Внеурочная деятельность. Программа кружка Занимательный русский язык для 9 класса
№
М Коррекция № Дата Коррек-ция даты Тема модуля Формы и методы контроля Домашнее задание
I полугодие
1 01.09. Понятие текста (2 ч)
Текст и его свойства. Определение понятия «текст». Основные свойства, присущие тексту, их проявление в различных произведениях речи.
Виды текстов. Тексты в жизни человека. Разновидности текстов по назначению, стилю, построению и др. Трудности классификации текстов. Работа с учебником, составление плана статьи.
Работа в паре по выполнению анализатекста. 2 15.09. Текст как произведение речи (8 ч)
Текст и ситуация общения. Отличие текста от устной спонтанной речи. Текст как отражение внешней и внутренней речи.
Создатель и читатель текста. Образ автора как категория текста.
РР Написание сочинения-рассуждения на основе проблематики исходного текста (подготовка к итоговому сочинению, ЕГЭ). Составление плана текста, подбор эпиграфа, цитат. Написание сочинения.
3 29.09. Средства, обнаруживающие «присутствие» автора в тексте. «Фактор адресата» и его роль в образовании текста. Понятие об автокоммуникации.
Речевые маски автора. Типы повествователей. Рассказчик, «всеведущий» объективный повествователь и персонажи текста.
Высказывания на лингвистическую тему. 4 20.10. Повествователь, его знания и мировосприятие.Оценка в тексте.
РРСоставление рецензии на прочитанный текст(подготовка к итоговому сочинению, ЕГЭ). Составление плана, подбор рабочего материала текста рецензии на прочитанный текст. 5 03.11. Повествование от первого, второго и третьего лица. Традиционные формы повествования и их особенности.
«Чужая» речь в тексте. Способы введениячужой речи в текст. Внутренняя диалогичность («полифония») текста. Несобственно-прямая речь и
свободно-косвенная форма повествования. Составление обобщающей схемы, тестирование. 6 24.11. РРАнализ текста. Повторение изученного по темам «Понятие текста», «Текст как произведение речи», «Смысл текста»
Составление обобщающей схемы. Составление плана текста, подбор эпиграфа, цитат. 7 08.12. Явная и скрытая информация в тексте. Подтекст, его языковая и прагматическая обусловленность.
Диалог текстов. Смысловая недостаточность текста. Интерпретация через обращение к другим текстам. Понятие об интертексте.
Составление вопросов по заданной теме. Работа в парах. 8 22.12. Смысл текста
Тема текста и средства ее выражения. Словесное развертывание темы. Тематические группы слов. Тема и проблема текста.
Средоточия смысла в тексте. Сильные позиции текста: начало и конец текста, заглавие, эпиграф. Ключевые слова текста.
РР Написание сочиненияпо направлениям итогового сочинения(подготовка к итоговому сочинению).
Лингвистический анализ текста. II полугодие
9 12.01.. Текст как единое целое (8 ч)
Связность текста. Связность как одно из важнейших свойств текста. Виды и средства связности.
Лексические средства связи. Текстообразующая роль лексического и семантического повтора. Синонимы, антонимы, родственные слова и другие средства связности текста.
Речевой практикум.
Составление обобщающих схем. 10 26.01 Грамматические средства связи. Морфологическое единство текста. Роль видо-временныхформ глагола в образовании текста. Союзы. Частицы. Деепричастные и причастные обороты в тексте.Текстообразующая
Логическая связь предложений в тексте. Композиция текста как его логическая основа. Логические отношения в тексте. Текстообразующаяроль местоимений.
Конструирование предложений.
Анализ текста. 11 09.02. «Данное» и «новое» в тексте. Порядок слов как способ выделения значимой информации. Актуализация содержания говорящим. Развитие мысли в цепочке предложений.
Виды связи предложений в тексте. Цепная,
параллельная и смешанная связь предложений в тексте.
Комплексный анализ текста. 12 02.03. Единицы текста. Членение текста. «Микротекст» (ССЦ, сверхфразовое единство, «прозаическая строфа») и абзац. Их соотношение.
РРАнализ текста. Выполнение заданий по типу ЕГЭ (Ч.1 задание 1-3, Ч.2 задание 20-24).
Лингвистиче-ский анализ тек-ста. 13 16.03. Функционально-смысловые типы речи в тексте (4 ч)
Описание. Структура и синтаксические особенности описания. Анализ описательных текстов.
Повествование. Особенности построения повествования. Анализ повествовательных текстов. Составление обобщающих таблиц. Составление текстов. 14 30.03. Рассуждение. Языковые средства оформления рассуждения. Анализ текстов-рассуждений.
РР Написание сочинения на основе проблематики исходного текста(подготовка к ЕГЭ)
Составление плана текста, подбор эпигра-фа, цитат. Напи-саниесочине-ния. 15 20.04. Словесные образы в тексте (5 ч)
Изобразительность и выразительность речи.
Эпитет. Разновидности и функции эпитетов. Составление обобщающих таблиц.Речеведческий практикум по использованию в тексте эпитетов. 16 04.05. Сравнение. Функции сравнения. Способы выражения сравнения. Развернутое сравнение как основа текста.
Метафора. Типы и функции метафор. Развернутая метафора как основа текста. Речеведческий практикум по использованию в тексте сравнений, метафор. 17 18.05. РР Написание сочинения на основе проблематики исходного текста(Ч.2 задание 25)
Повторение и систематизация изученного за год. Подбор цитат, составление плана, написание сочинения.
Составление обобщающих таблиц.