Аналитический отчет за межаттестационный период воспитателя ГПД к аттестации
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Богданович»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волковская средняя общеобразовательная школа»
Аналитический отчет
за межаттестационный период 2013-2014 гг.
воспитателя группы продленного дня
Зубковой Анжелы Халиловны
2014 г.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc406522701 \h 31.Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период PAGEREF _Toc406522702 \h 81.1. Анализ условий получения результата PAGEREF _Toc406522703 \h 81.2. Анализ результатов педагогической деятельности PAGEREF _Toc406522704 \h 211.3. Проблемы и противоречия, возникшие в процессе деятельности в межаттестационный период PAGEREF _Toc406522705 \h 252. Проектная часть PAGEREF _Toc406522706 \h 272.1. Перспективный план деятельности на период с 2014 по 2019 гг. PAGEREF _Toc406522707 \h 27Заключение PAGEREF _Toc406522708 \h 38Список литературы PAGEREF _Toc406522709 \h 39Приложение PAGEREF _Toc406522710 \h 41
ВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня является органической частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы и действенным средством помощи родителям в выполнении домашних заданий, воспитании детей, способствует предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся. Особое внимание уделяется вовлечению в группы продленного дня обучающихся семей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии.
В своей педагогической деятельности воспитатель групп продленного дня руководствуется:
Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Законом «Об образовании» Свердловской области,
Программой развития образования Свердловской области,
Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
«Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02»,
Положением о группе продлённого дня.
Образование, как процесс, включает обучение, воспитание, развитие и здоровьесбережение обучающихся. Основными приоритетами в образовании, следовательно, являются: научить обучающихся учиться, научить общаться и жить вместе, научить получать знания, научить сохранять здоровье. В условиях личностно-ориентированного образования, актуальным выступает формирование умений самоорганизации у младших школьников как личностного, субъектного образования.
Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Давно установлено, что, если школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению. На уроках в школе, включая начальную, пока еще велик удельный вес заданий, выполняемых по готовым образцам. Учителя особый упор делают на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных знаний и формирования увлеченного отношения к учению, что и ведет к значительным перегрузкам школьников. Между тем, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.
Исследования самостоятельной учебной деятельности проводятся в нашей стране по ряду направлений, к основным из которых относятся:
Изучение влияния развивающих методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.И. Махмутов. И.С. Матрусов. И.С. Якиманская и др.);
Выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, П.И. Липкина, И.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.):
Совершенствование методов, принципов классификации самостоятельных работ в направлении повышения их сложности (Н.Г. Дайри, И.М. Малкина, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова и др.).
Многие исследователи решают проблему формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, занимаясь в рамках развивающего обучения разработкой и экспериментальной проверкой различных деятельностных подходов. Под самостоятельной познавательной деятельностью они понимают умение школьников самостоятельно применять новые знания, которые получены, учениками в готовом виде. То есть речь идет о самостоятельном применении, использовании школьниками готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя или из других источников.
Понятие “развивающее обучение” зародилось в недрах психологической науки в ходе исследований, связанных с изучением закономерностей развития ребенка (Л.Пиаже), различных уровней и типов его мышления (Л.С. Выготский, Й.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и других психических функции (А.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская и др.), в процессе создания психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко). Развивающее личностно-ориентированное обучение вошло в практику начальной школы благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям по проблеме взаимосвязи обучения и развития, начатым в 50-е - 60-е годы (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Развитие познавательной самостоятельности можно рассматривать как эффективный путь ускоренного перехода ребенка в зону его ближайшего развития. Однако этот путь в общей системе обучения младших школьников изучен недостаточно. Не исследованы особенности проявления познавательной самостоятельности в младшем школьном возрасте, не изучены закономерности развития познавательной самостоятельности младших школьников, не разработан диагностическо-критериальный аппарат определения уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Таким образом, необходимость обращения к проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся вызвана следующими противоречиями:
между провозглашением ведущей роли самостоятельной деятельности обучающихся в достижении результатов процесса обучения и фактически пассивной позицией ученика на практике;
между директивной направленностью учебного процесса на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и реальным стремлением обучающихся иметь желаемую отметку;
между потребностью учителя в определенных методических знаниях для формирования познавательной самостоятельности обучающихся и отсутствием методических и дидактических материалов.
Названные противоречия определили методическую тему педагогической деятельности в межаттестационный период «Формирование познавательной самостоятельности обучающихся начальной школы в режиме группы продлённого дня» и проблему: какой должна быть методика проведения занятий в ГПД, чтобы обеспечить формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся.
В то же время актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание будущих граждан, обладающих познавательной самостоятельностью в учебной деятельности.
Объектом изучения является формирование познавательной самостоятельности учащихся начальной школы на основе занятий в группе продлённого дня.
Предметом изучения методика формирования познавательной самостоятельности обучающихся начальной школы в процессе обучения воспитания в режиме группы продленного дня.
Цель изучения заключается в определении методики формирования познавательной самостоятельности обучающихся, построении модели развития познавательной самостоятельности обучающихся начальной школы в режиме группы продлённого дня
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы по проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания в режиме группы продленного дня.
2. Изучить состояние проблемы формирования познавательной самостоятельности младших школьников на практике.
3. Определить теоретические основы формирования познавательной самостоятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания в режиме группы продленного дня.
4. Определить приёмы и методы формирования познавательной самостоятельности обучающихся, определить уровни и критерии сформированности познавательной самостоятельности обучающихся в процессе занятий в группе продленного дня.
5. Разработать необходимые дидактические материалы формирования познавательной самостоятельности обучающихся начальной школы.
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период1.1. Анализ условий получения результата
На начало 2013-2014 учебного года, на базе МКОУ «Волковская СОШ», была создана группа продленного дня, состоящая из 14 человек. Возрастная категория 8 – 10 лет. Из них мальчиков – 5 человек, девочек -9 человек. Разновозрастной состав группы играет положительную роль во взаимоотношениях ребят: это и забота старших о младших, и пример, конечно, положительный, поведения, добросовестного отношения к учёбе, к совместной деятельности. Большинство обучающихся посещают кружки, секции, занятия по интересам.
В распоряжении группы продленного дня два классных помещения, библиотека, спортивный зал, кабинет информатики для прогулок используется оборудованная пришкольная территория. Предусмотрена деятельность с природным материалом (листья, семена, перья и др.), спортивным инвентарем (мячи, скакалки, кегли), бумагой, периодической печатью, использованием ИКТ. Для отдыха детей есть настольные игры и игрушки.
В начале года был установлен режим дня, который включал в себя следующие пункты:
11:45 Прием детей в группу продленного дня.
12:00 – 14:00 - Подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, прогулки, спортивный час.
14:15 – 14:45 - Обед
14:45 – 16:00 - Самоподготовка
16:00 – 16:15–Уход домой
Педагогическая деятельность в качестве воспитателя группы продлённого дня осуществляется мною по следующим направлениям:
совершенствование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий;
организация учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающей воспитание и развитие личности обучающихся;
осуществление мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся;
развитие базы методических и диагностических материалов;
систематическое профессиональное самосовершенствование.
Организуя деятельность по данным направлениям, руководствуюсь задачами, определяющими последовательность применяемых мною педагогических действий:
внедрить в образовательный процесс эффективные приёмы и методы обучения и воспитания, способствующие формированию УУД;
определить критерии и показатели результата образования, разработать диагностический инструментарий;
формировать методическую и учебно-дидактическую базу в соответствии с современными требованиями.
Для успешного решения поставленных задач применяю в практической профессиональной деятельности современные образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии. Использование дидактических и ролевых игр, решение проблемных ситуаций позволяет сделать образовательную деятельность более увлекательной, разнообразной и интересной, развивая пытливость и любознательность воспитанников.
Работа с детьми по формированию навыков самоорганизации начинается со знакомства обучающихся с режимом группы продлённого дня, правилами поведения и соблюдением гигиены. Дети организованно посещают занятия, столовую, выходят на прогулку. За соблюдением всех правил и требований следит воспитатель, а помогают ему в этом дежурные. Они назначаются из учеников посещающих ГПД – это дежурные по столовой, по кабинету. Это организует детей, делает их более ответственными, дисциплинированными.
Одним из эффективных методов работы являются беседы – занятия по вопросам самопознания, саморазвития и самоорганизации. Эти беседы очень короткие, примерно по 10 минут. Темы бесед и их последовательность может меняться. Некоторые темы могут изучаться не на одном, а на нескольких занятиях. Самые первые темы бесед касаются правил гигиены: мытьё рук перед едой, после посещения туалета; привидение в порядок своего рабочего места до и после занятий; уборка на место игр, конструктора и других вещей после игры и перед уходом домой; уборка за собой грязной посуды в столовой и т.д.
В качестве системообразующих факторов определены следующие направления воспитывающей деятельности, где каждый обучающийся мог бы реализовать себя в различных мероприятиях:
Спортивно-оздоровительное;
Гражданско-патриотическое;
Экологическое и трудовое;
Художественно-эстетическое;
Профилактическое;
Интеллектуально-познавательное;
Самоподготовка;
Спортивно-оздоровительная работа в режиме группы продленного дня складывается из таких видов, как физкультурные минутки во время самоподготовки, час занятий физической культурой (спортивный час), игры и развлечения на прогулках, а также спортивные праздники («Состязания здоровячков», «Самый быстрый и ловкий», «Олимпийские игры» и т.д.). Использование здоровьесберегающих технологий позволило укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Ребята умело формируют свой режим дня, могут распределять свое рабочее время и время для отдыха. Дети положительно относятся к занятиям физкультурой.
Гражданско-патриотическая работа в группе продленного дня осуществлялась по таким видам, как клубные часы, чтение тематических книг, просмотр слайд-презентаций и видеофильмов, экскурсий, организации развлекательных мероприятий («Масленица», «Зимние забавы»). Дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении мероприятий. Проявляли активный интерес к истории своего края, национальных традиций и культуре своего народа.
Экологическое и трудовое воспитание ребят направлено на привитие бережного отношения к чужому труду, а так же на выработку таких качеств как: аккуратность, опрятность. В рамках данного направления были проведены следующие мероприятия: операция «Уют», трудовой десант «Мы совсем не белоручки», операция «Чистюлька», трудовой десант: « Твоя школа, твой класс, соблюдение чистоты и порядка». Использование данного направления в работе позволяет показать ребятам как важен труд в жизни каждого человека. Экологическое направление было направлено на формирование ответственного отношения к окружающей среде, бережного отношения к природе, знанию законов живой природы, пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком.
Для художественно-эстетическоговоспитания детей в группе отведено свободное время (занятия по интересам), где использовались все возможности для разностороннего развития способностей и интересов детей. Ребята в свободное время занимались лепкой из пластилина, рисовали карандашами и красками на разнообразные темы («Портрет осени», « Зимняя сказка», «Весна пришла» и т.д.); изготавливали всевозможные поделки из цветной бумаги и природного материала. А так же применяли нетрадиционные способы и материалы в своем творчестве; вязали и вышивали, а так же выполняли коллективные творческие работы. Проводились многоплановые занятия, где использовались следующие виды работ: чтение по ролям, интеллектуально-познавательные игры, театральная импровизация детских художественных произведений, сочинение сказок.
Профилактическое воспитание направлено на обучение детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек, формированию навыков безопасного поведения детей в условиях окружающей среды. Большое внимание уделялось профилактике травматизма, правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Оформлялись уголки безопасности, проводились игры и викторины на закрепление знаний по ПДД и ППБ, инструктажи по безопасности в каникулярное время и перед выходными.
Интеллектуально-познавательная направленность является главным мотивационным моментом для формирования желания и интереса ребенка пребывать в группе продленного дня. Воспитание осуществлялось через проведение различных познавательных викторин, диспутов, клубных часов, чтение книг, просмотр слайд – презентаций («Что я знаю о космосе», «Природа и мы», «Путешествие капельки», «7 чудес света», «Времена года» и т. д.).
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является формирование навыков самоподготовки обучающихся, где особое внимание уделяется развитию УУД. Грамотно спланированная самостоятельная учебная работа на занятиях способствует процессу самообразования, самовоспитания и всестороннего развития личности обучающихся. На основе изучения индивидуальных способностей учеников, их склонностей, интересов и семейно-бытовых условий моделируется предметно-развивающая среда, создаётся благополучный эмоционально-психологический климат в группе.
Основными этапами самоподготовки являются:
подготовка детей к работе (организационный этап);
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1. Равномерная и достаточная освещённость всего помещения.
2. Поддержание нормального температурного режима.
3. Поддержание чистоты и порядка в классе.
4. Соблюдение школьниками личной гигиены.
5. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
6. Проведение “физкультминуток”.
Дидактические требования к самоподготовке:
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определённую продолжительность.
2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
К воспитательным требованиям относятся:
1. Отказ от каких-либо мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5. Разъяснение ведётся в крайних случаях и в ограниченном объёме.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продлённого дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для обучающихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.
Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к обучающимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, я совместно с учителем обсуждаю, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.
Я очень тесно сотрудничаю с учителями и поэтому, постоянно внимательно просматривая тематическое планирование по предметам, выясняю:
какие темы наиболее трудны для обучающихся, в чем именно;
какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему).
Все эти данные находят отражение в моём календарном плане.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы обучающихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки.
Иногда учителя дают обучающимся большие и сложные задания, считая, что с помощью воспитателя они с ними справятся. Такие действия нельзя признать правильными с педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся во 2-м классе должна занимать не более 1,2 часа, в 3-4 классах – 1,5 часа. Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением (устного счета, общегруппового повторения правил и т.д.), дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий.
Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности детей, плохому качеству выполнения домашних заданий, а кроме того, сокращают время отдыха учащихся. Самоподготовку нельзя превращать в дополнительные уроки (объяснение учебного материала, опрос, выставление оценок всем учащимся за выполнение домашнего задания и т. п.).
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.
Очень важно убедить обучающихся, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.
Большое значение для успешного проведения самоподготовки, особенно с учениками 2-го класса, имеет конкретная помощь. Я внимательно наблюдаю за каждым учеником, поощряю старательность, указываю на недостатки, показываю правильные приемы работы, одного учу правильно сидеть за партой, другого – правильно держать ручку, третьего приучаю бережно обращаться с книгами и тетрадями.
В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий я только в необходимых случаях оказываю помощь учащимся. Я приучаю школьников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий; к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется учить уроки.
Очень важно научить детей работать с учетом указаний различных памяток: «Как готовить уроки по русскому языку, математике», «Как решить задачу», «Как читать про себя» и др. Они помогают школьникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (письменных и устных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными. Я напоминаю детям, чтобы они не забывали приступать к подготовке заданий в таком порядке, как сказано в памятке. С новичками стараюсь постепенно усваивать памятку, чтобы выработать определенную систему работы над заданиями.
По характеру представления содержания можно выделить определённые виды памяток:
Памятка – алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера:
Памятка – инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
Памятка – совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действие, наиболее подходящее для него лично, - дело самого учащегося.
Памятка – показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем.
Памятка – стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п.
Все памятки условно можно разделить на две большие группы.
Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную задачу в школе, вторая группа памяток – научить учеников работать самостоятельно дома. При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:
выработка таких положительных качеств как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость;
формирование ответственности за порученное дело;
развитие умения преодолевать трудности;
совершенствование развития памяти, мышления, речи и других личностных качеств.
Важное значение имеют памятки для родителей, поскольку воспитание детей – это общая забота учителя и родителей. На основе использования памяток в процессе обучения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее эффективно их применение:
в самоорганизации обучающихся во всех видах учебной и трудовой деятельности; в этом плане особенно продуктивно привлечение самих обучающихся к составлению памяток, что способствует повышению активности их познавательной и учебной деятельности;
родителям для организации учебной деятельности детей дома;
в воспитательной работе, для развития таких качеств личности обучающихся, как трудолюбие, ответственность, воля и др.
Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных и психологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, особенно устные, вместе со всем классом. Им мешают другие ученики, они быстро утомляются, часто «отключаются», и в результате сами нарушают дисциплину, а некоторые могут готовить устные предметы только вслух и т. д.
Я стараюсь помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учётом их особенностей, постепенно приучая к индивидуальной самостоятельной деятельности в коллективе.
Иногда школьники не успевают приготовить задания ко всем урокам в группе продленного дня, и задания по части предметов остаются для домашней работы – это отрицательно сказывается на отношении к группе со стороны самих детей и особенно родителей, которые заявляют: «В группу ходит, да и дома целый вечер сидит» и т. д. Заявления родителей в какой-то степени являются правильными.
В самом деле, почему ученик даже младших классов в большинстве случаев не успевает подготовить в группе задания ко всем урокам?
Если считать, что домашнее задание должно составлять 1/3 часть того, что сделано на уроке, то и на его выполнение должна пойти 1/3 часть времени от урока, а именно – 15 мин. На практике оказывается далеко не так: некоторые, особенно письменные, задания вместо 15 мин выполняются целых полчаса и больше. Поэтому, когда говорится об улучшении работы в группе продленного дня, то считается необходимым, прежде всего упорядочить систему домашних заданий.
Говоря о преодолении перегрузок домашними заданиями, имеется в виду не формальное уменьшение их объема, а улучшение самого урока, особенно повышение качества инструктажа по выполнению домашнего задания. Более четкую работу предстоит проводить учителю по индивидуализации домашних заданий.
Самостоятельная работа ученика – это самостоятельность его мысли, определенный настрой на работу, который воспитатель старается поддерживать и развивать.
С чего ученику начинать самоподготовку? В этом вопросе, как и во многих других, нельзя придерживаться шаблона, а надо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса и сложности задания.
В младших классах самоподготовку я начинаю с математики или письма (по вариантам). Но в любом случае слежу за тем, чтобы дети начинали с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к выполнению письменных заданий.
Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Он должен убедиться, что все школьники включились в работу, приготовили учебные принадлежности и начали работать. Пока они выполняют задание по математике, я провожу индивидуальную работу с 1-2 учениками, намеченными по плану.
Выполнив задание по математике, учащиеся складывают свои тетради на мой стол и переходят к выполнению заданий по русскому языку, затем по устным предметам.
Закончив индивидуальную работу, я начинаю просмотр тетрадей по математике, по русскому языку, распределив их на три стопки: первая – тетради с заданием, выполненным без ошибок; вторая – тетради, в которых при выполнении задания допущены 1-2 ошибки, посильные для самостоятельного исправления самими учащимися; третья – тетради тех школьников, кому необходима работа над ошибками. Последнюю я провожу как групповую консультацию по математике и русскому языку – разбор типичных и единичных ошибок, повторение необходимых правил, анализ задач. В конце самоподготовки после взаимопроверки и моей проверки заданий по устным предметам проводится подведение итогов работы по самоподготовке.
Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь сам и только после этого сдай тетрадь на просмотр воспитателю. Если позволяет время, можно рекомендовать взаимопроверку, т. е. любое задание обучающиеся проверяют друг у друга. Мне приходится проявлять изобретательность и творчество в подборе занятия тем обучающимся, которые раньше других выполняют домашнее задание. Одни могут найти дела по интересам, другие с удовольствием возьмут задание творческого характера и т. д. Но есть дети неорганизованные, которых трудно удержать за партой и даже в комнате, если они выполнили домашнее задание. Я умею занять делом и таких обучающихся. Приходится подбирать необычное для них задание.
Например, вычислить периметр своей тетради и т. д. Это заставляет их вспомнить то, что требовалось от них для выполнения задания по математике, подумать, помыслить и т.д., т. е. не только закрепить свои знания, но и уметь применить их в практическом решении задачи.
Известно, что все дети, особенно младших классов, любят рисовать. Рисуя, ребенок отдыхает, с другой стороны, рисование дает возможность воспитателю занять детей, раньше других выполнивших задание, чтобы они не мешали работе других. Поэтому рисование рассматривается воспитателями 1-4 классов как поощрение за быстрое и хорошее выполнение домашнего задания.
Оно имеет большое воспитательное, и развивающее значение, особенно для обучающихся 1 классов; способствует формированию зрительных восприятий и эстетических чувств, помогает развитию движений руки в целом и мелкой мускулатуры, что имеет очень важное значение для выработки навыка правильного и красивого письма.
Наряду с альбомами для рисования я использую и альбомы для раскрашивания.
Изучив внимательно приведенную выше систему работы, можно заметить, что я во время самоподготовки предоставляю обучающимся большую самостоятельность.
Выполнение домашних заданий (самоподготовку) я провожу в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям (чистое, хорошо проветренное помещение; мебель, соответствующая росту учащихся; оптимальная освещенность рабочих мест и т. д.).
1.2. Анализ результатов педагогической деятельностиПрежде чем начинать планировать работу по самоподготовке я провела ряд диагностических методик, которые позволили мне получить следующие результаты: анкета для учащихся, позволяющая выявить отношение ребенка к школе показала следующие результаты:
Приоритетный способ работы на уроках – 70% групповой. За помощью в приготовлении уроков 100% учеников обращаются к родителям. Методики на определение уровня сформированности умений и навыков: «Тест на осведомленность», «Тест на понятливость», «Нахождение лишнего понятия», «Осуществление умозаключений», «Обобщение группы предметов», «Подбор противоположностей», «изучение внимания». Результаты диагностик показали средний – 60% и низкий 40% уровень сформированности внимания.
В конце 2013-2014 учебного года был осуществлен контроль над эффективностью созданной в группе работой. Он позволил выявить следующие результаты: наряду с достаточно высоким уровнем воспитанности следует отметить, что есть обучающиеся, которые требуют индивидуального подхода и коррекционной работы педагога-психолога. В течение года с этой группой обучающихся и их родителями проводилась работа по устранению недостатков поведения и адаптации воспитанников к школьному коллективу. В результате выполнения намеченных действий можно констатировать следующее, что за данный период была проведена коррекционная работа, которая позволила получить следующие результаты:
у детей наблюдается рост мотивации к учёбе.
экспертиза техники чтения по окончании года показала, что 54% детей читают выше нормы (на начало года – 35%), 30% справляются с нормой, остальные 16 % обучающихся читают чуть ниже нормы (на начало учебного года были дети, которые не могли читать вообще).
идёт снижение процента пропуска уроков на 13%, без уважительных причин пропусков нет.
отсутствуют случаи травматизма у 100% детей.
идёт положительная динамика по формированию нравственных качеств и культуры поведения.
Для управления образовательным процессом и оценки эффективности состояния воспитательной работы мною отслеживаются такие показатели как:
динамика результата образованности по трем составляющим;
уровень воспитанности;
уровень межличностных отношений воспитанников;
уровень сформированности навыков ЗОЖ;
образовательные и личные достижения воспитанников - участие в социальном творчестве.
Мониторинг образовательных и личных достижений учащихся провожу 3 раза в год (входная диагностика-сентябрь, промежуточная – декабрь, итоговая диагностика-май):
входная диагностика позволяет определить начальное, первичное состояние проблемы;
промежуточная диагностика помогает выявить промежуточные результаты, причины отклонений от цели и принять необходимые меры по их ликвидации;
итоговая диагностика позволяет определить эффективность и результативность моей профессиональной деятельности.
Результаты обследования заносятся в индивидуальные образовательные программы воспитанников, составляются таблицы динамики по вышеперечисленным показателям, графики, заполняются информационные стандарты. Анализ результатов достижений обучающихся служит основанием для корректировки плана работы, осуществления личностно – ориентированного подхода к детям в образовательном процессе, в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями.
В результате своей профессиональной деятельности я получила следующие положительные результаты:
положительная динамика наблюдается в уровне воспитанности у 65 % учащихся;
положительная динамика наблюдается в уровне межличностных отношений у 70 % учащихся. Не вступают в конфликты с взрослыми 40 % учеников; могут избежать конфликтные ситуации 60 % учащихся;
84 % учащихся ГПД развивают творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования школы;
учащиеся ГПД принимают участие в предметных олимпиадах, активно участвуют в КТД класса и школы;
образовательные и личные достижения отражаются в портфолио учащихся класса.
Динамика показателей результата воспитанности
учащихся за 2013 - 2014 учебный год
Показатели результата воспитанности Входная диагностика
Промежуточная
диагностика Итоговая
диагностика Динамика
Предметно- информационная составляющая 1,5 1,6 1,7 0,1
Деятельностно-коммуникативная составляющая 1,3 1,4 1,6 0,2
Эмоционально-ценностные отношения 1,2 1,3 1,3 -
1.3. Проблемы и противоречия, возникшие в процессе деятельности в межаттестационный периодПроводя работу в межаттестационный период по формированию познавательной самостоятельности учащихся начальной школы в режиме группы продлённого дня, я столкнулась с рядом проблем:
Проблема между возрастающей нагрузкой в учебной деятельности младшего школьника и недостаточной сформированностью таких качеств, как самостоятельность, планирование своих действий, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Проблема между желанием и способностью самостоятельно применять и добывать знания.
Не все ребята знают свои права и обязанности в школе.
В ходе изучения образовательной ситуации были вычленены следующие противоречия:
между необходимостью развития самостоятельности обучающихся начальных классов в условиях современного образования и отсутствием достаточного методического обеспечения этого процесса воспитательно-образовательной деятельности школы.
На занятиях по самоподготовке, я столкнулась со следующими трудностями:
Дети плохо различают учебные задачи, не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или что сделали. В отношении теоретических задач не могут осуществлять целенаправленных действий.
Большинство обучающихся не могут правильно планировать свою деятельность при выполнении домашнего задания, полностью полагаются на учителя.
Не могут адекватно воспринимать критику и оценку своей деятельности.
Для устранения данных проблем мною разработан педагогический проект на новый межаттестационный период.
2. Проектная часть2.1. Перспективный план деятельности на период с 2014 по 2019 гг.Пояснительная записка
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Актуальность формирования УУД обусловлена:
новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у обучающегося не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Приоритетным направлением, обозначенным в системно-деятельностном методе обучения, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Особое место среди всех регулятивных УУД занимает УУД планирования. Любая профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех учебной деятельности обучающегося. Умение правильно распределить свое время на занятии помогает быстро и четко достичь поставленной цели. Для учителя наиболее важным остается научить ребенка уметь планировать свои действия на самоподготовке в условиях ограниченного учебного времени.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана решения учебной задачи.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Проектируя занятие по самоподготовке, направленное на формирование у учащихся регулятивных УУД планирования, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. По данным УМК учителю при формировании УУД планирования следует активно использовать и дополнительные средства:
Помимо учебника следует использовать различные дополнительные средства: справочные методические пособия, изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, таблицы с алгоритмами решений различных видов заданий). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).
С начала обучения необходимо приучать обучающегося использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок. Обязательным условием в подготовке домашних заданий является поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный. Хороший результат дает использование в образовательном процессе таких форм работы как:
организация взаимной проверки заданий;
организация групповых занятий;
обсуждения участниками способов своего действия.
Владение регулятивными УУД дает:
Обучающийся умеет составлять план действий.
Обучающийся может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
Обучающийся осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
Обучающийся может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Обучающийся способен к волевому усилию.
Обучающийся владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
У обучающегося сформирован внутренний план действий.
Обучающийся перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
тормозить ненужные реакции.
Педагогические средства формирования регулятивных УУД
В условиях возрастания объёмов информации, её быстрого старения, острым становится вопрос формирования и развития УУД. Современные потребности ученика останутся нереализованными, если в образовательном процессе он не обретёт статус субъекта образования (т.е. обучение ради самоизменения).
Регулятивные УУД это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека. Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат. А ещё адекватно воспринимать оценку учителя, стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция). Универсальность регулятивных УУД в том, что при создании любого продукта особые требования предъявляются именно к ним. Ведь без участия регулятивных УУД невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. А вот выполнять эти действия по образцу можно и без большей части перечисленных операций!
Главным средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам этих технологий.
Проблемный диалог раскрывает ту часть деятельности учителя, которая всегда называлась «методы обучения». Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Цель применения технологии проблемного диалога – формирование регулятивных УУД. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Всё это осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Есть и третий метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» или «актуальность»).
Сходство методов заключается в том, что все они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности детей и, следовательно, в развивающем эффекте.
Второе главное средство формирования регулятивных УУД это технология оценивания образовательных достижений. Педагогически правильно организованный процесс формирования умений самопроверки и самоконтроля одновременно организует сознательность и волю ученика. В связи с этим нельзя пренебречь словами Л. С. Выготского о том, что осознанность и произвольность являются основными новообразованиями младшего школьного возраста. Они состоят в качественно новом уровне как произвольной регуляции поведения, укреплении внутреннего плана действий, рефлексии, переживания чувств умелости, так и определенной несостоятельности, неумелости, которую детям необходимо помочь преодолеть.
Не только уроки в школе могут способствовать формированию универсальных учебных действий, но и мероприятия проводимые в ГПД. Организация самоподготовки в ГПД является прекрасным условием для развития УУД. Применяя различные игровые формы, вовлекая ребенка в интересные для него действия, можно создавать условия, в которых УУД развивается наиболее эффективно.
Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий как средство успешной самоподготовки обучающихся в условиях группы продленного дня.
Цель: создание условий, обеспечивающих формирование регулятивных универсальных учебных действий для успешной самоподготовки обучающихся в группе продленного дня.
Задачи:
Изучить методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Внедрить в образовательный процесс новейшие педагогические технологии, способствующие формированию УУД.
Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Проанализировать результаты внедрения педагогического проекта.
Перспективный план деятельности
№ п/п Этапы Задачи Направления деятельности Сроки
1. 1 этап. Информационно-аналитический. 1.Повысить личностно – профессиональную компетентность.
2.Совершенствовать уровень аналитических навыков.
3.Изучить состояние выбранной проблемы. 1.Изучение литературы по проблеме.
2.Поиск адресов передового опыта педагогов школы, города, области, работающих по проблеме 2014 год
2. 2 этап. Целеполагание 1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию регулятивных УУД 1.Выбор конкретных видов помощи обучающимся.
2. Подбор наиболее эффективных элементов педтехнологий.
3.Определение средств и методов обучения и воспитания. 2014 год
3. 3 этап. Проектировочный. 1.Спроектировать собственную деятельность. 1.Отследить состояние алгоритма по внедрению новых
педагогических технологий, скорректировать методы, приемы и формы работы.
2.Корректировка рабочей,
программы. 2015 год
4. 4 этап. Опытно- экспериментальный.
1.Апробировать собственные проекты по выбранной теме. 1.Внедрение методов, приемов и форм.
2.Адаптировать изученные технологии, методики формирования регулятивных УУД
3.Разработка модели развития регулятивных УУД 2015 -2019
5. 5 этап.
Рефлексия. 1. Разработать методические рекомендации
и целевой проект
1. Защита модели портфолио на ШМО.
2.Самоанализ деятельности 3.Рефлексия. 2015-2018 г
Заключение В аналитическом отчете я проанализировала и оценила результаты своей профессиональной деятельности, условия их получения, а также спроектировала перспективный план предстоящей деятельности на последующий аттестационный период.
Эффективность собственной деятельности я определили, как достаточную. Считаю, что педагогическая деятельность, направленная на создание условий для формирования познавательной самостоятельности учащихся начальной школы в режиме группы продлённого дня, осуществляется в правильном направлении, так как имеет положительные результаты.
Анализ динамики результата воспитанности по трем составляющим формированию познавательной самостоятельности учащихся начальной школы в режиме группы продлённого дня свидетельствует о благоприятных изменениях, положительной динамике качества образования.
Я рефлексивно отношусь к собственной деятельности, что позволяет мне проектировать процесс обучения и работать над собственным развитием и повышением своего профессионализма.
Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.
СанПиН 2.4.2.1178-02.
Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
Асмолов А.Г . и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/– М.: Просвещение. 2010.
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007.Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания//Управление начальной школой. – 2013. – №9.
Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. – 2012. – №4.
Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., 1999.
Мельникова Н.В. Оценка сформированности УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Приложение