Методическая разработка: Нетрадиционные методы работы в вокальном ансамбле Капель
Семинар
Секция 2: «Методы, приемы, способы использования технологии здоровьесбережения в практической деятельности».
Тема: Нетрадиционные методы работы в вокальном ансамбле «Капель»
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации музыкальные занятия способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому педагогу нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На занятии необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению занятия будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у ребенка к предмету.
Содержание программы занятий учитывает психологические особенности детей разного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на занятии.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый педагог осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
· музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
· повышает и понижает мышечный тонус;
· стимулирует появление эмоций;
· улучшает вербальные и арифметические способности;
· стимулирует процессы восприятия и памяти;
· активизирует творческое мышление;
и др.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на занятиях музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части занятия.
Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л. Бетховена.
В условиях вокального ансамбля, созданного 2008 году в Муниципальном Автономном Образовательном Учреждении Дополнительного Образования Детей Центр Детского Творчества № 16 «Огниво» занимаются 60 обучающихся. Среди них дети разных возрастов. В основном это воспитанники младшего школьного возраста, которые имеют разные стартовые способности. Это дает возможность каждому из них удовлетворить свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать социум центра и его окружение своими способностями, получить оценку и общественное признание в центре, в городе, округе, в России.
Увлеченные любимым делом воспитанники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом [2].
В содержании деятельности педагога главное - не научить, а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы, оздоровить его. Поэтому с этой целью выявления уровня развития здоровья на период поступления в вокальный ансамбль осуществляется диагностика ребёнка.
Это делается, прежде всего, для корректировки структуры содержания работы, форм, методов, средств и приёмов обучения вокалу, а также для осуществления индивидуального подхода к воспитанникам.
Основной формой работы вокального ансамбля является музыкальное занятие, преимущественно комбинированное (соединение элементов теоретического и практического). Это традиционная форма работы она предполагает взаимодействие педагога с детьми, строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Примерная структура комбинированного занятия строится следующим образом:
- организационная часть;
- сообщение целей и темы занятия;
- изложение нового материала;
- закрепление;
- вводный инструктаж;
- пробное выполнение приёмов практической работы;
- самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование педагога;
- итоговая часть занятия [1, с. 1 - 8].
Нетрадиционная форма работы, это:
- музыкальные занятия;
- музыкальные гостиные;
- упражнения - распевки;
- занятия - концерты;
- репетиции;
- конкурсы;
- творческие отчеты и т.д. [3, с. 62].
Сегодня многие руководители озабочены поиском нетрадиционных путей или методов работы с музыкально-одаренными детьми. Разрабатывая и апробируя свою систему работы по данному направлению, можно сказать, что только подлинное переживание рождает правильные ощущения от восприятия музыки, интуитивно помогает понять, что общение с ней - это поиск того, что близко, что вдруг заставляет радоваться или волноваться.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей музыкально-одаренных и детей с обычными способностями, предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры, упражнений, физминуток, танцевальной импровизации, где ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Творчество - это всегда поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних духовно - энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации [4, с.40].
В программе представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование последовательности певческих навыков детей, сопровождающаяся оригинальными нетрадиционными методами, следовательно, это необычные методы.
В творческом процессе это сопровождается использованием метода арттерапии - метод психологической работы, позволяющий использовать возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека; метод фототерапии - создание или восприятие фотографических образов, дополняемых их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. Конечно, на занятии мы используем лишь элементы данных видов, а не направление в целом.[5, с. 282].
Нетрадиционные методы работы
Авторский метод по охране голоса
Рассмотрим метод по охране голоса. Он представляет собой ряд упражнений - распевок, или гамм, которые выполняются детьми систематически в основном в начале занятия. В процессе работы этого метода ещё больше развиваются такие элементы, как: память, мышление, элементы артикуляции, дикции, тембра, постановки устойчивого дыхания, и способствует оздоровлению и развитию музыкальной одарённости младших школьников.
Работа метода начинается с того, что при распевании, дети мысленно представляют себе образ человека (его строение), либо смотрят на картинку с изображением человека. После распевания дети зарисовывают этот образ и подписывают ноту около каждой части тела. Распевание начинается от ноты до 1 октавы (от стоп) и, заканчивается нотой до 2 октавы мы поднимается к его вершине (к голове).
По этому методу можно сказать, что дети понимают, откуда начинается самая низкая нота до (1 октавы) - у основания ног (стоп). Самая высокая нота до (2 октавы) заканчивается у макушки головы. Ноты пропеваются снизу вверх таким образом: до- стопы, ре - колени, ми - бёдра, фа - пояс, соль - грудь, ля - плечи, си - подбородок, до - макушка головы). При разучивании произведений также можно использовать этот метод, так как дети смогут правильно запомнить направление мелодии, образ произведения и исполнить его, развивая свою музыкальную одарённость.
Этот метод является нетрадиционным потому что, дети, распеваясь, понимают каким образом (на какой высоте) пропеть каждую ноту, как правильно спеть её в песне и оставить отпечаток на рисунке.
Метод танцевальной импровизации
Следующий метод - метод танцевальной импровизации можно использовать везде, где угодно. Выполняя импровизацию, дети представляют образ и показывают в танце звучание нот. Ребята тем самым накапливают опыт свободного движения под музыку, а ещё и поют. Фантазии детей разнообразны, они могут показать это по-разному - как сольно, так и дуэтом или ансамблем.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт в самопрезентации.
В творческом процессе также систематически используются частные методики известных педагогов - вокалистов: В.Г. Соколова, Г.П. Стулова, А. Г. Менабени, Л.В. Шамина, где работе с детскими голосами уделяется большое внимание. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа, А.Н. Стрельниковой (дыхательные упражнения) [6, с. 10 - 15].
В процессе обучения используются современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает во многом понять точку зрения воспитанника и смотреть на вещи с его точки зрения и с его. Ещё используются исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные технологии.
Использование данного метода на занятиях даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку продолжать учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности [2].
Также в работе с детьми мы используем средства и приемы обучения:
- наглядно - слуховой (аудиозаписи)
- наглядно - зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры [3, с. 58].
Ну и, конечно же, в работе используются методы стимулирования; методы социологических исследований; методы организации деятельности, формирования опыта; методы формирования познания, самообразования. [3, с. 65].
Список литературы
1. Клюева Е.В. Морфология учебного занятия. Методические рекомендации / Е.В. Клюева, Р.Р. Рафикова, С.В. Чижова. - Набережные челны: МАОУ ДОД ЦДТ № 16 «Огниво», 2008. - 8 с.
2. Крякина Н.А. Роль инновационных технологий в обучении одарённых детей URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Новикова Г.Н. Технологические основы социально - культурной деятельности. Учебное пособие. / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2004. - 175 с.
4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - 490 с. - (Gaudeamus)
5. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3-х частях. Часть II:Педагогика одаренности: Методика реализации / под ред. И.Н. Тоболкиной, Т.Б.Черепановой. 25-26 марта 2010 г., г. Томск. - Томск: Томский ЦНТИ, 2010. - 283 с.
6. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М.Н. Щетинин - М.: Метафора, 2005. - 128 с.: ил. - (Серия «Посоветуйте, доктор!»).
15