальном ансамбле народной песни.
Развитие многоголосия»
Цели:
обучение пению в народной манере;
приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;
Задачи:
развитие вокального слуха и певческого голоса;
формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;
постепенное развитие диапазона голоса от примарной зоны;
приобретение навыков многоголосного пения.
ХОД УРОКА:
Организационный момент – 1 мин:
- Приветствие.
- Представление участников вокального ансамбля.
- Представление членов комиссии.
- Знакомство с темой, целями и задачами мастер – класса.
- План.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - 1 мин:
Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.
РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:
Распевка «Э-ой, да! А-ай, да!» - пение по партиям, затем – трёхголосие с постепенным, незаметным введением голосов, legato,в единой манере исполнения – 2мин
Распевка «А - я – о – ё - э – е – я» - трёхголосное пение с сопровождением фортепиано и а сареlla; legato, цепное дыхание – 2 мин
Распевка «Вот и я ли, молода»
· - трёхголосное пение с сопровождением и
а сареlla; пропевание долгих гласных, коротких согласных звуков; постепенное ускорение темпа - 2 мин
ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:
1. Распевка «Раздолье моё» - трёхголосие с сопровождением и а сареlla; работа над звуковедением; пульсация долгих звуков; постепенное ускорение темпа; нисходящие трезвучия – 2 мин
РАСПЕВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА:
1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp, короткие согласные, мелкая артикуляция – 2 мин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:
Распевка «Во поле туман» - пропевание партии каждого голоса, затем трёхголосное пение, работа над звуковедением, партия АI – marcato, пульсация долгих звуков; цепное дыхание, бесшумный вдох – 2 мин
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА – 1 мин
При последовательной работе в детском народно – певческом коллективе с правильно выстроенными требованиями музыкального воспитания и системой в обучении детей, переход к многоголосию закономерен.
Трёхголосие в детском хоре (ансамбле) не самоцель, однако, это яркий показатель определённого уровня, ступени развития коллектива. Особенно когда речь идет о пении а сареllа. Переход к многоголосию станет гибким и естественным при наличии у детей достаточного музыкально – слухового опыта, чистой интонации. Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению трёхголосных партитур.
Вот и я ли молодаТы моя долина15