Игровая технология Кубигород в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.
Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.
Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы.
Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Поэтому для преодоления неустойчивости внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другую, быстрой утомляемости и более эффективной коррекции речевого развития было необходимо создать пособие, вызывающего интерес у детей. Оно должно быть функциональным, вариативным в плане применения, эстетически привлекательным для дошкольников, служить решению многих коррекционных задач. Такие цели я ставила перед собой при создании пособия «Кубигород».
Игровое пособие «Кубигород» представляет собой серию кубов разной величины, на гранях которых даны задания и упражнения.
Представление пособия «Кубигород»
Использование пособия «Кубигород» помогает логопеду поддерживать интерес ребенка, развивать память, мыслительные процессы. Это пособие многофункционально и дает детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать различные виды наглядной деятельности. Зрительная опора и игровая ситуация просто необходимы на логопедических занятиях.
В связи с этим вниманию коллег я представлю оригинальные дидактические игры, предназначенные для автоматизации поставленных звуков, развития фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Несформированность фонетической стороны речи часто обусловлена неразвитостью высших психических функций ребенка, недоразвитием фонематического слуха. Я представлю игры, которые призваны способствовать развитию фонематического слуха и восприятия в интересной, доступной и понятной детям игре.
Игры «Домик», «Помощники», «Гусеница», «Окошечки», «Звуковые часы», «Поезд», «Классификации».
Каждый логопед знает, как утомляют детей бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Действительно, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребенок психологически зажат. Поэтому на занятии я применяю наглядные средства, которые позволяют создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки в условиях игровой деятельности.
Игры «Загадка», «Звуковая дорожка», «Волшебный круг», «По дорожке», «Письма», «Теремок», «Тук-Тук! Кто там?», «Слово-предложение», «Ромашка», «Логопедическое домино», «Веселый зоопарк», «Речевое лото».
Лексико-грамматический строй речи усваивается ребенком в процессе общения и разнообразной речевой практики. Предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игры «Сосчитай», «Кольца Лулия».
Играть в логопедические игры весело и занимательно. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения превращаются в увлекательное занятие.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.
Надеюсь, что представленные мною игровые пособия подскажут коллегам, как занимательно провести логопедическое занятие.
15