Аналитический отчет о работе педагога в межаттестационный период

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»




Аналитический отчет
«Использование современных образовательных
технологий в курсе ОБЖ
и дополнительного образования обучающихся»


Порошина Людмила Викторовна
МКОУ СОШ № 36
ГО Первоуральск Свердловская область
учитель ОБЖ
1 категория




п. Кузино - 2014г.




СОДЕРЖАНИЕ:

Введение..2

Использование ИКТ в образовательном процессе...3

Критерий «Обеспечение качества образовательного процесса на основе информационных технологий»3

Критерий «Высокие результаты учебных достижений обучающихся».

Критерий «Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету»

Критерий «Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Критерий «Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей».

Критерий «Воспитание патриота и гражданина через краеведение и музейные средства»

Критерий «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе».

Критерий «Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования». Повышение квалификации

Проблемы и противоречия в моей педагогической деятельности..

Общественно-полезная работа и методическая деятельность.

Награды

Заключение..















ФИО – Порошина Людмила Викторовна Специальность – учитель безопасности жизнедеятельности
Образование - высшее, окончила в 2005г. УрГПУ. Институт физической культуры. Факультет Безопасности Жизнедеятельности.
Педагогический стаж работы - 24 года
Квалификационная категория - первая
Дата аттестации - ноябрь 2014 г.


«Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»
В. Сухомлинский

Введение

В жизни и деятельности человека очень часто возникают ситуации, способные нанести ему физический, моральный либо материальный ущерб. Именно с этими явлениями и процессами, способами защиты от их поражающих факторов призван ознакомить учащихся курс ОБЖ. Исходя из поставленных задач, мы можем определить данный предмет, как сложный симбиоз смежных наук - географии, биологии, экологии, химии, медицины, военного дела.
Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает рассмотрение не столько самих процессов и явлений, включая механизмы их возникновения и глубину распространения, сколько возможность явления или процесса нанести вред отдельному человеку, населению и экономике региона. Главной же задачей курса является формирование знаний о способах защиты и само спасения при действии вредных факторов и готовности к службе в рядах ВС РФ.
В связи с вышеизложенным, можно обнаружить значительные отличия содержания курса ОБЖ от курсов других школьных дисциплин, а, следовательно, необходимость определенных отличий в структуре курса, формах организации изучаемого материала.
Педагог - непосредственный творец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспитательных ситуаций, через которые он ведет своих учеников к цели. Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование мировоззрения, способностей, потребностей в социально значимой деятельности ученика.
Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках ОБЖ образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту.
Для достижения своей цели и поставленных мною задач была выбрана тема самообразования: «Использование современных образовательных технологий в курсе ОБЖ и дополнительного образования обучающихся».

Использование ИКТ в образовательном процессе
С целью повышения компьютерной грамотности и более широкого внедрения информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет». Информационно-коммуникативные технологии активно применяю в учебно-воспитательном процессе.



Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет мне повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д.
Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Критерий «Обеспечение качества образовательного процесса на основе информационных технологий»

Модернизация современного образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся. В соответствии с этим одной из современных технологий в процессе преподавания курса ОБЖ является компьютерная технология. С 2009 года работаю по теме самообразования «Использование образовательных и здоровьесберегающих педагогических технологий в изучении курса ОБЖ и дополнительного образования школы», главная цель которой – создание разработок уроков и занятий дополнительного образования с использованием компьютера и ТСО. Знакомясь с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета ОБЖ через Интернет-сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], mchs.gov.ru, mchs-ural.ru и с новыми авторскими программами, концепциями обучения, оценками авторов: Репина Ю. В., Гафнера В. В., Чеурина Г.С., Смирнова А.Т., Миронова С.К., Латчука В.Н., Сапронова В.В., Тупикина, Т.И. дают мне возможность формирования мировоззренческих путей логического и эмоционально-образного мышления учащихся как личной и общественной безопасности.

на кафедре БЖ с любимыми учителями

Программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальных ситуаций, найти вовремя правильное решение. Одним из ключевых направлений изучения данного курса стало введение обязательного обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях образовательной школы.
Заповедь ОБЖ: «Опасность надо предвидеть, постараться ее избегать, в случае необходимости – действовать».
Моя педагогическая деятельность включает следующие компоненты:
входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;
планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;
создание условий для исследования и проектирования через систему уроков и в дополнительном образовании;
дифференциация и индивидуализация домашних заданий;
выстраивание индивидуальной образовательной траектории (учащихся и учителя);
внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;
самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.

Приобретение научно-методической и учебной литературы по ОБЖ и изучение ее в дальнейшем, позволяет мне расширить знания в данной области, познакомиться с новыми методами и формами работы в области изучения курса ОБЖ, и накапливать материально-техническую базу кабинета ОБЖ и «Светофор». В кабинете есть периодические издания, журнал «ОБЖ», «Военные знания», «Кадетство», «Военная археология», газета «Пограничник» - все это кладезь дополнительного материала, который может помочь в проведении творческого, интересного урока по ОБЖ в различной области: по правилам ДД, пожарной безопасности, здорового образа жизни.
Используя Интернет-ресурсы, приобретая периодику, аудио, видеофильмы, учебные и игровые программы, пополняю копилку класса, все это помогает мне использовать этот материал в урочное время, транслировать его на уроке и, конечно же, в дополнительном образовании ВПК «Застава-36», кружковой работы с отрядом ЮИД и ДЮП («Спасик»).



Оснащение техническими средствами кабинета ОБЖ рассматривается мной, как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения. Кабинет ОБЖ и «Светофор» - это и методический центр, помощник учителя, культурно-развивающий центр в формировании Личности безопасного типа, место подготовки выпускников к самореализации и приобщению к трудовой деятельности спасателя, пожарного, военнослужащего, инспектора ГИБДД.
На создание игр, презентаций к урокам ОБЖ затрачивается много времени, но это полностью оправдывается, так как позволяет решать следующие задачи:
- развивать интерес к предмету ОБЖ, как основе безопасной жизнедеятельности;
- формировать информационную культуру учащихся,
- повышать качество общеобразовательной подготовки (материал легче усваивается)
- демонстрировать видео уроки, которые ярче и точнее рассказывают о личной, общественной и национальной безопасности государства, раскрывают вопросы здорового образа жизни,
- ускоряют темп урока и увеличивают объем его содержания,
- организовать и проводить нетрадиционные уроки, практические работы, контроль знаний.
Проведение урока с использование компьютерной презентации имеет ряд преимуществ:
урок в форме или с  использование компьютерной презентации позволяет активно использовать одновременно несколько каналов восприятия, тем самым, повышая эффективность восприятия и запоминания информации.
информация подаётся ученикам в красочной форме, что вызывает у них исключительно положительные эмоции и повышает степень их заинтересованности в изучаемом материале.
презентация, созданная самостоятельно, позволяет учителю не только расположить материал в нужной последовательности, но и заложить в нее возможности остановиться в нужном месте (особенно это важно при демонстрации химического эксперимента) или в любой момент вернуться и повторить ранее рассмотренное.
учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.
ИКТ используется и в подготовке домашних заданий, оформлении творческих заданиях учащимися. Презентации, выполненные учащимися 8-11-х классов по следующим темам: «ОБЖ и здоровье», «Личная гигиена», «История автомобиля», «Семья и брак», «Ордена и медали РФ», «Лекарственные растения Урала», «Мы – за здоровый образ жизни!» (фильм сделали учащиеся 8 б класса), «Токсичное действие алкоголя», «Витамины», «Экология Урала», «ГМО», «Ребята пожарного поезда» (фильм о пожарных поезда ст. Кузино). Работы, представленные учащимися на уроках ОБЖ в виде защиты домашнего задания или решения творческого проекта конкурса, позволяют ребятам самореализоваться, как творческим личностям. В свою работу они могут внести факты, события, видеосюжет, который монтируют самостоятельно. Таким образом, развивается интерес к предмету и демонстрируется непосредственная связь науки с жизнью. Многие из ребят впервые выполняют такие задания, но это им помогает лучше усвоить и понять материал урока.
Заинтересовавшись выполнением такой домашней работы, некоторые из ребят потом делают ее с увлечением. Использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения помогают мне, как учителю: - делать по-новому то, что делали всегда; - делать то, что без компьютера делать очень сложно; - делать то, что не делали раньше.
Научно-исследовательские работы учащиеся представляют собой не только презентации, но и проектные работы, принимают ребята с ними участие в конкурсах и олимпиадах. Так принимая участие в сетевом проекте «Уральской академии лидерства» ученики 8 а класса, смогли вначале найти нужный материал в Интернете, затем встретится с главным героем проекта (ветераном ВОВ Поповым М.А.) взять у него интервью и взять над ним шефство.

Сделать выводы, сопоставить факты, события тех лет и показать в своей работе трудности быта и жизни военнослужащих во время Великой Отечественной. Эта работа сплотила детей этого класса в одну единую группу, а участвуя в видеоконференции, ребята смогли рассказать учащимся школ области о своем главном герое. Конкурс «Persona-2014» показал, что проектно-исследовательская работа может совмещаться с агитационной, просветительской и профориентационной деятельностью. Данный конкурс дал толчок и возможность учащимся 8 а класса реализовать себя как личность, с лидерскими задатками, они могли поучаствовать во всем проекте фестивального движения «Уральской академии лидерства». В конце года по итогам проекта ребята смогли выиграть поездку в оздоровительный лагерь «Таватуй».

В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать исследовательская деятельность и практическое владение навыками выживания в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оба метода обладают большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников. Проведение практических уроков в зимнем лесу при разжигании костра, в зимних условиях, дает возможность детям, понять, как это трудно сделать сразу, когда твои руки застыли и мокрые от снега, а «растопка» - не хочет разгораться сразу. Такие практические занятия, урока-исследования, помогает мне, как учителю, решать одну из задач - сформировать основных ключевых компетенций у учащихся в сфере выживании и автономного существования в природе. Проводя День здоровья в лесу, наши ученики совместно с учителями и родителями, учатся приемам разжигания костра, применяют практические навыки владения туристическим снаряжением, видят богатство лесных трав и растительности, которую надо любить и охранять.

У учащихся формируются следующие умения: - уметь выделять проблему (как сделать так, чтобы руки согрелись быстрее или как разложить «растопку» для того, чтобы все сразу же загорелось; - формулировать гипотезу, - планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, - анализировать свои действия и действия своих товарищей, - сравнивать, наблюдать, делать выводы, учиться самому, делать все правильно, быстро и качественно.
Уроки исследования, конечно же, лучше проводить на улице в лесной зоне, что позволяет ученикам, а мы живем в поселке, где со школой расположен рядом лес, научиться выживать в лесу в любое время года, что так необходимо каждому из жителей поселка.



В проблемно-интегрированном обучении наилучшим инструментом интеграции являются межпредметные связи. В своей практике использую на уроках межпредметный материал по различным темам курса ОБЖ: «Экология и безопасность проживания» (биология + ОБЖ), «ЗОЖ и спорт, как условия выживания современного общества» (физкультура + ОБЖ), «Семейное и уголовное право» (обществознание + ОБЖ).

Таким образом, старшеклассники, готовясь к урокам по ОБЖ, не только читают данный материал учебника, но могут найти нужный материал и в учебнике биологии, истории, географии, обществознания и права.

В своей педагогической деятельности для успешного развития учащихся применяю универсальные технологии:
1) личностно-ориентированного обучения;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технологию исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.

Работа на основе эффективного использования современных образовательных технологий приносит результаты:
1) повышается мотивация в изучении курса ОБЖ,
2) повышается качественный уровень обученности по предмету,
3) накапливается материал для подготовки к другим учебным темам межпредметных уроков;
4) развиваются надпредметные способы учебной деятельности;
5) количество учащихся, желающих, писать научно-исследовательские и проектные работы по ОБЖ прибавляется с каждым годом;
6) при сдаче итоговой аттестации в 9-х классах, количество учащиеся, выбирающих учебный предмет ОБЖ, увеличивается.
7) Применение данных технологий в течение 3 лет позволило улучшить успеваемость среди 5-11-х классов.
Критерий «Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике»

Уровень познавательных способностей наших учеников - разный, значительная часть детей имеет среднюю мотивацию к обучению, поэтому, основной целью своей педагогической деятельности считаю - развитие познавательной деятельности учащихся.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Поэтому активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения это, прежде всего, развивать их мышление. Одним из методов, позволяющих мне реализовать поставленную цель, является личностно-ориентированное обучение.
В своей педагогической деятельности для успешного развития учащихся применяю универсальные технологии:
1) личностно-ориентированного обучения;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технологию исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение;
5) здоровьесберегающие.

Эффективность выбранных форм и методов работы подтверждают результаты педагогической деятельности.
Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года повысилась, это можно увидеть в данной таблице:
Предмет/год
2011/2012
2012/2013
2013/2014


Средний балл

ОБЖ
4,6
4,7
4,8


Сравнительная диаграмма достижений обучающихся за последние три года (уровень обученности средний балл)


Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года тоже увеличилась, что отмечено в табличном варианте и на диаграмме:
Учебный год
2011/2012
2012/2013
2013/2014

% успеваемости
100%
100%
100%

Качество обученности
88,2
91,4
92,6


% успеваемости
Уровень качества знаний (%) учащихся по параллелям за три последних года отражен в таблице:
год
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 л.

2011-2012 г.
100%
92%
75,8%
93,3%
95,4%
83,9%
100%

2012-2013 г.
100%
94,3%
88,9%
90,9%
100%
90,1%
100%

2013-2014 г.
100%
97,1%
90%
94,1%
96,7%
100%
100%


Сравнительный анализ результатов предыдущих лет позволяет сделать вывод, что все учащиеся успешно освоили необходимый минимум содержания образования по курсу ОБЖ. По итогам года нет неуспевающих учащихся, успеваемость учащихся составила 100%, все 100 % учащихся 9-х классов были переведены в следующий класс. Качественная успеваемость с каждым годом увеличивается во всех классах.


Сравнительная диаграмма достижений качества знаний (%) обучающихся за последние три года обучения по курсу ОБЖ



Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи. Поэтому одним из показателей результативности обучения считаю степень обученности учащихся.
Степень обученности учащихся по итогам 2012-2014 уч.года можно показать на примере проблемного обучения. Знакомясь с данной технологией (по Г. Селевко), я, как учитель должна создать в сознании учащихся проблемную ситуацию и организовать на уроке или занятии дополнительного образования поиск активной самостоятельной деятельности учащихся по ее разрешению, в результате чего произойдет творческое овладение знаниями и навыками, что способствует развитию мыслительных способностей как отдельного ученика, так и группы, как личности безопасного типа.
По содержанию решаемых проблем на уроке ОБЖ различают два вида проблемного обучения:
решение научных проблем – теория исследования, поиск, открытие новых правил или действий со стороны ученика, в основе которых лежит постановка и решение теоретических учебных проблем изучения курса ОБЖ;
решение практических проблем, поиск решений их на практике, в жизни, применение способа получения новых знаний в новой жизненной ситуации.
Высок процент выбора предмета на прохождении государственной итоговой аттестации среди 9-х классов:
Предмет
2009-2010 уч.г.
2012-2013 уч.г.
2013-2014 уч. г.

ОБЖ
21 чел.
27 чел.
-

Экзамен по ОБЖ учащиеся сдают в форме билетов, члены экзаменационной комиссии выражают удовлетворение ответами учащихся на экзамене и хорошую подготовку учащихся. Многие из учащихся подтверждают свои годовые оценки по курсу ОБЖ.
Современная школа должна закладывать фундамент для дальнейшего продолжения образования и такая система работы позволяет реализовать данную задачу. Выпускники 9-11-х классов нашей школы в полной мере умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их, умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – и это тоже результат учебного сотрудничества. Показателем данной работы является продолжение обучения выпускниками в высших учебных заведениях.

Критерий «Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету»

Активно занимаюсь я и внеурочной деятельностью по курсу ОБЖ. Это подготовка ребят к олимпиадам по ОБЖ школьного и муниципального уровня, организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках ежегодной недели безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, проведения месячника военно-патриотической направленности и ГО ЧС, разработка программ и элективных курсов, которые представлены в таблице:
Название курса
Класс
Количество
часов

Начальная военная подготовка курсантов клуба «Застава-36». Программа «Героями не рождаются»
10-11 кл.
102ч.

«Нравственность и здоровье»
10-11
9 ч.

«Социальная безопасность подростков»
7-8 кл.
34 ч.

«Знатоки безопасности»
1-4
9 ч.


Ежегодно мои ученики 6-11-х классов являются участниками школьных и муниципальных олимпиад. Сначала ребята соревнуются с учениками в параллели, затем победители идут на муниципальную олимпиаду. Лучшие результаты учащиеся показывают на практике, чем в знании теории. Одна из причин, теоретические вопросы олимпиадных заданий еще не изучены учащимися данного класса, так ученик 7 класса, должен знать материал учащихся 8-го. Другой из причин низких результатов олимпиад по ОБЖ в нашей школе, является повышенная мотивация участия ребенка во всех олимпиадах, потому как он хочет принять участие во всех предметных олимпиадах, что приводит к усталости ребенка и невозможности хорошо подготовиться к данной олимпиаде.



И здесь, мне как учителю, необходимо работать над индивидуальной подготовкой одного-двух человек, чтобы из года в год они могли принимать активное участие в олимпиаде по ОБЖ и показывать хорошие результаты.
В 2013 году неплохой результат был у одного из семиклассников, он попал в десятку лучших.
В 2014 году мы впервые приняли участие во Всероссийской Интернет-олимпиаде по ОБЖ «Я знаю, как!», из 12 человек, трое ответили на 13 вопросов из 15, и один из учеников 5 класса, стал Призером, заняв 3 место. За участие и подготовку учащихся к Международному дистанционному конкурсу по ОБЖ проекта «Новый урок», мне как учителю были высланы свидетельство и благодарственное письмо.



В сентябре этого года подготовила теоретические вопросы к олимпиаде по ОБЖ среди 7-8-х классов муниципального тура. Работа состоит из 4 заданий и включает 25 вопросов, каждый вопрос оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов, которое надо набрать - 50. На выполнение отводится 1 час 30 минут (приложение 2).

Учебно-исследовательская технология позволяет мне формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.

Работа на основе учебно-исследовательской технологии позволяет сделать выводы и подвести итоги учебно-воспитательной деятельности учителя ОБЖ по определённым критериям, потому, как использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.



В своей работе использую различные технологии полностью или отдельные их приёмы.
Образовательные технологии и их результативность:
Технология
Результат использования

Учебно-исследовательская технология
Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.

Технология игрового обучения
Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.

Технология развития критического мышления
Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин, таких как биология и ОБЖ и т.д.. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.


Обучение в сотрудничестве
Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.

Дебаты
Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление.

Концентрированное обучение «меньше - да лучше»
Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности безопасного типа.

Интегрированные уроки
Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Информационно-коммуникативные технологии
Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТу. Использование электронных версий тестов по изучению ППБ, ПДД, ОБЖ, ЗОЖ, ГОЧС, ОВС.

Система тестирования
Помогает адаптироваться в дальнейшем при поступлении в Вузы и ССУзы. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии и методики
Решаю проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса.




Имею Победителя исследовательских работ областного конкурса «Символика России –
2012» в номинации «Герб», тема работы: «Герб – поселку Кузино!» (ученица 8 а кл.). И 5 место в номинации «Лучшее эссе о флаге», с темой: «Знамя Победы» (от 19.05.13.).

Планируя применение образовательных технологий в своей педагогической деятельности, исхожу из того, что каждый обучающийся на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываю: возрастные особенности учащихся; преемственность технологий; особенности классных групп в параллелях; возрастание доли самостоятельности учащихся.

Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей моей работы и современного обучения в частности, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.

С целью продолжения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:
сочетание теории и практики, такая форма работы позволяет организовать индивидуальную, дифференцированную форму работы обучающихся, при этом учащимся предлагается новый вид занятий в виде составления или решения ситуационной задачи, составление кроссворда по заданной теме, работы с опорными таблицами или схемами.
работа в малых и больших группах, в ходе которой работа выполняется по нескольким траекториям: деление дифференцированных групп по уровню знаний; деление на малые группы, где «сильный» ребенок помогает «слабому», т.е. организация взаимопомощи, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей.
Такая форма работы способствует развитию коллективизма, коммуникативных качеств, развивает у каждого из учащихся доброе отношение к товарищу, воспитывает умение прислушиваться и считаться с мнением окружающих, соглашаться или нет с их доводами, делать свои выводы. Данная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания личностное развитие каждого школьника, с учетом его индивидуальных возможностей. Цель обучения в малых группах – освоение универсальных учебных действий на уровне соответствующим индивидуальным способностям, процесса социализации, формирования коммуникативных умений у учащихся.
Эффективная такая работа при подготовке или проведении тематических конференций, посвященных какой-либо одной проблеме, например «Экология и безопасность», «Суд над сигаретой» и при проведении нетрадиционных уроков:
- урока-анализа («Что главное в твоей безопасности?»);
- урока-путешествия («Страна «Робинзонов»);
- урока-практикума (разведения костра в зимнем лесу);
- урока-диалога («Что самое важное в нашем здоровье?»);
- урока открытых вопросов (Всероссийский открытый урок по ОБЖ «Профессия – пожарного – профессия или призвание?»);
- интегрированных уроков.
индивидуальная работа, где каждому ученику предлагаю выбор заданий (тестов), выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному, обычно такие задания можно выполнять с девизом «научись сам и научи этому другого».
Даже работа над обычным докладом или проектом может носить практическую направленность и будет являться стимулом творческой инициативы ребенка, вызовет у него потребность к самостоятельной деятельности. Обучающийся учится работать с источником, расширяет свой познавательный кругозор, формирует навыки самообразования и самостоятельной деятельности, корректирует индивидуальные проблемы в своих знаниях, развивает различные виды мышления (словесно-логическое, наглядно-образное), развивает умение логично излагать свои мысли, пересказывать факты событий, приводить примеры и делать вывод по данной теме урока.
Урок – это лишь одна из составляющих моей педагогической деятельности и школьных достижений и эффективность распространения педагогического опыта среди коллег школы, города и области помогает мне обогатить свой опыт, научиться транслировать его на курсах и дает возможность поучаствовать в городских, муниципальных, районных и Всероссийских конкурсах. В урочной деятельности использую систему разноуровневого контроля знаний, умений и навыков, которое обеспечивает высокое качество знаний учащихся, способствует повышению их активности и работоспособности на уроках, что дает мне возможность видеть каждого ученика, а ученику видеть себя в развитии, т.е. сравнивать себя с собой и своими сверстниками.
Показатели результативности внеурочной деятельности за последние годы очень внушительны, чётко прослеживается динамика роста результатов, что особенно заметно по итогам, как на муниципальном уровне, так и на региональном и федеральном уровне.

Многие мои ученики показывают отличные результаты в творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровня:
дата
мероприятие
участники
кол-во
награды

Февраль
2012г.
Районная видеоконференция on-line-диалог:эврика. форум-byk/ru «Социальный калейдоскоп-2012»
группа
учащихся
8 а, 10 а классов

8 чел.

участие

Апрель
2012г.
Муниципальный этап исследовательских работ Эссе «Герб – поселку» и «Знамя Победы» конкурса Символика России-2012»

ученицы
8 а класса


2 чел.
Дипломанты
1 место
и 5 место

Май
2013 г.
Областной проект «Молодежная жизнь» 11 Фестиваля детского и юношеского творчества «Майская радуга»-2013»

ученицы
8 а класса

2 чел.

участие

Март
2014г.
Областная видеоконференция сетевого проекта «Уральская академия лидерства-2014»
группа
учащихся 8 а класса

4 чел.

участие

Апрель
2014 г.
Международная олимпиада по ОБЖ «Я знаю как!»
группа учащихся
5-9-х классов
12 чел.
3 место

Февраль 2011г.
Окружная военно-спортивная игра «Зарница-2011» г. Ревда
группа курсантов ВПК

13 чел.

3 место

Октябрь
2013г.
1-ый Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» в номинации «Мой фильм» - «Моя малая Родина – Урал»
группа
учащихся 8 б класса

5 чел.

Диплом 2 степени

Июнь 2013 год
Всероссийский конкурс «Центра развития мышления и интеллекта» (www.vot-zadachka.ru)
группа учащихся 7,9,11 класса

4 чел.
Дипломы 1,2,3 степени

Ноябрь 2011 год
Областная заочная игра «Юнармейцы, вперед!» в номинации «Журналистские работы»
группа
курсантов
ВПК

8 чел.
1 место и кубок

Март 2013год
Городской слет санитарных постов конкурса «Страницы милосердия» «На поле боя»
группа
учащихся 10 а класса

8 чел.

2 место

Январь
2011год
Всероссийский конкурс рисунка «Страна БезОпасности» образовательного проекта «Культура безопасности»

ученицы
11 а и 8 б класса


2 чел.


участие


Отдельное место в своей педагогической деятельности определяю внеклассной и внешкольной работе, которая призвана решать многие важные вопросы не только организацию досуга учащихся, но прежде всего, формирование у них осознанной мотивации к учебным предметам, чему способствует участие в проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
Воспитательный эффект учебного процесса изучения курса ОБЖ и ОВЗ («Основ военных знаний) значительно повышается, если протекает во взаимосвязи с системой внеклассной деятельности, способствующей формированию у учащихся любви к Родине, политической бдительности, постоянной готовности с честью и достоинством выполнять свой гражданский и воинский долг.
К методам активного обучения темы «ОВЗ» в 9-11-х классах отношу проведенные мною нетрадиционные формы уроков, такие как игра-смотр «Ролевая игра «Общественный смотр знаний - «Воинский эшелон». Тема: «Служба в армии и войсковое товарищество».

Использую различные виды внеурочной деятельности:
игровую деятельность: игра с ролевым акцентом, социально моделирующая игра;
познавательную: беседы, предметные олимпиады, смотр знаний в Неделю ОБЖ,
защита детских исследовательских проектов, проведение внешкольных акций: «ПОСТ № 1», «Помним, гордимся, наследуем», «Ветеран», «Вахта Памяти», «Вспомним всех поименно!», «Письмо солдату», «Неделя ДОБРА» и др.;
проблемно-ценностного общения:
этические беседы, дебаты, диспуты, проблемноценностые дискуссии с участием внешних экспертов и представителей общественных организаций;
досугово-развлекательную: культпоходы в театры, музеи, проведение
инсценировок, праздничных вечеров на уровне класса и школы, досугово-развлекательные акции в окружающем социуме (концерт, художественная самодеятельность, выступление агитбригады отрядов ДЮП, ЮИД);
художественного творчества: проведение конкурсов: рисунка, плаката, буклета,
листовок, «Боевых листов», стенгазет, проведение выставок, спектаклей-инсценировок для дошкольников ДОУ № 6 и 19 п. Кузино и младших школьников(1-4-х кл.) театральной студии «СПАСИК», участие в социально-образовательном проекте «Я – гражданин» и др.
оформление и работа над газетой «Юный патриот» (2011-2012гг.), «Спасатель» (2010г.), «Юный экскурсовод» (2013г.)
социального творчества (добровольческая деятельность и волонтерство);
проведение Недели Добра; КТД (с классом); участие детей класса в волонтерском движении, шефская помощь ДОУ № 6 и 19 (поливка цветов, изготовление и полив горок, расчистка дорожек от снега, покраска спортивного оборудования и снаряжения, изготовление лопаток для дошкольников), уборка мусора и листвы у обелиска павшим героям, сбор книг, игрушек, вещей для дома-ребенка и интерната п. Новоуткинск, участие в Акциях города и УО, работа Совета клуба;
трудовой деятельности: работа учащихся класса в деятельности «Отряда мэра»,
трудовой десант (субботники), помощь ветеранам войны и тыла по уборке снега и распилки, колки, складывания дров;
спортивно-оздоровительной: занятие спортивной секции «Спортивная стрельба»
участие в городских, областных соревнованиях и играх, проведение спортивных праздников День Здоровья и День Защиты Детей;
военно-патриотической: уроки мужества с привлечением ветеранов ВОВ,
проведения видео-презентаций и кино показа Х\Д и документальных фильмов по военно-историческим датам России, к праздникам, ПОСТ № 1, работа с ветеранами (шефство над Поповым М.А.), поиск и захоронение бойцов и военнослужащих, погибших в ВОВ (поисковик отряда «Пограничник»), проведение и организация Месячника, посвященного 23 февраля (военно-спортивные игры и соревнования); проведение конкурса санпостов с участием девочек 5-11-х классов; игра «Зарничка» (для малышей 1-4-х классов), работа ВПК «Застава-36» (с 5-11-ый класс), участие в окружной и областной игре «ЗАРНИЦА» (г. Ревда – округ), «Юнармейцы, вперед!» (г. Екатеринбург при ЕВАКУ), выезды на соревнования города и области по военно-патриотической и гражданско-исторической направленности, участие в Акции «Письмо солдату» (переписка с выпускниками клуба и школы, которые служат в армии), участие в Митинге у обелиска павшим героям в ВОВ 9 мая, концерт для ветеранов, Акция «Ветеран» (сбор информации о ветеранах различных войн - февраль 2014г. – оформление фотовыставки), совместная работа с областной детской общественной организацией поисковых отрядов «Возвращение» и с РОСТО (ДОСААФ), Горвоенкоматом, автошколами (курсы вождения и обучение учащихся с 14 лет по программе «Юный велосипедист»), ВПК «Пограничник», парашютно-десантного клуба «САЛАНГ», общественной организации «Боевого братства» г. Первоуральска
- выезд учащихся в ОБСЛ им. Капитана Федора Пелевина г. Первоуральск при ФОК «Гагарина», участие в работе лагеря области ОБСЛ «Патриоты России» при ЕВАКУ г. Свердловск.



туристко-краеведческой:
- проведение праздника посвященного 1 июня - День Защиты Детей и туристической игры «Азимут» среди 5-11-х класов
- участие в школьном и городском туристическом слёте «Золотая осень» с элементами прохождения программы «Школа безопасности» и участие детей в спортивном ориентировании и работе с веревками
- поисковая работа, музейные уроки (с ноября 2013г.)
- архивная работа и сбор материала для школьного музея
- создание новых выставок и экспозиций для музея школы
- участие в городских, областных конкурсах
- образовательные и обзорные экскурсии в городские и областные музеи: «Шурави», клуба «Пограничник», ЦДТ, НТЗ
- турпоходы и экспедиции по живописным местам поселка
- работа музея в конкурсных мероприятиях г. Первоуральска и области
- оформление и сбор материала, исследовательские работы детей по теме: «Отчизны верные сыны», «Урал в военные годы» и др.
- проведение уроков ОБЖ по краеведению и ориентированию.
Формы проведения таких мероприятий: дискуссия, беседа, лекция, семинар-собеседование, видеопоказ с обсуждением, защита презентации, реферата, доклада сообщения, практическое применение методов и приемов, индивидуальный опрос, фронтальный и устный опрос, тестовый и письменный опрос, практикум, создание и защита проектов, исследовательских работ, творческое проектирование и т. д.

Критерий «Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Высокие результаты приносит организация внеклассной и внешкольной работы по предмету, которая решает многие вопросы:
повышение занятости детей в свободное время,
организацию полноценного досуга,
развитие определенных качеств личности ребенка,
поддержку и развитие талантов,
адаптацию в обществе детей с определенными способностями,
физическое развитие и оздоровление детей в каникулярное и летнее время,
раннюю профессиональную ориентацию,
внеурочную деятельность,
формирует у них осознанную мотивацию к предмету ОБЖ через участие в Дне профилактики, недели или декаде ОБЖ, месячнике ГОЧС,
помогает показать себя и свои силы в участие предметных олимпиад, соревнований, конкурсов различного уровня, с применением игровых, спортивно туристские технологий, учебных дискуссий, использования в работе медиа-, аудио- техники и ТСО.


Работа в МОУ ДОД «ЦДОД» дала мне возможность открыть при школе военно-патриотический клуб «Застава-36», который на протяжении 11 лет плодотворно работает и формирует у юношей допризывного возраста любовь к Родине и стремление защищать Отечество, его интересы. В 2011г. мы впервые приняли участие в окружной военно-спортивной игре «Зарница», где смогли выйти в лидеры и поехать на область, на игру «Юнармейцы, вперед!». Мои курсанты клуба показывают отличные результаты в стрельбе, на соревнованиях школ города и области, награждены кубками и грамотами, являются призерами в личном и командном зачете.
В 2014 году, принимая участие в соревновании по стрельбе из пневматической винтовки среди ОУ города Первоуральска, мы заняли в командном зачете – 2 место, а в личном награждены грамотами за 2 и 3 место. Среди мальчиков есть и девушки, одна из них награждена значком «Лучший стрелок», остальные имеют грамоты от РОСТО ДОСААФ, Управления Образования.



В школе с 2010 года являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем спортивной секции «Спортивная стрельба» (ВПК «Застава-36»), кружка «Юный экскурсовод» (2014г.), театральной студии «Спасик» агитбригад отряда ЮИД и ДЮП (работаю с этими ребятами с 2011 по настоящее время, сейчас они уже в 6 а классе).
Ребята агитбригады «Автостоп» каждый год ведут профилактическую работу с дошкольниками ДОУ № 6 и 19 п. Кузино, изучают с малышами правила дорожной и пожарной безопасности, показывают и рассказывают, как надо правильно действовать в той или иной ситуации. Ведется работа и с учениками начального звена.
Ежегодно в октябре проводим праздник для первоклассников «Посвящение в пешеходы», где активистами и моими помощниками становятся ребята театральной студии «Спасик».



Большое внимание уделяю созданию благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе и коллективе курсантов клуба «Застава-36». Сплочение коллектива способствуют совместные занятия, тренировки, соревнования и мероприятия, где учащиеся и курсанты клуба сопереживают и поддерживают своих одноклассников, общение в неформальной обстановке: чаепития, проведение вечеров и праздников, поздравления именинников, при подготовке к различным мероприятиям.
Основные направления работы клуба:
подготовка молодежи к службе в армии;
проведение военно-спортивных игр,
участие в работе оборонно-спортивного лагеря;
развитие творческих способностей;
профессиональная ориентация молодежи;
организация помощи ветеранам поселка.
Профилактическая работа по предупреждению наркомании, алкоголизма среди молодежи, летнего досуга подростков.



Одной из форм работы клуба, является выезд в оборонно-спортивный лагерь им. Ф. Пелевина. С 2003-2007 г. взвод «Разведка» по итогам работы лагеря был удостоен права носить звание «Лучший взвод лагеря», а в 2010 году это звание мы вновь подтвердили.
Работа по воспитанию патриотических чувств стала для меня главной задачей, это нужно для культурной и спортивной жизни поселка. Клуб имеет свой неповторимый дух здоровой состязательности, мажорной окраски всех воспитательных мероприятий, веры в добро и справедливость. Выпускники клуба проявляют высокий уровень конкурентоспособности при поступлении в высшие военные училища и учебные заведения.
В школе существуют традиционные мероприятия, проводимые совместно с родителями:
поселковые соревнования по зимнему биатлону (5-11 кл.);
смотр-конкурс «Отец и сын в одном строю»;
соревнование «Готовлюсь стать защитником Отечества» (прохождение элементов полосы препятствий сынами и отцами);
проведение Дня Здоровья;
«Зарничка» (1-4 кл.) проводится совместно с родителями.

Можно сделать следующие выводы: организация внеурочной и внеучебной деятельности способствует:
стабильной (100%) успеваемости по предметам ОБЖ и КБЖ (количественный показатель качества 96%);
отсутствию детских травм в школе и на автодорогах поселка;
снижению количества заболеваемости в школе простудными болезнями (2012г. – 38%, 2014г. – 28%);
отсутствию у участников кружков и клуба вредных привычек;
интересной занятости внеурочного времени подростков, что способствует не совершению ими правонарушений;
отличительной воспитанности, чувства патриотизма;
повышению внутренней самооценки и самоуважения подростков.
Можно сделать вывод, что дополнительное образование и воспитание школьников играет важную роль в формировании новых жизненных установок Личности безопасного типа. От того, какое место в его мировоззрении занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих его людей, природной и техногенной среды, зависит безопасность его самого и общества в целом.

Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности является классное руководство. С 2010 года была назначена классным руководителем 6 б класса. А в 2014 году мои ребята уже стали выпускниками 9 б класса. Кроме основных целей и задач учебно-воспитательной работы, проводила работу, связанную с профилем обучения. Многие мероприятия проводились по духовно-нравственной, военно-патриотической и здоровьесберегающей тематике.



Если целью воспитательной работы школы – является создание благоприятной среды для всестороннего развития личности ученика, то моя задача – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию.
Большое внимание уделяю созданию благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе. Основной задачей была работа по созданию коллектива, развитию общественной активности каждого члена коллектива, изучение личности обучающихся, его склонностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении.
Результатом работы является то, что из 15 человек все получили аттестат об общем среднем образовании и 2 человека подтвердили отличные знания, получив аттестат особого образца, большая часть учащихся закончила обучение на «4» и «5».
В классе 6 ребят и 9 девочек. Мальчики сплотились на фоне спортивных игр и посещения спортивных секций школы и военно-патриотического клуба «Застава-36».
Почти каждый день мальчики проводили в тренажерном зале, на стадионе, играли в футбол, в спортзале принимали участие в баскетбольных и волейбольных соревнованиях, где постоянно были победителями. В классе приветствуется здоровый образ жизни. Четверо юношей активно занимаются армрестлингом, боксом, футболом.



В классе работа проводится по нескольким направлениям: учеба, нравственность, творчество и здоровье. В этой связи решались следующие задачи: воспитание ценностного отношения к труду, к учебе, развитие коммуникативных навыков.

С этой целью в классе проводилась следующая работа: осуществлялась совместная работа учителей, классного руководителя и родителей; проводились родительские собрания вместе с детьми, что сплачивало родителей и детей. Когда они принимали совместное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях класса. Привлекались учащиеся для участия в предметных олимпиадах, потому как многие из ребят по некоторым предметам на хорошо» и «отлично». В классе 2 отличника, 6 хорошистов. Активное участие принимали ребята и в различных школьных мероприятиях.



Следующей моей задачей было - дать знания о правилах и культуре поведения в школе, семье, общественных местах, научить ребят уважать старших; бережно, гуманно относиться ко всему живому, следить за культурой речи; воспитание трудолюбия.

С целью реализации этой задачи была проведена следующая работа:
- ежедневные пятиминутки, на которых обсуждаются вопросы внешнего вида, поведения;
- проводились классные часы с просмотром аудиокассет Альберта Лиханова о нравственности, толерантности, милосердии, доброте, чести, патриотизме;
- работа со старшим поколением - ко Дню пожилого человека ребята сделали своими руками открытки и подарки для своих бабушек, вручили их на совместном празднике, где участие в нем принимали и дети и бабушки;
- принимали участие в акциях добра «Помощь детскому саду» изготавливали лопатки для малышей ДОУ 6 и 19, делали на участке горку, которую потом помогали воспитателям заливать водой;

- принимали участие в акции «Чистый поселок»;
- традиционно поздравляли именинников, учились делать подарки своими руками и правильно их вручать имениннику.
Научить ребят ценить, уважать друг друга, обрести веру в себя, в свой талант, развивать коммуникативные навыки. Воспитывать интерес к произведениям искусства, к театру, концертам, художественному творчеству шло через посещение экскурсий в музей и на выставки города Первоуральска и области.



Побывав в Музкомедии и оперном театре, ребята сделали вывод, что театр может быть многогранным и ярким, но работать в нем очень трудно, многому надо учиться. В классе есть девочки, которые хорошо рисуют. Другие девочки, умеют ставить постановочные танцы, сценки, именно с их помощью класс участвовал в таких мероприятиях как театральный сезон, КВН, «Праздник шляп» и др., за что награждены грамотами.

Одной из важных задач классного руководителя является: развитие духовных и физических возможностей учащихся, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни. Много работ сделано руками детей – это: презентации по теме «Герой нашего времени», совместная разработка буклетов и памяток по теме «Здоровый образ жизни» к одноименному классному часу. Ежегодно в школе проводится конкурс «Юный ритор», на котором необходимо показать свои ораторские способности, сагитировать других учащихся за здоровый образ жизни или рассказать, чего и как можно добиться в будущем, если хорошо учиться. Ребятам класса предоставлена возможность проявить себя с позиции организатора и лидера в Совете старшеклассников.
Два представителя класса входили в состав Совета. После 9 класса продолжили обучение в 10 классе 8 человек из 15. Остальные поступили учиться в ССУЗы ГО Первоуральска.
Работу с родителями вела в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса. Родители посещали не только родительские собрания, но и часто общались со мной в неформальных, свободных беседах.

Вовлекаю родителей во внеклассные мероприятия ко Дню матери «Мамы всякие нужны, и профессии их все важны», к 23 февраля «Дедушка, папа и я – спортивная семья», дню пожилых людей «Моя лучшая бабушка». Моими помощниками являются члены родительского комитета, которые участвуют в организации досуга детей класса, оказывают помощь в ремонте кабинета, участвуют в других организационных вопросах внеклассных и внешкольных мероприятий. Есть родители, которые всегда помогали мне во время выезда на экскурсии, выход класса в поход, поздравлении ребят к праздникам.



Выступала с беседами на родительских собраниях: «Почему дети плохо учатся?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «Режим дня девятиклассника, «О вреде курения», «Дети и алкоголь», « Друзья моего ребенка. Кто они?», « Как отвлечь ребенка от компьютерной зависимости». При организации образовательного процесса решала совместно с родителями и детьми проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся благодаря активному использованию здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.

Критерий «Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и приемов оздоровления детей»

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии
1. Деятельности. Рациональная организация урока или занятия включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
2. Снятия утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного) Цель технологии снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.
3. По профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.
4. Формирования навыков здорового образа жизни, с использованием текстов в качестве диктантов, контрольных и самостоятельных работ, пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.
5. Уменьшения эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация с помощью прослушивания классической музыки, игра, ситуации «новизны, удивления, радости и успеха»).



Мне, как учителю ОБЖ необходимо было сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его.

Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся. Как показала практика, применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело к снижению показателей заболеваемости детей, улучшило психологический климат в классном коллективе и ВПК «Застава-36». А целенаправленная, специально организованная деятельность привела к устойчивым положительным результатам моей деятельности.

Критерий «Воспитание патриота и гражданина через краеведение и музейные средства».

Школьный музей занимает важное место в системе воспитательной работы всего коллектива школы. Наш музей – это учебная площадка для образовательного учреждения № 36. Посещают музей все с 1-11 класс, бывают в нем и гости. Это выпускники школы, старожилы поселка, гости приехавшие познакомиться с работой школы и села.

Музей ориентирован на посетителя, поэтому часть наших экспонатов является интерактивными. В музее дети учатся созерцать мир предметов, а через созерцание – узнавать, изучать, постигать мир духовных ценностей.

В 2014 году мне дали 1 час для проведения кружка «Юный экскурсовод». Но так как я впервые столкнулась с данным направлением, то, конечно же, мне было необходимо понять, с чего надо начинать свою работу.

После семинарского занятия по теме: «Организация исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в рамках конкурса-форума «Мы-уральцы»», я поняла, что необходимо делать на первом этапе данной работы.

Духовные истоки патриотического воспитания как раз и берут своё начало в традиционной народной культуре, в воспитании терпимости, доброты, щедрости, милосердия.

В процессе со знакомства учащихся с историей родного края, материальной и духовной культурой народов, населяющих наш край, их семейным и общественным бытом, хозяйственными занятиями и этническими процессами происходит формирование духовно–нравственных качеств личности.

Освоение детьми культурных ценностей происходит в ходе реализации школьного проекта «Окно в мир», подпрограммы «Я - гражданин» и работы музея по теме: «История войны в истории моей страны» и детских проектов «Личный вектор успеха».



Одним из приоритетных направлений стало краеведение, так ребята кружка приняли участие: в заочном областном сетевом проекте «Уральская академия лидерства»; в конкурсе: «Урал – моя малая Родина», Всероссийского конкурса «Моя родина – Урал!» (участники проекта награждены дипломом 2 степени, с фильмом «Мой город Екатеринбург»); при создании презентационных работ по теме: «Моя родина – поселок Кузино» (участницы - девочки 9 б класса) и презентация «Урал в годы Великой Отечественной войны», участниками которых являются ученики первого класса.
Данная работа создана для формирования у школьников лидерских, индивидуально-коллективных и художественно-нравственных качеств, привития им терпимого отношения к народностям, которые населяют наш многонациональный край. В рамках детских проектов были организованы и проведены конкурсы рисунков, стихов, руками детей создавался видеофильм, дети для своей презентации собирали нужную им информацию. Отправлены на конкурс «Persona-2014» две работы «Человек - легенда Великой Отечественной войны. Попов М.А.», «Рукоборец, они были выполнены учениками 8 «а» класса. Участие в исследовательской и поисковой работе заинтересовало ребят, и побудило их к дальнейшему участию в областном сетевом проекте «Уральской Академии Лидерства». В конкурсе «Вектор успеха» ребята рассказали о работе школы и военно-патриотического клуба «Застава-36», собрали фотоматериал, доказали, что работа ведется не формально, а систематически. На выездных сборах «Лидер XXI века», которые проходили в два дня на базе школы № 135, ребята учились быть лидерами, изучали «веревочный курс», знакомились, общались, делились своими мыслями и мнениями, доказывали, что их общественное объединение может ими гордиться.
В конкурсе «Классный лидер» наш командир клуба «Застава-36» защищал свой проект, в своем эссе он отметил, чем интересен клуб, в чем его предназначение, какую пользу он приносит молодежи поселка военно-патриотическая деятельность клуба.

Заключительным мероприятием стал праздник-фестиваль, на котором вся команда ребят защищала свое рабочее место, оформили выставку, а затем рассказывали гостям фестиваля и жюри о своей деятельности и клубе, делились наработанным опытом, рассказали, с какими трудностями им пришлось столкнуться.
Таким образом, деятельность и работа клуба «Застава-36» была замечена членами жюри. Мы были награждены грамотой и бесплатными путевками в оздоровительный лагерь «Таватуй».
Награждены удостоверением официального представителя областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства», о том, что мы можем вести активную творческую деятельность детского общественного объединения ВПК «Застава-36» в п. Кузино, и близ лежащих поселков Прогресс и Новоуткинск.
Создание новых форм занятий кружка в большинстве шло через проектную деятельность, которая осуществлялась на индивидуальных занятиях, потому что было сложно собрать всех ребят на общий сбор с 8 по 9 класс в одно время в музей.
Ещё один инновационный проект - «Музейная педагогика» он призван приумножать историко–краеведческие знания детей, развивать гражданско–патриотические и духовно–нравственные качества личности. Деятельности музеев издавна придавали большое значение в учебно–воспитательном процессе, в распространении знаний, в приобщении к ним людей разных поколений. Музеи всегда были и остаются главной базой овладения краеведческими представлениями, существенно конкретизируют и углубляют знания детей о родном крае.



Школьники и педагоги нашей школы, постоянные посетители музея. Они не только приходят познакомиться с постоянно действующими экспозициями, но и приводят своих учеников, где проводятся тематические уроки.

Основные направления деятельности музейной работы:
Образовательно-развивающее (работа детского общественного клубного объединения ВПК «Застава-36» – это дополнительное гражданско-патриотическое воспитание курсантов и туристско–краеведческое образование учащихся, развитие личностных качеств учащихся, развитие их творческих способностей);
культурно просветительское (проведение экскурсий, выезд в музей «Шурави» при УРГПУ, музей ВПК «Пограничник», выход на экскурсию в пожарный поезд ст. Кузино - творческие встречи с представителями профессий связанных «с группой риска»);
научно исследовательское (работа музейного актива и членов актива музея), комплексное изучение родного края, исследовательская работа в фондах музея, создания экспозиций и участие в экспедициях: дальнейшая работа - поиск и исследования);
методическое участие в областных и городских семинарах, консультации (с учеными и представителями госархива области), занятия с музейным и краеведческим активом, разработка методических пособий (разработка тематического планирования, составление визитки клуба «Застава-36» для агитмарша), знакомство с положениями о конкурсах, написание сценариев для проведения музейного урока «Военная форма одежды русского солдата» (проводили с 1-11 класс), знакомство с методическими рекомендациями по музейной работе; выпуск газетных рубрик школьной газеты «Юный патриот» («Юный поисковик»), участие в конкурсе методической продукции и разработок (сайт «Инфоурок», «новый урок» и др.). Организация и проведение выездных и тематических выставок. Экскурсионная деятельность участников музейного кружка «Юный экскурсовод».

Наш музей - учебная площадка, которая позволяет проводить большую образовательно–воспитательную работу среди подрастающего поколения юных жителей поселка Кузино. Актив музея состоит из детей, которые занимаются в данном объединении первый год, из педагогов школы, которые помогают активизировать работу школы, ветеранов ВОВ и краеведов села.



В музее есть постоянно-действующие экспозиции. Они рассказывают о прошлой жизни села, железной дороги, образовательных учреждений поселка, о военных действиях и героях войны, отражают разные виды промыслов, развитых на территории нашего края. Представлены коллекции швейных машин, собрание свечных фонарей, керосиновых ламп, коллекция прялок, плотницкого инструмента и многое другое. Есть фотографий, на которых мы видим, как выглядел поселок в 1919 году.

Предметный ряд Музея истории просвещения переносит нас в школу первой половины 20 столетия, знакомит посетителей с первыми школами города, первыми учителями, с атрибутами школьной жизни мальчишек и девчонок. Кроме постоянно действующих экспозиций готовим и оформляем тематические выставки. Чаще всего они посвящаются памятным датам страны. Так к 65-летию организации Уральского добровольческого танкового корпуса была подготовлена выставка «УДТК и его герои». Юные жители Кузино, побывав на этих и многих других выставках, прониклись тем чувством ответственности за судьбы Родины, которое испытывали в своё время герои наших выставок.

Организовала и провела экскурсии по городу Первоуральску, в Екатеринбурге побывали в музее «Шурави», посвященном экспозиции воинам Афганской войны, через которые прививается интерес к изучению исторических и памятных мест родного края, чувство уважения и памяти к людям, в честь которых установлены памятники, мемориальные доски, названы скверы и аллеи.

Не все из задуманного я смогла выполнить и осуществить, но считаю, что данную работу необходимо продолжать, а оценку работы школьного музея считаю, могут дать наши успехи за этот год работы. Таким образом, наш музей выступает как живая лаборатория исторической памяти, как связующая нить между прошлым и будущим. Ведь любить свою малую Родину, своё Отечество – это, значит, и быть настоящим гражданином.

Горжусь я и тем, что уйдя со школьной скамьи, некоторые выпускники продолжили учебу в Вузах области, а некоторые из них выбрали профессию, которая близка по духу и содержанию, моему предмету - это спасатель, пожарный, врач, ветеринар.




1.6. Критерий «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе»

Трансляция моего педагогического опыта представлена в таблице:
Уровень
Дата и форма
Тема
Наградные документы

Областной
29.09.09.
«Эффективные методы и средства укрепления здоровья как способ профилактики инфекционных заболеваний»
Диплом за 2 место

Областной
08.09.09. Проект
«Организация внеурочной деятельности учащихся по курсу ОБЖ как условие формирования навыков безопасного поведения»
Диплом за 1 место

Межрегио- нальный семинар
16.12.12. Проект-презентация
«Формирование ценностей гражданско-патриотического воспитания в подрастающем поколении через дополнительное образование и краеведение»
Сертификат
Регистр. № АВ-132

Кустовой семинар
16.11.11. Внеклассное мероприятие
«Воспитание выпускника через дополнительное образование». «Ролевая игра «Общественный смотр знаний – «Воинский эшелон»

-

Школьный
06.05.13. Всероссийский открытый урок ОБЖ
Открытый урок - «Профессия – пожарный» учебно-игровое занятие».
-


Активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на республиканском и российском уровне в виде информационно-коммуникативных технологий.


Опубликовала в социальной сети взаимовыручки для учителей сайта infoUrok.RU свои методические разработки:
1) проектная работа: «Формирование системы ценностей гражданско-патриотического воспитания в подрастающем поколении через дополнительное образование» /web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid =30798 № 30798021426. от 14.02.14./;
2) фильм: «Афганистан» / web- адрес публикации: infourok.ru/material. html?mid=30798. № 30798021426 от 14.02.14./;
3) проект: «Человек-легенда. Война в жизни Попова Михаила Анатольевича». /web-адрес публикации: infourok.ru/; material.html?mid =28341. № 28341013059 от30.01.14./;
4) презентация: «Инновационная деятельность учителя ОБЖ /web-адрес публикации: infourok.ru/material. html?mid=30784. № 30784021437 от 14.02.14./;
5) методическая разработка: «ПОСТ № 1 – обелиск в судьбе моего поселка» / web-адрес публикации: infourok.ru/material. html?mid=31836. № 31836022214 22.02.14./;
6) слайд-щоу: «Ребятам пожарного поезда посвящается» /web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid =33329. № 33329030452 от 04.03.14./;
7) проект: «Формирование КБЖ у подрастающего поколения через дополнительное образование»./ web-адрес публикации: infourok.ru/ material. html?mid =33334. № 33334030425 от 04.03.14./;
8) проект «Подготовка учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности» с презентацией «Есть такая профессия – Родину защищать» на Всероссийском конкурсе «Безопасность человека-2012» редакции журнала ОБЖ info@russmag/ru (2012г.).

Имею публикации, которые уже опубликованы, а также вышли или еще в печати:
1) Тема моей статьи: «Формирование системы ценностей гражданско-патриотического воспитания в подрастающем поколении через дополнительное образование» (с.156) Сборника «20 лет ОБЖ: вчера, сегодня, завтра»: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург 27 апреля 2012г./сост. общ. ред. В.В. Гафнера; ФГБОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург - 2013. -183с./.
2) В печати сборник с моей работой: «Организация внеурочной деятельности учащихся по курсу ОБЖ как условие формирования навыков безопасного поведения». Сборник «Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием», г. Екатеринбург, от 27 апреля 2013 г. выйдет в печать в ноябре 2014г.
3) Отправлена работа в сборник по теме: «Общие подходы к содержанию ОБЖ и КБЖ в образовательном пространстве сельской школы № 36» в сборник третьей Всероссийской заочной научной конференции с международным участием «Педагогика: наука и образование», которое состоится в УрГПУ 14 ноября 2014 г.
4) Отдана в печать работа: «Воспитание выпускника военно-патриотического клуба и формирования у него убеждения в необходимости защиты Отечества», которая выйдет в ноябре 2014г. в сборнике, посвященном 25-летию Ассоциации патриотических отрядов «Возвращение» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Активно принимаю участие в работе городского методического объединения учителей ОБЖ. Как учитель стараюсь помочь своим коллегам в применении новых технологий в учебном процессе. Общительность, нормальный уровень эмпатийности позволяют мне достаточно легко находить общий язык с коллегами, учениками и их родителями. Возникновение конфликтных ситуаций считаю неприемлемыми в работе учителя и педагога.



Критерий «обеспечение непрерывности собственного профессионального образования». Повышение квалификации.

Прошла обучение на курсах:
«ФГОС общего образования идеология, содержание, технологии введения» Вариативный модуль. «Преподавание предмета «ОБЖ» в соответствии с ФГОС ОО» (108 ч.),
«Формирование медиакультуры личности в позиции педагогики не насилия», УМЦ ГОЧС «Программа подготовки должностных лиц и специалистов ГО подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» (36 ч.).
«Основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет (40 ч.),
«Программа подготовки должностных лиц и специалистов ГО Свердловской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» (36 ч.),
«Организация работы по профилактике ВИЧ-инфекции в ОУ Свердловской обл.» (18 ч.).

Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта дает возможность учителю раскрыться творчески, регулярно прохожу курсы повышения квалификации работников образования Свердловской области.



Была приглашена в качестве лектора в ИРРО с обменом опытом работы на кафедру ОБЖ и физкультуры по образовательной программе учителей ОБЖ области по теме: «Формы и методы работы по изучению курса «Культура безопасности жизнедеятельности» (письмо № 01-20-170).










Общественно-полезная работа и методическая деятельность

Принимаю активное участие в работе школы, поселка, города и области.
Психолого-педагогическое направление работы:
1) совершенствую свои знания в области современной психологии и педагогики.
2) изучаю современные психологические методики,
3) создаю пакет психолого-педагогических материалов для учителя безопасности жизнедеятельности и классного руководителя.

Методическое направление:
Изучаю научно-методическую и учебную литературу. Выписываю периодические издания: журнал «ОБЖ», «Военные знания» «Кадетство», газету «Пограничник», «ДДД».
Знакомлюсь с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты. Изучаю прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков ОБЖ.
Разрабатываю разные формы уроков, внеклассных мероприятий, КИМы учебных материалов. Вношу личный вклад в повышение качества образования учащихся школы через разработку и реализацию авторской программы: «Окно в мир» (2011),подпрограммы «Я - гражданин» (2012) (гражданско-патриотическое воспитание) и «Мы» (толерантное отношение) (2012), «Героями не рождаются» (2009) (гражданско-патриотического воспитания курсантов клуба «Застава-36»).

Создаю комплект дидактики по предмету ОБЖ. Имею свою видео- аудиотеку. Создаю пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности. В будущем собираюсь создать пакет материалов по педагогическим технологиям и сценарии уроков и занятий дополнительного образования с применением информационных технологий.

Являюсь организатором поселкового праздника «День призывника», который отмечается в селе 15 ноября 2013г. (проводится совместное мероприятие с Домом Культуры поселка Кузино, посвященное проводам будущих военнослужащих в армию и как отчетное мероприятие ВП клуба «Застава-36»).

Взаимодействую с местными СМИ, городской газетой «Вечерний Первоуральск»:
- Статья «Служу России» от 6 декабря 2012г. (заметка «9 мая – День Памяти и скорби»).
- Статья «Отец и сын в одном строю» от 15 марта 2012г. (заметка «Наш клуб»).
- Статья «Герои былинного времени» от 24 мая 2012г. (заметка Страницы милосердия на поле Куликовом»).
- Статья «Клятва будущих курсантов» от 12 декабря 2014г. (заметка «День призывники»).
- Статья в журнале «В фокусе – добра» БФ местного сообщества «Первоуральск 21 век» (заметка «Плодотворная работа сотрудничества с Фондом» (стр.8).

Я являюсь руководителем газеты «Юный Патриот». В 2012г. мои ребята клуба «Застава-36» заняли 1 место в областной заочной ВСИ «Юнармейцы, вперед!» в номинации «Журналистские работы», награждены кубком и грамотой общественной «Ассоциацией «Возвращение».

Обо мне пишут:
1) В журнале "Основы безопасности жизнедеятельности" №11 2009 г. Статья «Победили лучшие преподаватели ОБЖ в выигрыше – школьники» автор статьи К. Семисынова, пресс-служба ГУ МЧС России по Свердловской области.
2) Местная газета «Вечерний Первоуральск» от 08.10.09. заметка «Вырастить личность безопасного типа» (Дипломант областного конкурса) автор статьи Юлия Рамильцева.
Мои награды.
Умею работать в команде. В 2009 году была участницей городского и затем вышла в финал областного конкурса «Лучший педагог-организатор ОБЖ-2009». Где защитой проекта – 1 место, при проведении урока заняла 2 место.

Награждена:

Дипломом Правительства Свердловской области и Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности за 1 место в открытой защите проекта финала областного конкурса (2009).

Почетной грамотой:
- Депутата Госдумы РФ партии «Единая Россия» З.А. Муцоева за развитие патриотического воспитания учащихся и активное участие в военно-спортивных мероприятиях (2010);

- Главы ГО Первоуральск - за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, проявленный на городском и областных конкурсах; - за вклад в дело военно-патриотического воспитания детей и в связи с празднованием Дня Защитника Отечества (2011, 2013);

- Начальника УО ГО Первоуральск – за многолетний добросовестный труд, высокие профессиональны достижения и в связи с юбилеем школы (2014).

Благодарственным письмом:
- Начальника Управления образования за создание условий для формирования и развития гражданско-патриотических качеств личности у учащихся ГО Первоуральск (2009),

- Управляющего Западным округом – за воспитание у подростков чувства ответственности за судьбу Отечества, духа коллективизма и за отличную подготовку команды к участию в окружном финале юнармейской игры «Зарница» (расп. № 27 2011г.);

- Директора МКУ «Городского социально-методического центра» и Председателя Первоуральского отделения Российского Красного Креста - за успешную подготовку команды к городскому конкурсу санпостов «Страницы милосердия» (2012);

- Начальника управления ФСКН России по Свердловской области – за участие в городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта «Долг и Честь-2012»;

- Правления ПО ВООВ «Боевое Братство» и совета ВПК «Пограничник» выражают благодарность за помощь и содействие в деятельности ВПК «Пограничник» (2012);

- Министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Председателя Совета организации «Ассоциация «Возвращение» - за достойную подготовку команды и активное участие в областной заочной военно-спортивной игре «Юнармейцы, вперед!», посвященной 80-летию образования (2014).




Заключение.

Применение интерактивных технологий дает:
моим ученикам – развивают в них личностную рефлексию; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности;
как классному коллективу моих курсантов клуба и выпускников 9 б класса - формируют класс как группу; повышают познавательный интерес по предмету и непредметной работы; развивают у них навык анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
мне, как учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Применение этих технологий способствует:
выработке самостоятельности,
заинтересованности учащихся в конечном результате,
обеспечивает положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ и КБЖ,
формирует устойчивый познавательный интерес к предмету,
повышает качество знаний в данной области.

Использование интерактивных технологий позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.

Исходя из анализа работы, в своей дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
продолжать активно внедрять в своей педагогической деятельности инновационные способы, формы и технологии обучения, ориентированные на формирование у учащихся прочных базовых знаний по курсу ОБЖ;

выстроить систему формирования у учащихся ключевых компетенций и продолжать делиться своим опытом работы среди учителей ОБЖ города, области, РФ.










Рисунок 4Рисунок 6kursi31_jan 008Рисунок 7kursi31_jan 008Рисунок 8Рисунок 3Рисунок 10Рисунок 12у костраРисунок 13у костраРисунок 15Рисунок 20Рисунок 22919334 Пустовалов ДенисРисунок 23919334 Пустовалов ДенисРисунок 28Рисунок 29Рисунок 5Рисунок 31Рисунок 34мой 9 б классРисунок 39мой 9 б классРисунок 43делай разРисунок 47делай разРисунок 48Рисунок 52Рисунок 53Рисунок 55Рисунок 56Рисунок 59Рисунок 62о воспитании мальчиковРисунок 63о воспитании мальчиковНастя ветеринарРисунок 64Настя ветеринарМожин ВиталийРисунок 65Можин ВиталийРисунок 66я на семинаре допобразованияРисунок 67я на семинаре допобразования Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315