Лексика: краткое повторение основных положений раздела “Лексика” • углубление знакомства с пластами лексического запаса русского языка

Конспект урока
«Лексика» (5 класс)
учителя русского языка и литературы
Коломийцевой Ольги Михайловны

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 26 с. Краснокумского












Повторение изученного по теме «Лексика». (5 класс)

Цели: 
образовательные: краткое повторение основных положений раздела “Лексика”;
углубление знакомства с пластами лексического запаса русского языка;

развивающие:
продолжить формирование ОУУН учащихся на основе инструментария, дидактического материала;
развитие необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества;
воспитательные:
решение частично-поисковых задач;
развитие творческого мышления;
осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней;
воспитание любви к родному языку.

Оборудование: таблицы, словари, рисунки, индивидуальная карточка-зачёт.
Метод: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
работа в группах;
индивидуальная работа.
Ход урока.
Организация внимания учащихся.
           А.М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»  ( Плакат над доской .)
-Определите значение слова  «богатый» по толковому  словарю.
               | Богатый – 1.Обладающий большим имуществом ,зажиточный .
                                            2.Дорого    стоящий ,роскошный ,великолепный . 3.Имеющий в большом количестве чего –либо, с избытком .
-Чем же богат язык?  
                | Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков.
-Для чего нужно знать язык?
               | Знание языка необходимо для общения .Человек  ,живя среди людей ,работая на производстве ,обучаясь в школе ,не может  не общаться ,а делает это он с помощью слов ,составляет из них предложения , тексты.

2. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, какой раздел науки о языке изучает слова, словарный состав языка? (Лексика)
- Сегодня мы с вами повторим все изученное по теме «Лексика».

3. Повторение и закрепление изученного.
1. Слово учителя.
В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка.» Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите. (Ответы учащихся)
Связное высказывание по теме урока.
-Что же мы знаем о словах?
Учащиеся класса высказываются по теме, в это же время отдельные учащиеся работают индивидуально по карточкам.
По мере высказываний учащихся выставляю на стенд карточки со словами «омонимы», «синонимы», «антонимы», «омофоны», «омоформы», «омографы».

Работа по заданиям учебника. (Вопросы 2,3 на странице 142.)
-Ребята, откройте учебник на 142 странице, читаем вопрос»2.
-Приведите примеры многозначных слов.
-Докажите , что слово ЛИСТ многозначное.
ЛИСТ ЖЕЛЕЗА, ЛИСТ БЕРЕЗЫ, ЛИСТ БУМАГИ,
-Читаем вопрос №3. (Слушаем ответы учеников)
-Назовите среди данных словосочетаний (высвечиваются на интерактивной доске) те, в которых слова употреблены в переносном значении.
СТРОИТЬ ДОМ, СТРОИТЬ ПЛАНЫ.
РОЙ ПЧЕЛ, РОЙ МЫСЛЕЙ.
ПРОШЕЛ ДОЖДЬ, ПРОШЕЛ ПОЧТАЛЬОН.
БЕГУТ ДЕТИ, БЕГУТ РУЧЬИ.
- В словосочетаниях ПРОШЕЛ ДОЖДЬ, БЕГУТ РУЧЬИ что вы заметили? (Неживым предметам приписаны действия живых).
-Это олицетворение. Где используется этот прием? ( В литературе).

4. Наблюдение над различными видами омонимии.
-Еще есть свойство русской лексики, которое используют поэты в своих произведениях. Что это за свойство, вы сейчас догадаетесь, прослушав подготовленные вашими одноклассниками отрывки из стихотворений.
ЗАЯЦ КОСОЙ
СИДИТ ЗА ОСОКОЙ –ТРАВОЙ,
СМОТРИТ КОСОЙ,
КАК ДЕВУШКА С КОСОЙ КОСИТ ТРАВУ КОСОЙ.
Ответы учащихся. В этом стихотворении КОСА- омонимы, КОСОЙ- омоформы.
ЖУЕТ АЛЕНУШКА ИРИС, А ВЫШИВАЕТ ИРИС. (Омографы)
-Какой вид омонимии мы не назвали? ( Омофоны)
-Приведите примеры сами. (Полоскать белье- поласкать котенка, поседеть к старости- посидеть на лавочке и т.д.)

5.Работа с синонимическими рядами слов.
На доске:
БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ, БЕСКОНЕЧНЫЙ, БЕСКРАЙНИЙ, НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОБОЗРИМЫЙ, БЕЗБРЕЖНЫЙ.
НЕЛЕПОСТЬ, ВЗДОР, ЕРУНДА, ЧЕПУХА.
БИТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, СРАЖАТЬСЯ, ДРАТЬСЯ.
-Каким общим значением можно объединить слова в каждом ряду? Укажите основное слово (лексически нейтральное) для каждого ряда слов. (1ряд- БЕЗГРАНИЧНЫЙ, 2ряд- БЕССМЫСЛИЦА, 3 ряд- БОРОТЬСЯ)
-Как называются слова в каждом ряду? Дайте определение синонимов.

6. Работа по учебнику. Упр. №363.

7. Повторение антонимов.
-Ребята, что вы можете сказать о названиях произведений следующих авторов:
Л.Н.ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР»,
А.П.ЧЕХОВ. «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»,
К.М.СИМОНОВ. «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ»?
(На доске выставка перечисленных книг).
-Дайте определение антонимов.

8. Игра «Кто больше?»
-К данным словам подберите сначала синоним, а затем антоним.
МОЩНЫЙ- (яростный, слабый)
ЖАРА- (зной, холод)
ДРУГ- (товарищ, враг)
БОГАТЫЙ- (зажиточный, бедный)

9. «Каждому слову свое место».
( С каждого ряда по представителю. Слова распределить:
1 ряд – омонимы, омофоны и омоформы, 2 ряд – синонимы, 3 ряд – антонимы).
На карточках слова :
ПОБЕДА-ПОРАЖЕНИЕ, ЗНАТЬ СТИХИ-ДВОРЯНСКАЯ ЗНАТЬ, УСПЕХ-ДОСТИЖЕНИЕ, ЗЕЛЕНЫЙ ЛУГ-СДЕЛАЛ ЛУК, СТЫД-ПОЗОР, ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ-ПОСЕВНАЯ КАМПАНИЯ, НЕЖНОСТЬ-ГРУБОСТЬ, АКТИВНЫЙ-ПАССИВНЫЙ, РАВНОДУШНЫЙ-БЕЗУЧАСТНЫЙ.

Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.
 - А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.
     Горят, как жар, слова
     Иль стынут, словно камни,-
     Зависит от того,
     Чем наделил их ты,
     Какими к ним в свой час
    Притронулся руками
     И сколько отдал им
     Душевной теплоты.
 
Домашнее задание.
I группа – сочинение – миниатюра на тему: “ Интересное слово”;
II группа – составьте кроссворд по теме “Лексика”;
III группа – придумайте юмористический рисунок.





Тема: Разделительные ъ и ь
Цели урока:
1. Закрепить знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.
2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками , умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания,развивать
интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Оборудование:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД


Орг.момент

















2.Постановка учебной проблемы. Составление плана урока.

























Минутка чистописания.
Словарно орфографическая
минутка







































Актуализация знаний





Физ минутка. Применение нового знания








Физ минутка для глаз.









































Рефлексия.

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание

Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?
( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».




Итак, в наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны
« Грамматика» . Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.
« Дорогие детективы. В нашей стане жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.
Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место , но даже свое потеряли. Помогите , пожалуйста.
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны? Давайте представим себе, что случилось бы , если мы не сможем помочь жителям страны и не вернем на место знаки?
И срочно отправляемся в путь.
Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке?
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы















Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать , когда мы начали наше дело.
( Число, классная работа).
А с какой буквы начинается наше агенство ( д) . Что мы с вами ведем? ( дело) Какой одинаковый звук встречается в этих словах? Д . Найдите закономерность. Допишите строчку.
Дд, Ддд, Дддд.
А своим девизом мы можем взять поговорку.
Запишем ее в блокнот.
Сделал дело, гуляй смело. Объясните смысл пословицы.
Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану.. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.
Итак, какие же слова мы записали?























1



Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.
( Пальчиковая гимнастика. На каждый пальчик надеваем перчатки, поправляем)
Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ, и разделительным Ь .
Обявление, отезд, гостя, вход, угощене, обём,, разяснил, везд, мыт..ё, варен...е, взял, птич.ий, вюга, спрыгнул, ноч.ю, с.емка, приё.мный, по.играть , жилье.

Релаксация( детективу надо отдохнуть, проводится в свободной форме)


Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синий коробок мы будем откладывать слова с разделительным Ъ , а в красный с Ь.( Слова: объезд, вьюга, съел, подъезд, листья, конь, полью, перья, семья, объяснение, пальто).
Какие слова вы не положили ни в какой коробок? Почему?

А мы подолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, что различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень. А давайте устроим им очную ставку. А поможет нам в этом наш помощник « Учебник» ( упр. 360. Стр. 152)

А у многих детективов есть личный автомобиль , и они всегда соблюдают правила дорожного движения. Проследите за движением машин.

А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их. Повторене – мать ученя.
Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.
Здорове всего дороже.
С чем подехал, с тем и отехал
А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

Конечно , любое дело , которое ведет детектив, это прежде всего загадка. И сейчас мы отгадаем загадки, и вы должны узнать, какой знак прячется в отгадке.
Вход в здание( подъезд)
Снежная буря( вьюга)
Мясной отвар ( бульон)
Почтовое отправление( письмо)
Растолковать, сделать понятным( объяснить)
Пригодный для еды( Съедобный)


Посмотрите, ребята , на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место. Безграмотность.»
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта.
(Тест . )
Выбери верное утверждение:

А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.
Б) разделительный твердый знак пишется после корня
2. Выбери верное утверждение
А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным
Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.
3. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?
А) пальто, колья, полью
Б)листья, письмо, вьюга
В)счастье, деревья, веселье
4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?
А)воробьи, ульи, съезд
Б) колья, подъём, вехал
В)соленье, вьёт, печенье.






Ну вот братья и вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле, я хочу предложить вам памятки.
А так , как вы хорошо работали, то получаете удостоверение « Настоящего детектива».
Было ли для вас на уроке что-то новое? Что?
– Какие слова пишуся с разделительм ъ, а какие с разделительным ь? Приведите примеры таких слов.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

А так , как вы хорошо работали, то получаете удостоверение « Настоящего детектива».



Д.з. Записать загадки, стихи о ь и ъ знаках.





Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:
1 формируем умение слушать и понимать других;
2 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


Регулятивные УУД:
1 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 формируем умение прогнозировать

Личностные УУД:
1 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Познавательные УУД:

4 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;



Познавательные УУД:
1 формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3формируем умение работать с учебником
4 формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
5 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
6 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
1 формируем умение слушать и понимать других;
2 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4 формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:
1 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2 формируем умение оценивать учебные действия
Личностные УУД:
2 формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Развиваем умение оценивать свою деятельность.



















Развиваем умение работать с информацией,
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ« ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Постановка
учебной задачи.
Организа
ционный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Вступительное слово учителя
- Найдите ответ к загадке:
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает сам собой.
- Как вы определили, что речь идёт о снеге?
2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? (Слайд 1)
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».
- Кто автор этих строк?
- Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании?
3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)
- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Отгадывают загадку. Снег.
Тема урока: Сочинение описание зимы, снега.
Определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.
Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)
Личностные,
Мотивация
Регулятивные
Предметные
Регулятивные,
целеполагание

2. Учебная задача
Подготовка к сочинению-описанию
1. Работа с текстом.
2. Беседа по личным наблюдениям
3. Литературный монтаж о первом снеге
4. Работа с текстом
5.Словарная работа
(Анализ таблицы «Снежные слова»)
1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка»(Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:
Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега Белы снеги, снегурка, снежень, снеговикснега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами
Снег ты наш, снежище, снежик снега во всю Россию.
- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?
- Какие ощущения вызывают у него эти слова?
2. Беседа по личным наблюдениям
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- Отчего зависит состояние, вид снега? (Слайд 3)
3. Литературный монтаж о первом снеге
- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 4) звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися.
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом? (Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.) (Слайды 5,6)
4. Работа с текстом
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд7) мы сегодня уже слышали:
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... (Слайд 8)
- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.
- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
- Какие выразительные средства языка использовал автор?
- А каким становится снег весной? (Слайд 9)
5. Словарная работа
(Анализ таблицы «Снежные слова»)
Цвет, краски
Снежный покров на взгляд и на ощупь
Звуки
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 10)
На партах у каждого лежат таблицы.
По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи
Цвета, красок снега
Снежный покров на взгляд и на ощупь
Звуки
Слушают товарищей, заполняют таблицу.
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий,новый
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой
(Я. Аким)
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую
страницу
Вспорхнула пёстрой
буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)
Слушают товарищей, заполняют таблицу.
Слушают текст, отбирают нужное.
Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
Зачитывают подобранные самими детьми отрывки художественных текстов.
Заполняют таблицу.
Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце
Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый
Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел
Личностные
Эстетические
Познавательные
Умение отбирать главное,
Заполнять таблицу
Умение работать с дополнительной литературой,
Подбирать материал по
Теме
Умение анализировать материал, заполнять таблицу
Регулятивные
Оценка своей работы, коррекция

3. Результат работы.
1. Составление плана сочинения.
2. Творческая работа.
Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.
На листах составьте примерный план сочинения.
На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.
Продумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.
Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.
Работа в группах, разработка плана сочинения.
Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.
Слушают работы товарищей, корректируют.
Коммуникативные
Умение работать в группе
Регулятивные
Учиться составлять план
Предметные
Составление плана текста описания природы
Личностные Мета
Предметные
Развитие речи учащихся
Регулятивные

4. Подведение итога. Рефлексия
Д.З.
-Напишите дома черновик сочинения.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
-Что показалось трудным на уроке?
-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?
Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с худ. литературой, работать в группах
Регулятивные
Самоанализ
самооценка














ТЕМА: Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова. (5 класс) Образовательная дать понятие о корне и суффиксе как значимых частях слова; развивать навык морфемного разбора слова с учётом его значения, части речи и грамматической формы. Развивающая развивать орфографическую грамотность на основе морфемного анализа слов;  Воспитательная воспитывать интерес к слову ; понимание необходимости правильной устной и письменной речи.

УУД
Планируемые результаты

Личностные
Коммуника тивные
Познавательные
Регулятивные
Предметные
Метапредмет ные
Личностные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку
слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности
проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя
принимать решения в дидактической проблемной ситуации
опознавать морфемы, членить  слово на морфемы, выполнять морфемный разбор слова
М/п: владеть различными  видами аудирования, осуществлять информацион ную переработку текста(схема)
Уважение к русскому языку как носителю нравственных и культурных ценностей русского народа 

Решаемые учебные проблемы: Закрепление понятия морфемы как значимой части слова; обучение правилам и навыку морфемного разбора слова; развитие орфографической зоркости. Умение использовать алгоритм правила морфемного разбора. Вид используемых на уроке средств ИКТ Электронное приложение к учебнику §20 .
Этап урока
Форма работы
Содержание 
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I.Орг. момент
Беседа 
О каких частях слова говорит учитель? Сформулируйте тему урока. Сравните её с темой (с. 41)
Организует учащихся к уроку через проблемную беседу Сегодня мы продолжим путешествие в мир огромный и удивительный! Мир частей слова.  -Как называются эти части? - Каково их общее название? -О какой морфеме более подробно говорили на предыдущем уроке?
Настраиваются на плодотворную работу

II. Проверка домашнего задания через орфографический тренинг
Беседа у.109
- О чём рассказал предложенный текст? Что отражено в заголовке: тема или основная мысль? - Почему в тундре подберёзовики называют надберёзовиками?
организует проверку д.з и взаимопроверку по образцу на доске (1 чел. выписывает слова с пропусками букв, подбирает проверочные слова)
проверяют в парах

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Проблемная беседа по у.110
У.110 (по заданию)
Организует беседу
Связно, полно отвечают на вопросы 


Объяснительный диктант
I. Выделить приставки в словах. Найти прилагательное, строение которого соответствует схеме: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].       Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света.       Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.
Организует работу, контролирует выполнение *Предлагает дополнительные задания - Выпишите формы одного и того же слова. Докажите Выполните морфемный разбор слов из последнего абзаца.
Записывают диктант в тетрадь, оформляя орфограммы, выполняя морфемный разбор слов.


Изучающее чтение текста на лингвистическую тему 
У. 111 *Выпишите предложение, отражающее основную мысль, дополните её.
Организует работу в парах
Читают текст, пересказывают по частям,  устно отвечают на вопрос учебника. Записывают ответ в виде предложения


Работа с алгоритмом

Организует повторение правила морфемного разбора и сравнивает его с материалами справочника с. 300
Проговаривают алгоритм, проверяют в парах

IV. Физминутка

V. Практикум

У. 112
Организует работу по упражнению
Углубляют понятие о морфемах как значимых частях слова и их роли в правописании слов

VI. Подведение итогов, рефлексия, 

Продолжите предложение: Сегодня я узнал, что. Сегодня я научился. Я не совсем понял 
Организует работу
Делают вывод о том, почему корень, суффикс, приставка – значимые части слова.

VII Домашнее задание

У.111(правило), карточка (по заданию, графически обозначьте орфограммы)



Приложение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3. Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому) 2.   Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    прилагательные, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   глаголы,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   существительные. 5 класс Домашнее задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3. Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому) 2.   Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    прилагательные,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   глаголы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   существительные. 5 класс Домашнее задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3. Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому) 2.   Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    прилагательные,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   глаголы,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   существительные. 5 класс Домашнее задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3. Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому) 2.   Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    прилагательные,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   глаголы,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]   существительные.