Классный час на тему Доброречие
Внеурочная деятельность по курсу «Здоровейка» для учащихся 3-го класса на тему:
« Доброречие».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
запись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
минусовка песни «Если добрый ты»,
карта путешествия,
мультимедийный проектор,
презентация,
компьютер.
(Ребята делятся на 2 группы, рассаживаются по группам).
Ход занятия
Оргмомент: ( слайд №1)
Чтоб не хмуриться с утра
Нам поможет доброта
Так давайте повернемся
И друг другу улыбнемся.
Вступительное слово.
- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.
Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром.
Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. На доске представлены имена девушек.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.
- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни. (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)- По какой дороге пошли девушки?
- Как вы думаете, как звали девушку?
- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше занятие? (Доброте)
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……) Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Слайд 2
А как вы понимаете слово «доброречие» ( добрые, вежливые слова)
- Итак, тема классного часа « Доброречие» (на слайде 3 при щелчке мыши появляется тема)
Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг добрых слов». Тот у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет что- то приятное о своём соседе, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова) Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!» В народе говорят : «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
Тренинг «Солнышко»Правила доброты (на цветах)
Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами, в которых вы покажете, что для вас значит слово «доброречие».
У меня на доске прикреплено солнышко, но у него нет лучей . А вот лучи со словами пока лежат у меня на столе . Выберите подходящие фразы, приклейте их на лучики, а затем лучики прикрепите к солнышку. Давайте соберем это солнышко. ( радость, добро, вежливость,улыбка, тепло,дружба, поддержка, внимательность)
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Прощай другим их ошибки.
6. Жалей других, а не себя.
7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.
- Молодцы, ребята, быстро справились с заданием.
А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие.
Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Анечка, Сашенька).
- А что вы при этом чувствовали?
- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)
- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.)
Давайте поиграем в игру: «Ласковое имя»
Я бросаю вам мяч,говоря при этом имя, а вы,возвращая мяч, говорите как это имя будет звучать ласково.
Молодцы !Итак, мы отправляемся в путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 4).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер) Слайд 5
Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 6.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 7 соединяются части пословиц.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
А сейчас мы отправляемся в «Город вежливости» (слайд 8)
Чтобы закрепить наши знания мы поиграем в игру «Вежливые слова» пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо);
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день);
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо);
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста);
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в третий класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
- молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо
Физкультминутка
1. Игра “Будь внимателен”
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!Поднимите руки!Будьте добры, похлопайте в ладоши!Потопайте.Попрыгайте, пожалуйста.Будьте любезны, руки вперед.Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожкиДремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. Учитель: Скажите, где дети могут учиться вежливым словам? Дети: — Дома учат родители — По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя — Мультфильмы — Сказки — Книги. Правильно, помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 11). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй?
( надо делать добрые дела)
У вас на столах лежат дары природы – картинки фруктов и овощей.
Вспомните, какие добрые дела были сделаны вами в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе в течение этого учебного года . Напишите об этом на картинках и поместите их в Копилку добрых дел. Можете их озвучить.
(Дети называют).
Звучит музыка - песенка кота Леопольда «Если добрый ты».
Посмотрите какой богатый урожай добрых дел и вежливых слов у нас получился. Пусть эта копилка все больше и больше пополняется добрыми делами.
А теперь посмотрите что стало с нашей картинкой. Она ожила!
(При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
Какие правила доброречия вы запомнили? (ответы детей) (слайд 13)
Здоровайтесь со всеми. • Обращайтесь к человеку по имени. • Будьте доброжелательными. • С уважением относитесь к мнению вашего собеседника. • Спокойно высказывайте своё мнение. • Умейте выслушать собеседника. • Стремитесь к взаимопониманию в общении.
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Рефлексия.
Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются
«волшебными словами», они ходят грустные, как эта тучка.
Подумайте. Вы бы хотели быть «солнышками» или «тучками»?
Возьмите то изображение, кем бы вы хотели быть.
Прикрепите свои жетончики на плакат.
(Дети выходят к доске и прикрепляют рисунки на плакат)
Звучит музыка - песенка кота Леопольда «Если добрый ты».
Литература:
«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
«Сборник загадок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.