Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Занимательный русский.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
МБОУ СОШ № 27
Муниципального образования Люберецкий район
Московской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
_______________ Долженко Т.Б.
«_______»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы: ориентир на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
факультатив
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Занимательный русский язык»
(наименование)
1 года
(срок реализации программы)
7-11 лет
(возраст обучающихся)
Составитель:
Емельянова Мария Владимировна
Учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Занимательный русский язык» является дополнением к курсу «Русский язык» для начальной школы по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русского языка.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
1. Развитие лингвистических компетенций учащихся.
2. Формирование любви и уважения к русскому языку.
3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
4. Развитие творческих способностей младших школьников.
5. Расширение кругозора учащихся.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному русскому языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Адресат и длительность занятий
Курс «Занимательный русский язык» ориентирован на детей 7-11 лет, рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).
Проведение занятий в 1-х классах подкрепляется учебно – методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе и методического пособия для учителя.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека», имеет следующую структуру:
1. Работа над темой занятия.
2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой – отвлеченный, а также проведение физкультминутки).3. Продолжение работы над темой.
4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трех предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Тематическое планирование
№ занятия Дата Тема занятия Кол-во часов
Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная. Что такое слово? Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки и буквы – не одно и тоже. В чем заключается различие между звуками и буквами. Что такое метаграммы? Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. Жили – были гласные и согласные. Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Игротека. Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. Волшебник Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Такие разные согласные. Способы отличия твердых согласных от мягких. Такие разные, разные согласные. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Игротека. Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и
согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. Русские народные загадки. Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Зачем шипят шипящие? Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». Познакомьтесь: алфавит! Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. Игротека. Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Привет, пословица! Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. Поговорим о предложении. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Еще немного о предложении. Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией. Игротека. Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословиц к тексту. Знакомимся с анаграммами. Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. Что такое текст? Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Что мы пишем с большой буквы? Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Игротека. Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы. О безударных гласных. Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. О парных звонких и глухих согласных. Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Слова – приятели. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Игротека. Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. Слова – неприятели. Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Волшебное слово предлог. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Что за зверь такой – фразеологизм? Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Игротека. Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Учимся различать слова разных частей речи Упражнение в умении различать слова разных частей речи. Итого 33 часа в год
Список литературы
1. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет).
Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ.- 207 с.
2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 1 класса, в двух частях. – М.: Издательство РОСТ. – 80 с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения:
от_________2016 года №____ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________________
______________________2016 год