Методические указания по выпонению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Русский язык
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУЬЛИКИ БАШКОРТОСТАНГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.И.КУВЫКИНА
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
по дисциплине
«Русский язык»
Составитель: Халтобина С.В.
2014
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ
3. Методические рекомендации по созданию презентаций
4. Методические рекомендации по составлению деловых бумаг
5. Методические рекомендации по работе со словарями
6. Методические рекомендации по составлению словаря
7.Методические рекомендации по выполнению всех видов разбора
8. Литература
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Русский язык» составлены в соответствии с рабочей на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по всем специальностям образовательного учреждения для реализации требований ФГОС среднего общего образования. В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности. Передовые педагоги всегда считали, что на учебном занятии обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель – руководить этим самостоятельным трудом, давая для них весь необходимый материал. Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы. Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Самостоятельная работа имеет следующие достоинства: - позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет вырабатывать своиубеждения ивзгляды;- позволяет формировать трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность враспределениивремени;- вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;- вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели. По учебной дисциплине «Русский язык» на самостоятельную работу обучающихся отводится 26 часов для всех специальностей.
Содержание учебной дисциплины готовит студентов к формированию общих компетенции, такие как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Общая цель изучения учебной дисциплины «Русский язык» - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного творца, умеющего сформировать проблему, способного на раздумья и собственные эмоциональные оценки. Используя методические рекомендации, студент должен знать:основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Студент должен уметь: производить все виды разборов: фонетический, морфемный,словообразовательный, морфологический,синтаксический, стилистический; определять стиль и тип речи;соблюдать все основные нормы литературного языка;обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; правильно писать слова с изученными орфограммами; Самостоятельная работа студента по дисциплине «Русский язык» является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения2. Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ
№ Внеаудиторная
самостоятельная работа Кол-во
часов Источники Форма отчета
1 2 3 4 5
1. Мини-презентация «Язык – средство общения», «Язык и культура» и др. 1 http://linguodiversity.narod.ru/http://www.gramota.ru/доклад
2. Подбор выражений, высказываний, афоризмов о русском языке. 1 http://malyshlandia.ru/http://nitforyou.com/http://www.aphorisme.ru/http://www.gramota.ru/ письменная работа
3. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. 1 http://5fan.info/ujgmeryfsbewmerjge.htmlдоклад
4. Анализ художественного текста с определением тропов и стилистических фигур.Подбор примеров на все виды тропов из художественных произведений. 2 http://linguodiversity.narod.ru/http://www.gramota.ru/анализ художественного текста
5. Редактирование текста. 1 http://linguodiversity.narod.ru/отчет
6. Составление деловых бумаг, официальных документов. 1 http://doc-style.ru/письменная работа
7. Мини-презентация «Лексика. Лексические нормы». 1 доклад
8. Работа с толковыми словарями, со словарями синонимов, антонимов, паронимов.Работа со словарями фразеологизмов, словарями крылатых слов, пословиц и поговорок. 1 http://dic.academic.ru/http://gramota.ru/http://dict.buktopuha.nethttp://f5.ru/freshf5/post/300032письменная работа
9. Подбор профессионализмов по будущей специальности студента. 1 http://www.ido.rudn.ru/составление словаря профессионализмов
10. Анализ текста, устранение ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске), фразеологических единиц. 1 http://www.gramma.ru/редактирование текста, письменная работа
11. Работа с орфоэпическим словарем. 1 http://dic.academic.ru/http://gramota.ru/http://dict.buktopuha.nethttp://f5.ru/freshf5/post/300032письменная работа
12. Составление орфоэпического словаря, включающий слова, в которых часто допускают ошибки. 1 http://dic.academic.ru/http://gramota.ru/http://dict.buktopuha.nethttp://f5.ru/freshf5/post/300032составление словаря
13. Редактирование текста и устранение допущенных орфографических ошибок. 2 Виды разбора на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1985. редактирование текста, отчет
14. Работа со словарями.Выполнение заданий Трудные «написания частей речи». 6 http://dic.academic.ru/http://gramota.ru/http://dict.buktopuha.nethttp://f5.ru/freshf5/post/300032письменная работа
15 Редактирование текста, проверка правильности пунктуационного оформления текста. 2 Виды разбора на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1985. письменная работа, отчет
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по учебной дисциплине «Русский язык» для выполнения самостоятельной работы созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время. Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вы должны внимательно прочитать учебную цель, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме самостоятельной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Все задания к самостоятельной работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе работы результаты по приведенной методике.Отчет о самостоятельной работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец. Готовую работу Вы должны сдать в срок, определенный преподавателем. Для положительной оценки по самостоятельной работе необходимо для получения зачета по данной теме дисциплины или допуска к экзамену.
Внимание! Если в процессе подготовки к самостоятельной работе у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!
3. Методические рекомендации по созданию презентацийМультимедийные презентации – это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т.п.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствующую комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают показ фотографий, рисунков или труднодоступных материалов. Преимущество мультимедийных презентаций – проигрывание аудиофайлов, что обеспечивает эффективность восприятия информации: излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Создание презентации
Процесс презентации состоит из отдельных этапов:
1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
2. Разработка структуры презентации
3. Создание презентации в Power Point
4. Согласование презентации и репетиция доклада.
На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.
На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Студент составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.
На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point.
На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.
Цель доклада – помочь студенту донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.
После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.
Требования к формированию компьютерной презентации:
- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
- структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;
- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);
- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);
- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);
- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10-15 слайдов, требует для выступления около 7-10 минут.
Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:
цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;
выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;
недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;
речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;
докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).
Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.
Оценивание презентации
Оцениванию подвергаются все этапы презентации:
собственно компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление;
доклад;
ответы на вопросы аудитории.
Критерии оценки выполнения презентации включают содержательную и организационную стороны, речевое оформление.
Консультирование студентов
Студент в процессе выполнения проекта имеет возможность получить консультацию педагога по реализации логической технологической цепочки.
4. Методические рекомендации по составлению деловых бумаг
Официально-деловой стиль - это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовой и административно-общественной деятельности. Официально-деловой стиль реализуется в устной и письменной формах.
Стиль и смысловое содержание деловой документации должны подчиняться следующим требованиям:
Точность изложения информации: текст не должен допускать двоякого толкования, каждое предложение должно быть однозначным;
Лаконичность передачи информации;
Использование языковых клише, облегчающих восприятие текста;
Нейтральный тон изложения;
Официально-деловая документация составляется и читается официальными лицами. Составители деловых бумаг абстрагированы от своей индивидуальности и выступают как представители той или иной организации.
Заявление - документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.
Заявление может быть написано заявителем от руки либо отпечатано на листе формата A4. Для написания заявления могут использоваться специально разработанные бланки (формы). Такие стандартные бланки заявлений разрабатываются министерствами, ведомствами, организациями для обеспечения внутриведомственной деятельности.
Расположение частей заявления:
Наименование адресата (лицо или организация, на имя которых подается заявление) указывается в правом верхнем углу листа. Если оно представляет собой название организации, то ставится в винительном падеже, например: "В финансовый отдел НПО "Квант""; если это название должностного лица - в дательном падеже, например: "Директору школы №12 И.А. Иванову".
Фамилия, имя и отчество заявителя указывается под адресатом.
Слово ЗАЯВЛЕНИЕ размещается в середине строки.
Примеры написания заголовка заявления:
Начальнику ЖЭУ-5И.И. СмирновуН.И. Васильева, проживающего по адресу:Санкт-Петербург,ул. Замшина, д. 16, кв. 103
заявление.
Собственно текст заявления пишется с красной строки. Содержательная часть заявления-просьбы обычно начинается словами: "Прошу + инфинитив (разрешить, допустить, предоставить и т. п.)".
Текст заявления может начинаться и типовыми конструкциями для ввода аргументации: ввиду того что...; в связи с тем, что...; на основании того, что...; потому что...; так как...; учитывая (что ?)... .Заканчивается текст заявления подписью и датой. Дата в формате "Число - месяц - год" (15 января 2002 г. или 15.01.2002) ставится с левой стороны листа, подпись заявителя - справа.
Доверенность - письменно оформленное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному, представителю) для представительства перед третьими лицами.
Для некоторых видов доверенности (например, доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы) закон предусматривает обязательное нотариальное удостоверение. Доверенность от имени государственной организации выдаётся за подписью её руководителя с приложением печати этой организации.
Расположение частей доверенности:
наименование документа пишется в центре строки;
ниже наименования пишется место и дата выдачи доверенности (прописью): "двадцать первое декабря две тысячи восьмого года". В некоторых образцах допускается запись даты в числовом формате: 21 декабря 2008 г.;
текст доверенности начинается с красной строки;
текст доверенности подписывается доверителем (подпись размещается справа);
ниже подписи необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ.
Клишированные формы:
Кто? + доверяю + кому? инфинитив (получить...), например: Я, гр. Николаев Иван Сергеевич, проживающий..., доверяю гр. Никитину Сергею Семеновичу, проживающему..., получить...Автобиография - это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Необходимость написания такого документа возникает при поступлении в учебное заведение, при трудоустройстве и т. д. Кадровые службы различных учреждений, в ведении которых находится документация по персоналу, предъявляют различные требования к содержательной части автобиографии, связанные, в первую очередь, со степенью подробности изложения сведений об авторе и его ближайшем окружении.
Основные требования:
Автобиография составляется в произвольной форме от первого лица и начинается словами: Я, фамилия, имя, отчество, родился.... Обязательно указывается полностью дата и место рождения (область, район, город, село, деревня и т. д.)Указывается, какое получил образование, какие учебные заведения где и когда окончил.
Указывается место работы в настоящее время, занимаемая должность.
Указывается семейное положение, адрес места жительства в настоящее время.
Если автор менял фамилию (по причине замужества и пр.), то указывается предыдущая фамилия и дата ее изменения.
Для изложения событий завершенных используются глаголы прошедшего времени: учился(ась), работал(а), поступил(а), окончил(а) и т. д.
Наименования организаций, учреждений, названия населенных пунктов, на которые ссылается автор, приводятся полностью в виде, существовавшем на момент события. Если автор считает нужным дать пояснения, то новое, действующее на момент написания документа название приводится в скобках, например: С 1972 по 1975 год учился в Ленинградском Военно-механическим институте (ныне Балтийский Государственный Технический Университет им. Д.Ф. Устинова).Автобиография подписывается автором и датируется. Дата ставится слева, подпись справа под текстом автобиографии.
Иногда кадровые органы требуют указать сведения о жене (муже) и других ближайших родственниках (родители, братья и сестры): фамилию, имя, отчество, год и место рождения, адрес места проживания. Эти сведения приводятся в конце автобиографии после основного текста.
Резюме (от франц. resume - излагать вкратце) - краткая анкета физического лица, представляемая работодателю или в посредническую фирму по набору кадров для заочного профессионального конкурсного отбора на замещение вакантной должности. Резюме в настоящее время является распространенным документом при приеме на работу, поэтому следует знать основные правила его составления.
Текст резюме составляется в произвольной форме, однако содержательная часть должна отражать следующие основные сведения:
Фамилия, имя и отчество автора резюме (в именительном падеже).
Домашний адрес.
Контактная информация: номер телефона и/или другая информация, с помощью которой можно оперативно связаться с автором, например, номер факса, E-mail, ICQ и др. Если необходимо, указывается время доступности абонента по контактному адресу.
Дата и место рождения.
Гражданство.
Семейное положение, наличие детей, их возраст.
Цель. В данном пункте указываются конкретная цель, которую преследует автор, подавая резюме, например:Трудоустройство на должность начальника отдела сбыта с окладом не менее 30 000 руб.
Образование. Сведения о полученном образовании излагаются в обратном хронологическом порядке. В этом пункте указывается не только основное образование, полученное в среднем или высшем учебном заведении, и специальность, которой автор овладел по окончании учебного заведения, но и дополнительное образование, полученное на специальных курсах.
Опыт работы. Сведения о трудовой деятельности (место работы и занимаемая должность) излагаются также в обратном хронологическом порядке. При описании места работы следут указывать полностью наименование предприятия, его местонахождение, а также сферу деятельности, например: Фирма "ПЛЮС" (Россия, г. Волхов), розничная торговля продовольствием и ТНП.Часто рекомендуется указывать не только занимаемую должность, но и конкретные функции, которые исполнял автор, а также его личный вклад.
Дополнительные сведения. В этой графе может быть указана любая информация, характеризующая автора резюме: знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности, а также сведения, которые могут позитивно заинтересовать работодателя или агентство, например: личностные качества, готовность к работе с ненормированным рабочим днем и командировками, наличие деловых связей и др. Можно указать также, кто готов дать отзыв о вашей работе.Резюме подписывается с обязательным указанием даты.
Объяснительная записка — это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта и т. п.) или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.Структура объяснительной записки
Наименование адресата – должность, фамилия, инициалы (в дательном падеже);
Фамилия, инициалы, должность пишущего объяснительную записку (в родительном падеже);
Заголовочная часть (наименование документа пишется в середине листа);
Текст объяснительной записки;
Опись прилагаемых документов;
Подпись заявителя (справа);
Дата подачи заявления (слева);
Доверенность
Я, аспирант второго курса исторического факультета
Беликов Александр Иванович, доверяю аспирантке первого курса
Карась Светлане Сергеевне получить мою стипендию за февраль 1995 г.
Дата (подпись)
Подпись аспиранта Беликова А.И. удостоверяется
Дата (подпись)
5. Методические рекомендации по использованию словарей
В целях достижения более высоких результатов по учкбной дисциплине "Русский язык" рекомендуетсяиспользовать:- для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;- для саморедактирования и взаимного редактирования текстов - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;- для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;- для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;- для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;- для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;- для развития речевой выразительности, языкового чутья и "чувства слова" - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии; устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;- для повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;
Толковый словарь. Наиболее полные сведения о слове дает толковый словарь. Современным нормативным толковым словарем является "толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной ее состав. В соответствии с задачами словаря в него не включались: специальные слова и значения, имеющие узкопрофессиональное употребление; диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в литературном языке; просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской; устаревшие слова и значения, вышедшие из активного употребления; собственные имена. С целью сокращения объема словаря некоторые разряды производных слов помещаются под основным словом в его гнезде. В затруднительных случаях, чтобы облегчить отыскание слова, находящегося в гнезде, в общий алфавит включены ссылочные слова. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления. В словаре дается характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное. После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова. После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово. Вот пример словарной статьи из этого словаря: ВИЛКА, -и, ж. 1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке. 2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в. 3. Такое положение при стрельбе, когда один снаряд падает ближе, а другой дальше цели (спец.) Взять батарею в вилку. ¦ прил. вилочный, -ая, -ое. После утверждения "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в том же году был издан нормативный "Орфографический словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро, содержащий 110 тысяч слов, расположенных строго в алфавитном порядке.
В этом словаре указано нормативное ударение, даны грамматические формы слова, вызывающие затруднение, например:
взгорочек, -чкавзгорье, -явзгревать, -аю, -аешьВ конце словаря в качестве приложения даны правила орфографии. Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения. В этот словарь преимущественно включаются слова:
произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;
имеющие подвижное ударение в грамматических формах;
образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;
слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.
Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.
В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:
смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия, -и [ньзь];
изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный);
возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например: аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];
твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель, -я [тэ];
отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т.е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а, не соответствующее правилам чтения, например: бонтон, -а [бо]; ноктюрн, -а [факульт. но];
особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например завлабораторией [заф/л], нескл. м, ж.
Словари синонимов русского языка дают читателю возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет. Слова в таком словаре приводятся в виде рядов синонимов к основным словам, расположенным по алфавиту, например: КЛЕВЕТА; наговор, оговор, поклеп, напраслина (разг.); наклеп, обнос (прост.); диффамация, инсинуация (книж.); извет, навет (устар.) / о клеветническом произведении:пасквиль. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. М.: Русский язык, 1989.) Словари паронимов позволяют разобраться в значениях, близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий - глубинный, героизм - героика - геройство, выжидать - ждать. Структура словарной статьи в "Словаре паронимов современного русского языка" Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой (М.: Русский язык, 1994) включает толкующую часть, сопоставление сочетальных возможностей паронимов и комментарий, в котором разъясняются различия в значениях паронимов и описываются ситуации их употребления, а также характеризуются грамматические и стилистические свойства паронимов. Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье. Терминологические словари имеют профессиональную направленность - они предназначены для специалистов в определенной области научных знаний или практической деятельности. Эти словари описывают не языковые свойства слов и сочетаний, а содержание научных и других специальных понятий и номенклатуру вещей и явлений, с которыми имеет дело специалист некоторой отрасли науки или производства.
6. Методические рекомендации по составлению словаря
Одним из важнейших условий формирования речевой культуры является обогащение словарного запаса. Каким должен быть словарный запас? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин – 18 890 слов, Сервантес – около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим источникам– около 20 тыс.), Гоголь(«Мертвые души») – около 10 тыс. слов.
Начните составлять «Словарь обогащения языка», орфоэпический, словарь профессионализмов и др.
Когда читаете книгу, журнал, газету, общаетесь ли со СМИ, обращайте внимание на слова, о значении которых вы только догадываетесь или слышите ошибочное произношение, употребление, выписывайте на карточку. Затем на обратной стороне, используя толковый словарь, пишите значение слова, нормы произношения, употребления. Карточки нумеруйте, чтобы знать количество слов, которые обогащают ваш словарный запас. Когда наберется 10-20 слов, начинайте проверять свою память.
Вытаскивайте карточку, читайте слово, произносите его, объясняйте его значение. По мере накопления карточек делите их на две группы: 1) карточки с хорошо усвоенными словами; 2) карточки со словами, которые требуют еще заучивания. Картотека постоянно должна пополняться новыми словами. Время от времени к ним следует возвращаться, устраивать контрольную проверку.
7. Методические рекомендации по выполнению всех видов разбора
Орфография регулирует все средства графической передачи речи (звукобуквенные, слитно – дефисные – раздельные написания, употребление строчных, прописных букв и переноса).
Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфографический разбор (сжатое или развернутое, полное объяснение орфограммы) – один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Функции его не только обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
Порядок орфографического разбора
Найти орфограмму или орфограммы в слове (если производится не частичный, а полный анализ выделенного слова).
Соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу.3. Графически обозначить орфограмму в слове.
Пример анализа текста2.1. Объяснение орфограмм
Правописание гласных в корне.1.1. Проверяемые безударные гласные. Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударном слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова:об ... жает: обида => обижает. 1.2. Непроверяемые безударные гласные. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: громада, демократизация, конференция, литературный. 1.3. Чередующиеся гласные. В безударном корне лаг-лож перед г пишется а, перед ж - о:предложениях. В корнях бер-бир пишется и, если дальше следует суффикс а: собирался. 1.4. Гласные после шипящих. После шипящих не пишутся буквы ы, ю, я: наиважнейшие, жизнь.
Правописание приставок.2.1. На письме гласные в приставках не изменяются: отобрать (ср. отобранный).
Правописание суффиксов.3.1. Правописание н и нн в причастиях. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова:отобранного, переданных мне.
Правописание окончаний.4.1. В существительных, имеющих перед падежным окончанием гласный и, пишется в предложном падеже единственного числа буква и: на конференции, на собрании, о демократизации.
Правописание частиц.5.1. НЕ - отрицательная частица: просто - (не)просто, осталось - (не)осталось, позволяла - (не)позволяла. Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно: не осталось, не позволяла. Пишутся слитно с не наречия на -о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не: непросто (т. е. сложно).
Правописание предлогов.6.1. Производный предлог за счет пишется раздельно.
Правописание наречий.7.1. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос:начистоту.
Пунктуационный разбор
Пунктуационный разбор (объяснение знаков препинания) – один из видов грамматического разбора. Он или используется как самостоятельный вид разбора, или входит как составная часть в синтаксический разбор.
Пунктуационный разбор определяется целями и задачами обучения, а также условиями его проведения. Независимо от того, выступает ли пунктуационный разбор как самостоятельный вид работы или как составная часть общего синтаксического разбора, его компоненты будут такие:
1. Назвать синтаксическую единицу, в которой объясняются знаки препинания (однородные члены, обращения, части сложносочиненного предложения и т.д.).
2. Назвать знак препинания (запятая, две запятых, двоеточие, тире и т.д.).
3. Указать на функцию знака препинания (разделение, выделение).
4. Перечислить необходимые и достаточные условия (условия пунктуационной нормы), при которых ставятся (или не ставятся) знаки препинания в рассматриваемой синтаксической единице. (Перечисление может быть заменено формулировкой пунктуационного правила, но это несколько хуже, так как не из всякого правила легко вычленяются условия пунктуационной нормы5. Указать на соотношение пунктуации и интонации (соответствие, расхождение, отсутствие интонационных признаков).
Пример объяснительного пунктуационного разбора
Гибельная трясина скрыта под этим ярко-изумрудным мхом – идти дальше нельзя - стоять и слушать ее – «большое удовольствие».
Предложение невопросительное, невосклицательное, в конце ставим точку (повествовательное).
В нем три основы: трясина скрыта, идти, слушать «большое удовольствие». Это бессоюзное сложное предложение. Перед первым простым в составе сложного можно поставить союз когда. Значит, оно указывает на время того, о чем говорится во втором. Между простыми предложениями ставим тире. Между двумя простыми: идти и стоять и слушать – «большое удовольствие можно поставить союз а (противопоставление). Между частями ставим тире, в устной речи ему соответствует интонация предупреждения и значительная пауза. Это бессоюзное сложное предложение произносится с повышением голоса в первом простом и понижением во втором, между ними делается значительная пауза.
Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по русскому языку как при изучении фонетических тем, так и при повторении, когда углубляются и расширяются знания по фонетике, совершенствуются умения и навыки.
Фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих.
Порядок фонетического разбора слова
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, (парные, непарные), твердые и мягкие (парные, непарные); какими буквами обозначены.Количество звуков и букв.
за счет:
за - счет - 2 слога;
З - [з] - согл., тв., звонк.;
А - [а] - гласн., безуд.;
С > [щ] - согл., мягк. непарн.; глух. непарн.;
Ч
Е - [о] - гласн.,уд.;
Т - [т] - согл., тв.; глух. 6 б. 5 зв.
Морфемный анализ слова
Морфема (от греч. morphe – «форма») – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.
Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.
План разбора слова по составу
1. Окончание. 2. Основа. 3. Суффикс. 4. Приставка. 5. Корень
Словообразовательный анализ слова.
Цель словообразовательного разбора состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол учить; отнимем от него -ть(суффикс, в котором заключена информация о том, что это глагол в форме инфинитива); добавим суффикс со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное учитель. Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы словаваятель, читатель, ценитель, хранитель и многие другие.Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Словообразовательный анализ должен лежать в основе морфемного (а не наоборот): ведь о существовании особого суффикса -тель- со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа учить – учитель, читать – читатель.
При словообразовательном разборе вычленяются не все значимые части слова, а только та часть, с помощью которой образовалось данное слово: подписать - писать; сапожник - сапожный. При словообразовательном разборе графически выделяется в анализируемом слове лишь словообразовательная морфема и основа в слове, от которого оно образовано. Кроме того, стрелкой указывается направление словообразовательной связи.
План словообразовательного разбора слова
1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь).
2. Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано ( - тель).
3. Определить, от чего образована основа (от слуша - из слова слушатель).
При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов и обозначить способ словообразования: слушатель - слушать (суффиксальный способ образования)
Лексический разбор словаЛексический разбор слова – это характеристика слова, раскрывающая его лексическое значение, особенности употребления и происхождение.
План лексического разбора слова.
1. Каково лексическое значение слова в данном предложении или тексте? Указать, является ли слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений)
2. В прямом или переносном значении употреблено слово?
3. Какие синонимы или антонимы имеет данное слово?
4. Какова стилистическая характеристика слова? (разговорное, книжное, стилистически нейтральное). Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?
5. Каково происхождение слова?
Лексический разбор может проводиться устно или письменно. Следует стремиться к тому, чтобы ученики, пользуясь планом, давали характеристику слову в форме связного высказывания, что будет содействовать развитию умений в области связной речи. Лексический разбор целесообразно проводить с использованием толкового словаря.
Например: Старый друг лучше новых двух.
Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово старый употребляется в одном из своих значений: старый друг – значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним: давний. В этой же пословице употреблен антоним к этому значению слова: новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например, в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена.
Морфологический разбор слова
Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Те грамматические значения, которые выражаются за пределами слова, изучаются в другом разделе грамматики – в синтаксисе. А слово как носитель смысла, обозначение понятий действительного мира изучается в разделе «Лексика».
Морфологический разбор включает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его форм.
Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль. Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи.
При морфологическом разборе очень важно понимание различий между постоянными и непостоянными морфологическими признаками слова. Это отображается в требовании соблюдать определенный порядок при разборе: сначала указываются постоянные, более общие признаки, свойственные слову в целом, в какой бы форме оно ни стояло, затем – такие, которые характеризуют только данную словоформу.
При морфологическом разборе в сконцентрированном виде отражается понимание микроструктуры каждой части речи: какие признаки являются различительными для каждой части речи, деление этих признаков на постоянные и непостоянные.
Умение выделять грамматические признаки и понимать их систему в слове лежит в основе правильной квалификации слова как части речи. Поэтому упражнение в морфологическом разборе является очень важным средством развития грамматического мышления.
Синтаксический разбор
Синтаксический разбор включает разбор словосочетания, простого предложения, предложения с прямой речью, сложного предложения.
Для синтаксического разбора можно брать словосочетания как вне предложения, так и из предложения и из текста.
Порядок синтаксического разбора словосочетания.
1.Выделить словосочетание из предложения.
2.Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слово и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
3.Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения.
Основные умения и навыки, необходимые для развития мышления и речи, формируются при изучении простого предложения. Синтаксический разбор предложений надо проводить так, чтобы учащиеся видели строение и значение предложения, думали над их соотношением. Для этого нужно привлекать внимание к семантико-стилистической стороне анализируемых предложений. Какая бы работа ни проводилась по предложению, прежде всего учащиеся должны выразительно прочитать его, осознав его речевое значение.
Порядок синтаксического разбора простого предложения.
1. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
2. Назвать тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3. Рассказать о строении предложения:
а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (указывается после изучения соответствующих тем);
б) нераспространенное или распространенное;
в) полное или неполное (указывается после изучения соответствующей темы).
4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др. (указывается после изучения соответствующих тем).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью.
1. Выделить прямую речь и слова автора; подчеркнуть интонационное и смысловое единство предложения в целом.
2. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
3. Составить схему предложения с прямой речью.
4. Объяснить знаки препинания.
5. Разобрать предложения, составляющие прямую речь и слова автора, в соответствии с порядком разбора простых или сложных предложений; обратить внимание на осложнение приложений, включающих прямую речь, обращениями, вводными словами, эмоциональными частицами и другими элементами, характерными для разговорной речи.
Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения.
1. Указать, сколько простых предложений входят в сложное, и назвать их.
2. Какими союзами эти предложения связываются между собой? Если есть другие средства связи, отметить их.
3. Указать грамматическое значение предложения (смысловые отношения между простыми предложениями).
4. Объяснить знаки препинания.
5. После этого каждое предложение разбирается как простое.
Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.
Предложение сложное, союзное, сложноподчиненное.
1. Указать главное и придаточное предложение.
2. К чему относиться придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?
3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
4. Определить тип сложноподчиненного предложения.
5. Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова и т.д.)
6. Указать место придаточного предложения, знаки препинания.
7. После этого главное и придаточное предложение разбираются как простые предложения.
Лингвистический анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Лингвистический анализ художественного или другого текста – это выявление всех особенностей данного текста. Ограничиться своим мнением по прочитанному тексту в этом случае мало. Нужно учесть форму текста, структуру, понять его смысл.1. Определяем, к какому роду литературы относится текст. И не просто обозначаем, проза это, драма или поэзия, но и объясняем, почему так решили.2. Выясняем, о чем говорится в произведении. Это тема. Затем переходим к конкретике – какую проблему ставит автор, что он этим хочет сказать? Так определяем идею – основную мысль. Автор свою позицию выражает открыто или завуалировано. Кстати, точка зрения рассказчика может не совпадать с авторской.3. Определяем жанр.4. Анализируем отрывок. Посчитайте, сколько в нем абзацев. Ровно столько же долно получиться микротем. Каждый абзац может заканчиваться или начинаться одинаковыми словами. Это, как и в стихотворении, эпифора или анафора, только синтаксическая. 5. Средства художественной выразительности.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕР
Анафора — фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи (единоначалие) «Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь наддверный».
М. Цветаева
Антитеза — фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов «Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» А. Блок
Гипербола — прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение «В сто сорок солнц закат пылал...»
В. Маяковский
Градация — фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение «Пришел, увидел, победил».
Ю. Цезарь
Диалектизмы — это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. «Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него на хуторе чудное.
М. Шолохов
Жаргонизм – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. общага – общежитие
халява – всё, что бесплатно
сервить – пользоваться “Интернет”
облом – неудача
Инверсия — фигура речи, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усиления выразительности речи. При прямом порядке слов согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, несогласованное определение — после определяемого слова, подлежащее — перед сказуемым, дополнение — после сказуемого и т. д. «Судьбы свершился приговор...»
М. Лермонтов
и это же предложение при прямом порядке слов: «Приговор судьбы свершился»
Ирония — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
И.А. Крылов
Контекстные
антонимы — Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.
! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.
Контекстные
синонимы — Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию
!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение
Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют.
Литота — приуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,/ Лошадку ведёт под уздцы мужичок/ В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… А сам с ноготок!
Н. А. Некрасов
Метафора — прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…» С. Есенин
Метонимия — прием, в основе которого лежит перенос наименований по смежности «Так скушай же ещё тарелочку, мой милый!» И. Крылов
Олицетворение — прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлечённые понятия Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
А. Пушкин
Оксюморон — фигура речи, основанная на соединении несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления «Убогая роскошь наряда...» Н. Некрасов (сладкая боль, звонкая тишина, живой труп)
Параллелизм — фигура речи, при которой несколько предложений строятся по одной и той же синтаксической схеме. Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.
Парцелляция — фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка «Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок». С. Довлатов
Перифраз — замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину (описательный оборот) «Унылая пора! Очей очарованье…»
А. Пушкин
Риторический вопрос — фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание «И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» Е. Замятин
Риторическое
обращение — фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата «Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» А. Пушкин
Синекдоха — замена жизненного явления названием его части вместо целого «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц». И. Бунин
Сравнение — прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...» А. Пушкин
Термин — слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Ноосфера, дебет, кредитор.
Устаревшие слова Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования.
Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников.
Н.В. Гоголь
Фразеологизм — устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. «Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы» К. Паустовский
Эпитет — слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления «Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана»
М. Ю. Лермонтов
Эпифора — фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны» А. Островский
8 Литература
Основная литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2010.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2011.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2012.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник, 2011.
Греков В.Ф., Чижов В.В.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2012.
Словари: Баронова М.М. Новый школьный универсальный словарь русского языка, 2009. Букчина Б. З. Слитно? Раздельно? Через дефис? ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2011. Вербицкая Л.А. и др. Давайте говорить правильно! Трудностисовременного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник, 2008. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Каленчук М.Л. Морфемно-словообразовательный словарь, ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2008.
Орфографический словарь русского языка для школьников, 2009. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка, 2007.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Словарь иностранных слов для школьников и студентов, 2005. Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка, 2009.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Дополнительная литература: Виды разбора на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1985 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник, 2011.
Греков В.Ф., Чижов В.В.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 2012.
Бахтина, Л.Н. Кузьмич, И.П. Лариохина, Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык [Текст] / Л. Н. Бахтина и др.- М.: Изд-во МГУ, 1988. – 314 с.
Борикова, Л.В. Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова.- М.: Издат. Центр "Академия", 2000. – 243 с.
Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст]/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 197 с.
Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности [Текст] / Т. Г. Галактионова. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 254 с.
Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы [Текст]: учебное пособие / А. К. Демилова. - М.: Рус.
Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации [Текст] : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. - М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.
Митрофанова, О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения [Текст] / О. Д. Митрофанова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.- 294 с. Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текст] / М. П. Сенкевич.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. Шк, 1984. – 274 с.
Гукова В. В. Технология современного урока. Волгоград: Учитель, 2009. Кульневич С. В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», 2012.Минкин Е. М. От игры к знаниям. М., 2011.Шарова Н. И. Формирование научно – исследовательских умений и навыков у учащихся. М., 2010.Шоган В. В. Технологии личностно – ориентированного урока. Учебно - методическое пособие. Ростов на Дону: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
http://www.examen.ru/add/tests/Russian
http://www.gramma.ru/http://www.den-za-dnem.ru/school.phphttp://rusolimp.kopeisk.ru/http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htmhttp://www.examen.ru/add/tests/Russian
http://www.gramma.ru/http://www.den-za-dnem.ru/school.phphttp://rusolimp.kopeisk.ru/http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htmhttp://f5.ru/freshf5/post/300032http://dict.buktopuha.net
http://www.ido.rudn.ru/.