Аналитический отчет педагога за межаттестационный период.


Оглавление
Введение 2
Аналитическая часть 5
2.1. Динамика образовательных достижений 5
2.2. Качество условий деятельности 13
2.3. Качество результатов деятельности 14
3. Проектная часть 30
4. Заключение 31
5. Список литературы 32

Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования. На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…».[4]
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия для развития личности и ее самореализации.
«Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, …, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». [1]
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [2], [ 3]
Изучая, выше указанные , документы [1,2,3], пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения
поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности.
В своей педагогической деятельности выявила следующее противоречие. Между необходимостью обеспечить гармоничное развитие личности, его творческих способностей и незнанием, как обучить и развить проектные умения младших школьников.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.
Отсюда вытекает проблема: Как научить младших школьников необходимым проектным умениям минимального уровня сложности?
Одной из развивающих технологий является учебное проектирование, неоспоримым достоинством которой является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Таким образом, целью деятельности в межаттестационный период являлось – развитие проектных умений младших школьников,
овладение технологией «учебное проектирование», а также внедрение в свою практику и практику образовательного учреждения данной педагогической технологии.
Перед собой поставила следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников;
2. Обеспечить высокое качество образовательных услуг через внедрение эффективной образовательной технологии – учебное проектирование;
3. Развивать учебно-познавательные, рефлексивные, ценностно-ориентированные компетенции учащихся в учебной и внеучебной деятельности;
4. Создавать условия для развития проектных умений как ключа к успешной деятельности и формирования личности младшего школьника.
5. Провести анализ результатов внедрения новой педагогической технологии в образовательный процесс.
6. Сделать выводы об эффективности своей деятельности и наметить программу деятельности на следующий межаттестационный период.
Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.
Цель аналитического отчета- осуществить анализ и дать оценку результата эффективности внедрения в практику технологии учебное проектирование в начальной школе.
Объектом является – педагогическая деятельность, направленная на развитие проектных умений младших школьников.
Предметом является – результаты педагогической деятельности по внедрению технологии учебное проектирование в учебную деятельность.
Аналитическая часть
Динамика образовательных достижений
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию учебного проектирования;
- ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- здоровьесберегающую технологию.
Главной задачей Российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования на период до 2010 года, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение при этом отводится:
-формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
- деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. [4]
Не удивительно то, что внедрение в российское образование разнообразных форм проектного обучения получило широкое распространение , а ученическое проектирование стало частью учебно-воспитательного процесса почти каждого образовательного учреждения.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, профессиональной и пр. деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.
В современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение. Современный уровень развития техники и технологий таков, что всё и все взаимосвязано, человечество находится в большем, чем прежде взаимовлиянии. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безопасность для человеческого сообщества и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
Формирование способности к проектной деятельности учащихся как психологического новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности.
Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному умению, как некоей компетенции.
Учитывая опыт отечественной и зарубежной педагогики, мы приходим к выводу, что в современном обучении проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Необходимо построение оптимального сочетания предметного и проектного обучения без увеличения нагрузки учащихся.
Для того, чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приемов и действий, из которых складывается проектирование.
На основании данных размышлений я решила вступить в педагогическое сообщество учебного проектирования при Московском институте открытого образования лаборатории информационной поддержки развития образования. В 2012 году получила свидетельство о том, что являюсь членом Педагогического сообщества учебного проектирования. В этом же году успешно окончила аппробацию курса «Проектная деятельность в начальной школе», с результатами аппробации выступила на Всероссийской научно-практической конференции «Проектная деятельность в начальной школе» и награждена Благодарственным письмом автором данного курса.
Изучила теоретические подходы по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, познакомилась с передовым педагогическим опытом коллег, прошла курсы повышения квалификации по данной теме; участвовала в работе пяти Всероссийских научно-практических конференций по теме «Проектная деятельность в начальной школе».
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. В межаттестационный период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, документ Googl,графический редактор, литературу по созданию сайтов.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («Отличник», «Фраза», «Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.
Интернет, прочно войдя в нашу жизнь, смог за очень короткое время существенно изменить ее. Интернет даёт возможность участвовать в различных конкурсах, конференциях и олимпиадах, находить единомышленников и друзей по всему миру, заниматься самообразованием, что, пожалуй, является очень важным для человека, живущего в XXI веке.
Именно это и послужило поводом для создания сайта.(http//учительский сайт/Агафонова Ирина Александровна.)
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной цели. Игры формируют у ребенка
мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления проектной деятельности.
В межаттестационный период работала по программе развивающего обучения «Начальная школа XXI века» , «Школа 2100», а также реализовала программу авторского курса «Проектная деятельность в начальной школе», которая реализует принципы деятельностного подхода в обучении.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающихзнаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как
после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться, рефлексировать.
Расшифрую так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими
событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
РЕФЛЕКСИРОВАТЬ – Оценивать свои действия, действия товарищей, действия группы.
Подводя итоги вышесказанного, уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) через технологию учебное проектирование. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что в ходе использования технологии учебное проектирование учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:
Большинство ребят, находясь в поиске по решению поставленной проблемы научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
Став исследователями, большинство научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
Работая в парах или в группе, приобрели минимальные коммуникативные умения, умения распределять работу в группе, составлять оптимальный план.
Таким образом, технология учебного проектирования способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества-1219200-156210006934200-41910006934200-156210006934200186690006934200-270510007010400-38481000 образовательного процесса. Применение проектных умений позволило добиться следующих результатов:
Проектная деятельность:

Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии учебного проектирования в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
2.2 Качество условий деятельности
Администрация школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:
кабинет оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, тренажеры и другие программы. (компьютер, проектор, экран)
возможность использования компьютерного класса.
возможность выхода в Интернет.
2.3 Качество результатов деятельности
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Предмет СОУ (степень обученности учащихся)
2010-2011
4 класс 2011-2012
1 класс 2013-2014
2 класс 2014-2015
3 класс
Русский язык 64% 52% 58 %
Литературное чтение 77% 78% 77%
Математика 70% 63% 67%
Окружающий мир 79% 60% 69%
Качество обученности по предметам можно увидеть в таблице.
Итоги комплексной проверочной работы
Основная часть Дополнительная
1 класс 2011-2012 (итоговая) 100% 25%
2 класс 2012-2013
(промежуточная) 100% 30%

Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Процент участников олимпиад, от общего количества обучаемых составляет:
1 класс - 30%, 2 класс- 39%, 3 класс – 45%
Победители в олимпиадах по предметам (муниципальный уровень)
Конкурсы:
В 2012-2013 и 2013 – 2014 и 2014-2015 учебных годах учащиеся моего класса принимали участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру». «Кенгуру»– это массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса – привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным, и даже веселым. Принимали участие в творческом командном конкурсе «Эрудит –Эму – конкурс творческих команд»
Участие в международном конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех», международной олимпиаде по основам наук, международной олимпиаде проекта «Инфоурок».
Победы в международных олимпиадах:

Как следует из моего педагогического кредо, не наступит такого момента, когда я скажу себе: «Достаточно, ты сделал всё, что хотел, больше нечего достигать, не к чему стремиться». Прекрасно понимая то огромное поле работы, которое ещё предстоит сделать, тем не менее, могу подвести некоторые итоги собственного профессионального развития, тем более что без оценки сделанного нельзя понять того, что ещё предстоит сделать.
Личный вклад в развитие образовательного учреждения, системы образования муниципального образования:
В 2011 г. участвовала в III Всероссийской психолого-педагогической мастерской «Грани развития» на тему «Педагогика как искусство»
В 2011г. принимала участие в научно-методическом семинаре «Школа на этапе становления: трудности и перспективы развития»
В 2011 г. приняла участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Проектное обучение в начальной школе» , в г. Москва
2012 г- участие в научно-практическом семинаре «Формирование и развитие универсальных учебных действий: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг»
2012 г.- участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проектное обучение в начальной школе», в г. Кременки Калужской области.
2013 г. – подготовка, организация и проведение методического семинара «Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС»
ГО ЗАТО свободный школа №25
2013 г. – открытый урок окружающему миру с использованием проектного метода обучения.
2013 г. – участие в научно-практической конференции Всероссийского уровня «Проектная деятельность в начальной школе»
2013 г. – участие в научно-практическом семинаре «Формирование и развитие рефлексивных умений школьников при работе в учебном проекте и исследовании»
2014 г.- участие в методической неделе (выступление на семинаре) «Эффективные технологии и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки выпускников»
2014 г. – открытый урок математики с использованием проблемно-диалогической технологии
2014 г. – участие в V Всероссийской конференции «Проектная деятельность в начальной школе» , в г. Кременки, Калужской области.
2014 г. – участие в международном проекте «Инфоурок»
2014 г. - создание учительского сайта.
Мною составлены рабочие программы по всем учебным дисциплинам, а также программы по внеурочной деятельности: «Проектная деятельность», «Успешное чтение». Программы приняты на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов и утверждены приказом директора МБОУ «СШ №25».
Анализ результатов внедрения новой педагогической технологии «Учебное проектирование»
Мониторинг учащихся по проектной деятельности:
Украшение коробки. Украшение шапочки. Украшение елочки. Яблоки на яблоне. Цветок желаний Одень куклу Поздрав. открытка Зоопарк Венок Аппликация человечка. Дом моей мечты. Зона отдыха в парке.
1.Умение составлять план по количеству деталей. 15% 15% 20% 15% 25% 30% 30% 30% 35% 35% 35% 40%
2.Выполне-ние работы в соответст-вии с планом 15% 15% 20% 20% 20% 25% 25% 25% 30% 30% 35% 35%
3. Размеще-ние деталей на изделии. 10% 15% 20% 20% 20% 25% 25% 30% 35% 40% 40% 45%
4. Формиро-вание умния предъявлять результат работы. 10% 10% 10% 20% 20% 25% 25% 30% 30% 35% 35% 40%
5. Умение анализиро-вать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения. 10% 15% 15% 15% 20% 20% 25% 30% 35% 35% 40% 40%
6. Умение осуществ-лять свою деятель-ность в группе. 20% 20% 20% 30% 30% 35% 40% 45% 50
% 50% 55% 55%
7.Умение планировать, распреде-лять дейст-вия между членами группы. 25% 25% 25% 25% 30% 30% 35% 35% 40% 40% 40% 40%
8. Умение фиксировать план. 25% 25% 30% 30% 35% 35% 35% 40% 40% 40% 45% 45%
9. Умение составлять порядок сборки изде-лия. 30% 30% 30% 30% 35% 35% 40% 40% 45% 50% 50% 50%
На уроках курса «Проектная деятельность происходит формирование следующих умений:
Планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
Планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;
Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
Как мы видим все это способствует достижению цели – развитие проектных умений младших школьников , является развитием самостоятельной личности,(формирование УУД) владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат ее, найденный способ решения, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для ученика.
Учебный проект с моей точки зрения – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектную деятельность, вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования учащихся, а именно обучить:
- рассмотрению проблемы, выделения подпроблем, формулирование проблемы и постановке задач, вытекающих из проблемы.
- целеполаганию и планированию деятельности ученика
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта)
- представление результатов своей деятельности и хода работы
- презентации в различных формах, с использованием макета, плаката, компьютерной презентации, чертежа, модели, театрализации, видео, аудио и сценических представлений.- поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях.
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
С помощью внедрения в образовательный процесс данной технологии мы добьемся поставленной цели, повысим качество образовательных услуг и
выполним важнейшую задачу современной системы образования -формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Сведения о награждениях за межаттестационный период:
Деятельность классного руководителя.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: создание условий для формирования стремления к успешной учебной и внеучебной деятельности.
Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся, стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, педагогов, заместителя директора по воспитательной работе, учащихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам.
Наиболее удачными, проведенными за межаттестационный период, считаю следующие: «Поход в осенний лес», «Дни именинника», «Поездка в драматический театр г.Нижний Тагил» ….
В ежедневной работе классному руководителю приходиться готовить различные отчёты. Мой незаменимый помощник - табличный процессор Microsoft Excel.
Все мероприятия фиксируются, обрабатываются (с помощью программ MS Power Point) и собираются в фото и видеокопилку, чтобы сохранить в памяти учащихся приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях. В конце учебного года на последнем классном часе просматриваем фрагменты всех мероприятий, проводимых в течение года. А по окончанию начальной школы создается фотоальбом «Школьные годы чудесные» для каждого ученика и его родителей в электронном виде. Не каждая семья может себе позволить напечатать большое количество фотографий.
Родительские собрания, внеклассные мероприятия, открытые уроки посещают большинство родителей.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Учащиеся класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем классе, подготовить поздравление для родителей, одноклассников, предварительно составив план, алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Так с детьми создали проект праздника «День матери», «День весенних именинников», «Праздник осени»
Удовлетворенность организацией образовательного процесса.
В третьем классе, среди детей и родителей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу» и «Удовлетворенность родителей школьной жизнью». В 3 классе обучается 26 детей. Результаты анкетирования учащихся:
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Любишь ли ты свой класс?
3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
4. Есть ли у тебя друзья в классе?
5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?
6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?
7. Хотел бы ты перейти в другую школу?
8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?


Как бы Вы определили характер жизни и отношений в школе (выберите до пяти утверждений):
- весело - интересно
- неожиданно - ново
- оригинально - скучно - чувство успеха - печально
- новые предметы - интересные учителя
- дружный класс - школьный двор
- творческие задания
Результаты анкетирования родителей:
Как Вы можете оценить своё отношение к школе, в которой учится ваш ребенок? хорошие 80%
нормальные 20%
посредственныеплохие Как часто вы бывали в школе в этом году? Каждую неделю Один раз в месяц 50%
Один раз в четверть 50%
Два раза в год Значительно чаще С какой целью вы приходите в школу?
. На родительские собрания 100%
На встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка 60%
Для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок 80%
Для оказания помощи классному руководителю 50%
По вызову педагога и администрации школы Какие чувства Вы испытываете после посещения школы и бесед с классным руководителем? удовлетворение 20%
радость 70%
надежду 10%
тревогу разочарование растерянность грусть Рейтинг предмета
Предмет 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Русский язык 54% 60% 60%
Литературное чтение 75% 80% 97%
Математика 50% 55% 65%
Окружающий мир 52% 64% 90%
Музыка 100% 100% 100%
ИЗО 100% 100% 100%
Физическая культура 60% 60% 70%
Технология 100% 100% 100%
Проектная деятельность 50% 100% 100%
Анализ представленных результатов:
На протяжении всего времени работы со стороны родителей не было ни одной жалобы. Отзывы о моей работе только положительные. Не смотря на усложнение программного материала по предметам, их рейтинг заметно растет.
Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей, свидетельствуют об эффективности воспитательной программы. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни, развиваются проектные умения. Детей стоящих на внутришкольном учете нет. Детей явно не проявля- ющих мотивации к учебе нет. Все дети с большим интересом участвуют во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Учащиеся посещают музыкальную школу, детскую спортивную школу. Провожу мероприятия совместно с детской и школьной библиотекой. Вовлекаю учеников своего класса в участие в конкурсах различного уровня.
Вывод: Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих)
Проектная часть
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Необходимо смешение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)
Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую продолжить работу по теме: формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы через технологию учебное проектирование.
И ставлю перед собой следующие задачи:
продолжить работу по использованию технологии учебное проектирование в образовательной деятельности;
разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания проектных умений младших школьников.
создать условия для проектной и исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования);
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на личном, классном и школьном сайте);
способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.
С помощью внедрения в образовательный процесс технологии учебное проектирование мы добьемся поставленной цели. Повысим качество образовательных услуг и выполним важнейшую задачу современной системы образования - формирование совокупности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Данная технология, которую я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
Литература
Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” “Об образовании в Российской Федерации” №273 от 29.12.2012 года:
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в свердловской области».
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М,2009г.;
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта.М.:Аркти, 2003.
Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В. Учебное проектирование ДМУП «Информационный центр, М, 2010
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. М., Вентана-Граф,2004.
Шнейдер С.Ф. Учимся использовать новые образовательные технологии// Начальная школа плюс до и после. 2004.№11.С.56-59.
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. «Проектная деятельность» (методическое пособие для учителя начальных классов) ИПЦ «Маска», М., 2010
Формирование базовых компетенций и учебное проектирование (сборник статей) МИОО, М, 2006
Педагогические технологии и учебное проектирование (сборник статей) МИОО, М, 2006