Рабочая программа Элективного курса Секреты русской грамматики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»

Руководитель МО
_____ /И.А. Куличёва /
ФИО
Протокол № от
« » августа 2015 г.

Рассмотрена на заседании

методического совета лицея

Протокол № от
« » августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор
МКОУ лицей №11
_____ / Н.Н.Маснева /
ФИО
Приказ № от
« » августа 2015 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА
«Секреты русской грамматики»
по русскому языку
(указать предмет, курс)

Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11 классы) 10 «Б» класс

Количество часов 17

Составитель учитель русского языка и литературы Бондарь Наталья Анатольевна

Программа разработана на основе государственного стандарта основного среднего образования
Программа составлена на основе учебного базисного плана для лицеев


2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
1.1. Общие положения
Программа элективного курса по русскому языку «Секреты русской грамматики» рассчитана на учащихся 10 класса. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии, поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности Единого государственного экзамена по русскому языку. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.

1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса
Цель данного элективного курса: помочь обучающимся углубить знания по русскому языку и овладеть умениями, необходимыми в учебной деятельности.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
Рассмотреть наиболее сложные случаи орфографии и пунктуации.
Углубить знания о различных типах словосочетаний и предложений, о языковых нормах.
Рассмотреть трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Для реализации целей используются следующие методы:
-объяснительно-иллюстративный; -программированный; -эвристический; -проблемный.
Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: выполнение упражнений аналитического характера (выделить, подчеркнуть, сгруппировать, вставить буквы, языковой разбор и т.д.) и конструктивного характера (составление словосочетаний и предложений по образцу, по модели), анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
различные типы словосочетаний и предложений;
трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого;
языковые нормы;
сложные случаи орфографии и пунктуации.
Должны уметь:
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Выполнять различные типы тестовых заданий;
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
Работать со справочной литературой.



Содержание программы

Раздел №1. Морфология (8 часов).
Тема 1. Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих (2 часа).
Правописание корневых морфем, правописание гласных после шипящих
Тема 2. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ъ и Ь (2 часа).
Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание твердого и мягкого знаков
Тема 3. Слитное, раздельное и дефисное написание слов(2 часа).
Правописание не и не с различными частями речи, слитное и раздельное написание союзов и произвольных предлогов, слитное, раздельное, дефисное написание наречий, написание сложных слов, дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.
Тема 4. Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц. ( 2часа)
Правописание суффиксов -ек и -ик, суффиксы -ова-ева, -ыва-ива; суффиксы в наречиях, -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, существительных, наречий, причастий, гласные в суффиксах прилагательных и причастий. Гласные в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (5 часов).
Тема 5. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. (1 час)
Речевые нормы, тема текста и авторская позиция,словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Тема 6. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. (3часа)
Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Интонационное богатство русского языка.
Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения.
Тема 7. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (3часа).
Виды сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Пунктуация в сложноподчиненном и сложносочиненном предложении. Особенности пунктуации в бессоюзном сложном предложении.
Раздел № 3. Культура речи и стилистика (1 часа).
Тема 8. Речевые нормы (1 час)
Орфоэпические нормы, лексико-фразеологические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, стилистические нормы.
Тема 10.Итоговое занятие (1 час)




Календарно-тематическое планирование курса «Секреты русской грамматики»


Дата
Тема
Количество часов
Тип урока
Вид контроля

Раздел №1. Морфология и орфография (8 часов)

1-2
02.09
09.09
Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих.
2
Практикум
Составление алгоритмов применения правил, тестирование.

3-4
16.09
23.09

Гласные и согласные в приставках
Буквы Ъ и Ь.

2
Практикум
Составление алгоритмов применения правил, тестирование.


5-6
30.09
07.10
Слитное, раздельное и дефисное написание слов.


2
Практикум

Составление алгоритмов применения правил, тестирование.


7-8
14.10
21.10
Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
2
Практикум
Составление алгоритмов применения правил, тестирование.

Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (5 часов)

9
28.10
Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.

1
Практикум
Тестирование.

10-12
11.11
18.11
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения.

3
Практикум
Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа.

13-15
25.11
02.12
09.12
Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

3
Практикум
Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий по теме.

Раздел № 3. Культура речи (1 часа)

16
16.12
Речевые нормы

1
Практикум
Практикум, беседа, работа с учебниками.

17
23.12
Итоговое занятие


1









Итого
17







Список литературы
1. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
2. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.
3. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку.
4. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
5. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
6. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
7. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
8. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
9. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».
10. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 2010. – 368с.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Nђ Заголовок 1 Заголовок 315