ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ АНГЛИЙСКИЙ С ЛЮБОВЬЮ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по английскому языку
«Английский с любовью»
(внеурочная деятельность)
на 1 год
возраст детей: 10 – 11 лет
34 часа, 1 час в неделю
Составила:
учитель английского языка
ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
Муниципального района Кинельский
Самарской области
Кожаева Наталья Георгиевна
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «Английский с любовью»
5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Английский с любовью»
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельностьшкольников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он знакомится с особенностями произношения, осваивает построение английского предложения, сравнивает речевые явления родного языка и английского языка.
Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 40 минут).
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Главной целью данного курса является
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
Одна из важных задач курса заключается в повышении мотивации к изучению английского языка, в максимальном вовлечении учащихся в деятельность на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Широко используется метод мини- проектов.
Задачи:
I. Познавательный аспект. познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать осознанию обучающихся иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с культурами других народов в сравнении с родной культурой;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся технологии обучения иностранному языку;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать сценические способности детей через драматизацию.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
2. Общая характеристика программы по английскому языку.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности и формировать общеучебные умения и навыки, которые являются межпредметными по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Цели обучения в 5 классе (внеурочная деятельность):
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых учащимся для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий( звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
3. Описание места программы в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся,
способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
5. Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Английский с любовью»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Выставки работ, рисунков, пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления и концерты.
6. Содержание программы «Английский с любовью» по английскому языку
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ Название раздела Общее количество часов
1. «Английский во всем мире» 1 час
2. «Знакомство»
1 час
3. «Праздники Великобритании» 4 часа
4. Подготовка к концерту
2 часа
5. Концерт для родителей. 1 час
6. «Спорт» 4 часа
7. «Сказочные герои английских сказок» 4 часа
8. Спектакль по сказке. 1 час
9. Аудирование2 часа
10. «О себе» 1 час
11. «Внешность» 1 час
12. Развитие навыков коммуникативной письменной речи 4 часа
13. «Профессии» 2 часа
14. Систематизация пройденного за год материала. 5 часов
15. Подведение итогов. Рефлексия. 1 час
Итого: 34 часа
Приложение 1
Календарное планирование
№ Тема занятия Формируемые УУД
1 занятие
Вводное занятие. Английский во всем мире Личностные-
самоопределение
2 занятие Диалоги по теме «Знакомство»( Имя, возраст, откуда, чем занимаешься, какие увлечения, как проводишь свое время)
Игра “Snowball”. Повтори имя стоящего рядом с тобой в круге и добавь свое. Познавательные – умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные –
умение выражать свои мысли полно и точно;
планирование сотрудничества; управление поведением речевого партнера
3 занятие Праздники. Мини- лекция о праздниках и традициях Великобритании.
Игра “Stick the tail to a donkey”. Игрока с завязанными глазами раскручивают, затем он должен найти на ощупь бумажного осла на стене ( доске) и прикрепить хвост. Игра традиционна на Хэллоуин.
Игра “Pancake race”- гонки с блинами, традиционна на (Shrove Tuesday) или «Блинный день».
Личностные: формирование осознанного, уважительного, и доброжелательного отношения к культуре другой страны.
4 занятие Праздники. Рождество. Разучивание песни “We Wish You A Merry Christmas”. Личностные: формирование осознанного, уважительного, и доброжелательного отношения к культуре другой страны.
5 занятие Мини – проект “Мой любимый английский праздник». Логические УУД: формирование способности структурировать пройденный материал.
Регулятивные УУД:
навыки нахождения нужной информации.
6 занятие Презентация мини - проектов. Создание экспозиции из мини- проектов.
Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
7 занятие Подготовка концерта для родителей. Две песни. Два стихотворения. Танец “Skinny marinki”. Сценка The Selfish Giant. Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
8 занятие Подготовка к концерту.
Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
9 занятие Концерт для приглашенных родителей ( можно для учеников других классов) Коммуникативные УУД:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение
предъявлять публично результаты работы малой группы.
10 занятие Спорт. Английское происхождение многих названий спорта. Составление чайнворда из названий видов спорта. Вопрос: Какой твой любимый вид спорта и почему. Познавательные УУД: удовлетворение личных познавательных интересов.
Личностные-
самоопределение
11 занятие Олимпийские игры. Задания по тексту «История Олимпийских игр» (поисковое чтение). Олимпийские игры в Сочи. Имена самых титулованных российских чемпионов. Структура … is famous for his/ her victories in… . Регулятивные УУД: навыки нахождения нужной информации.
Личностные УУД: воспитание гордости за свою страну.
12 занятие Составление буклета «Спорт и я». Личностные: Самоопределение.
13 занятие Презентация буклетов. Оформление выставки из буклетов. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
14 занятие Дайджест английских сказок.
Познавательные УУД:
удовлетворение личных познавательных интересов
15 занятие Герои английских сказок. Обучение краткому пересказу текста по схеме. Логические УУД: формирование способности структурировать пройденный материал.
16 занятие Инсценирование сказки (по выбору учеников). Дать 3-4 сказки. Дети ( с помощью учителя) пытаются написать мини - пьесу по сказке, распределяют роли, репетируют.
Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
Регулятивные УУД:
формирование рациональных навыков овладения английским языком;
привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.
Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
17 занятие Репетиция сказки. Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
18 занятие Спектакль для приглашенных гостей. Коммуникативные УУД:
Навык предъявлять публично результаты своей работы.
19 занятие Стратегии по выполнению заданий по аудированию. Практика аудирования на понимание основного содержания.
Регулятивные УУД:
формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.
20 занятие Практика аудирования на детальное понимание текста. Регулятивные УУД: привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применения методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- структурирование знаний;
21 занятие Тема «О себе». Анкета. Составление «резюме».
Регулятивные УУД:
формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.
22 занятие Внешность. Описание внешности по схеме. Игра « Угадай, кого я описываю». Коммуникативные УУД:
Формирование навыков сотрудничества через командную игру.
23 занятие Написать мини - эссе « Я через 20 лет». Личностные-
самоопределение
24 занятие Презентация эссе. Оформление выставки эссе.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
25 занятие Написания личного письма. Ознакомление с шаблоном личного письма. Объем- 40 слов. Регулятивные УУД:
формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.
Коммуникативные УУД:
Формирование навыков коммуникативной письменной речью.
26 занятие «Перекрёстная переписка». По жребию составляются пары для переписки. Учитель каждому вручает задание: письмо - стимул. Взаимная оценка.
Коммуникативные УУД:
Формирование навыков коммуникативной письменной речи.
27 занятие Мир профессий. Составление мини- словарика по теме. Песня “Job song”. Познавательные УУД:
удовлетворение личных познавательных интересов.
28 занятие Игра «Профессии по сферам». Скажи , какие профессии, связанные с транспортом\ школой\ больницей\ почтой\ строительством… ты знаешь. Каждая команда называет по одному названию по очереди. Жетон получает команда, назвавшая последнее слово. Структура : The profession of a … is useful because… Профессия … полезна, так как…. Личностные УУД: самоопределение.
Коммуникативные УУД:
Формирование навыков сотрудничества через командную игру.
29 занятие Составление кроссвордов на конкурс по темам «Праздники. Спорт. Профессии». Логические УУД: формирование способности структурировать пройденный материал.
30 занятие Обмен кроссвордами. Решение кроссвордов одноклассников. Взаимооценка. Коммуникативные УУД: умение работать в сотрудничестве.
31-32 занятия Систематизация материала года. Познавательные УУД:
Обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей.
33 занятие Игра «Сектор удачи». С помощью метания дротика, команда выбирает задание. Задания на материале года. Личностные УУД:
сформированность познавательной самостоятельности, интеллектуальныхи творческих способностей учащихся;
34 занятие Рефлексия « Что узнал? Чему научился? Что понравилось? Не понравилось?» Дети получают бумажные лепестки, пишут на них ответы на вопросы, на доске собирают из лепестков цветы. Личностные УУД: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.