Научная работа: Толерантность: попытка философского осмысления содержания


Толерантность: попытка философского осмысления содержания
О.В. Бондарева, МАОУ СОШ № 68 с углубленным изучением отдельных предметов
город Екатеринбург, Свердловская область, РФ
Проблема толерантного взаимоотношения становится как никогда актуальной. Современная ситуация усугубляется процессами глобализации, все большим влиянием экономической и политической интеграции стран, и, следовательно, вынужденным сближением прежде далеких друг от друга культур, представители которых вынуждены сегодня постоянно контактировать между собой. Противоречия перерастают в конфликты, которых в значительном количестве случаев можно было бы избежать, если наладить процесс межкультурной коммуникации. Представители различных культур, религий, национальностей, рас, политических систем, как в рамках одной страны, так и в общемировом контексте, наверняка могут сосуществовать вместе на основании принципов демократии и толерантности. Эти принципы пришли уже из эпохи Просвещения с ее верой в разум человека, и в то, что с помощью разума люди способны объединяться вокруг общих истин и моральных принципов, несмотря на все различия.
А толерантность – это вообще одна из самых противоречивых и парадоксальных ценностей нашего времени.
Толерантность – это очень важный ценностный вектор в личностном и публичном поведении людей. Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
Этикет – одна из коммуникативных технологий толерантного поведения, выстраивания отношений с людьми на принципах толерантности, гуманизма, доброжелательности, уважения народных обычаев и традиций представителей разных культур и цивилизаций».
За внешней этикетной формой поведения, бесспорно, может скрываться лицемерие, неискренность, притворство. Хотя и в этом можно усмотреть позитивную роль этикета, позволяющего скрыть, а стало быть, и уменьшить, враждебность, агрессивность, интолерантность в человеческих отношениях. Не случайно современный этикет призывает нас оставаться вежливыми по отношению ко всем людям. И даже к тем, кто не вызывает наших симпатий быть толерантным. В основе этого лежит ценность достоинства человека, которое основано на идее равенства всех людей в моральном смысле.
Толерантность сама по себе еще не разрешает конфликта, она всего лишь переводит его развитие в относительно мирное, ненасильственное русло. Отсутствие войны еще не означает мира. Ведь стороны конфликта остаются на своих исходных позициях. Они всего лишь отказываются от вооруженной борьбы, от агрессивного психологического давления, от "холодной войны". Но постоянно на этой промежуточной стадии находиться нельзя. Конфликт все равно требует своего разрешения. И здесь возможны два сценария его развития.
Первый сводится к тому, что одна из сторон, навязав оппоненту военное и политическое перемирие, продолжает добиваться своей победы иными, "ненасильственными" средствами. Главными из них выступают экономическое воздействие и культурная экспансия.
Второй вариант может и должен состоять только в обеспечении понимания иных культур каждым участником толерантного диалога. От поверхностной, объясняющей толерантности необходимо переходить к более глубокой, понимающей толерантности. Требуется не объяснение иных культур, при котором они остаются в неизменности, "при своем", а глубинное постижение их уникальных ценностей, признание их ценности и права на существование, истинный диалог культур, в котором никто не побеждает, но возникает нечто третье как результат взаимодействия и взаимообогащения. Только таким может быть путь к действительному разрешению конфликта.