Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы. Программа занятий состоит из трех разделов: • Особенности ЕГЭ по


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического Директор МОУ «ЦО № 5»:
совета «.....»______2014 года. ______________ Вартанян Н.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обществознание: теория и практика
Возраст детей: 15-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Разработала:
Шатская Ирина Александровна
учитель истории и обществознания
г. Новомосковск, 2014 год.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы.
Программа занятий состоит из трех разделов:
•Особенности ЕГЭ по обществознанию.
•Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
•Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
•работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
•критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
•анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
•решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 35 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность.
Тематическое планирование

Тема Количество часов
теория практика всего
1 Входной контроль 2 1 3
2 Раздел 1. Общество и человек 3 3 6
3 Раздел 2. Человек, личность 1 3 4
4 Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества 2 3 5
5 Раздел 4. Социальные отношения 2 3 5
6 Раздел 5. Политика 1 3 4
7 Раздел 6. Право 1 1 2
8 Раздел 7. Культура 1 3 4
9 Итоговое занятие - 2 2
ИТОГО 13 21 35
Содержание программы элективного курса.
№ Раздел, тема Теория Практика
Ведение Введение. Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников.
Способы описания и объяснения
обществознания
Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте пообществознанию. Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.
Приемы работы с различными документами.
Понятие «источник по обществознанию».
Памятка для работы с источниками.
Способы работы с источниками.
Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ.
1 Общество и человек Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).
2 Экономика Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Практикум: Экономика
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

3 Социальная сфера Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям).
4 Политика
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям).
5 ПРАВО Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы. Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.
Работа с нормативными документами (задание на обращение к социальным реалиям), задание на анализ двух суждений.
6 Культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы. Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Духовная культура (задание на анализ двух суждений).
7 Итоговый контроль Итоговый контроль Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов
Введение
1 Входной контроль. 1
2 Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. 1
3 Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. 1
Общество и человек
4 Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество». 1
5 Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы. 1
6 Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное). 1
7 Глобальные проблемы человечества. 1
8 Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» 1
9 Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» 1
10 Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С» 1
11 Промежуточный контроль 1
12 Деятельность человека, ее основные виды 1
13 Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» 1
14 Решение заданий по теме «Человек» часть «С» 1
15 Тестирование по теме «Человек» 1
16 Экономика, ее роль в жизни общества 1
17 Рыночная экономика 1
18 Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»1
19 Решение заданий части «С» по теме «Экономика» 1
20 Тестирование по теме «Экономика» 1
21 Социальная структура. Социальные отношения 1
22 Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака 1
23 Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В» 1
24 Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» 1
25 Тестирование по теме «Социальная сфера» 1
26 Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления. 1
27 Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» 1
28 Решение заданий части «С» по теме «Политика» 1
29 Тестирование по теме «Политика» 1
30 Понятие «право». Нормы права. Отрасли права 1
31 Тестирование по теме 1
32 Понятие «культура» Духовная жизнь общества .1
33 Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В». 1
34 Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «С». 1
35 Итоговый контроль. 1
ИТОГО: 35
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать и понимать
•биосоциальную сущность человека
•основные этапы и факторы социализации личности
•место и роль человека в системе общественных отношений
•закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
•тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
•основные социальные институты и процессы
•необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
•особенности социально-гуманитарного познания
уметь
•характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
•анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
•объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
•раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
•осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы•сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных
явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Используемая литература:
1.Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л.Н. Боголюбова / Москва: Просвещение, 2004.
2.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов (и др.). - М.: Просвещение, 2008г.
3.Пархоменко, И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Пособие для старшекл. и абитур. ср. спец. и высших учеб. заведений / И.Т. Пархоменко. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
4.Полякова, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2008.
5.Нормативные документы:
Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ.
Дополнительная:
1.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. / – М.: Просвещение, 2007.
2.Кашанина, Т.В. Право.10-11 кл..: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. Книга в 2-х частях. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3.Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова - М.: Экзамен, 2005.
4.Никитин, А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А.Ф. Никитин. - М., 2007.
5. Поляков, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Л.В. Поляков. – М.: Просвещение, 2008.