Лабораторная работа по литературе на тему Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба»
Лабораторная работа
Тема. Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в контексте произведения.
Цели работы:
- обратиться к наиболее важным вопросам произведения;
- контроль за глубиной восприятия текста.
Ход работы
Вступительное слово
В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистомухотя бы малую часть своей души
А. П. Чехов
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. Сравните факты, взятые из истории создания «Пиковой дамы», с описанными в самой повести. Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном от Голицына? «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащекину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен — Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался» Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» Л.Н.Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. Найдите в словаре значение слова художественная деталь. Какова роль её в главе 1? Проследите появление Германна на страницах «Пиковой дамы». Какие художественные подробности наиболее значимы в этом повествовании? Случайно ли красивая фраза Германна «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» обрывается почти резкими словами Томского? Случайна ли подробность – «Германн – немец: он расчётлив, вот и всё!»?
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. Определите композиционное значение эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…» (глава 2). Как он сцеплен с предыдущими фрагментами? Определите основной смысл этого фрагмента.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Как на страницах произведения Пушкина показано «соседство» века XVIII и XIX? Какие образы создаются с помощью такого сопоставления?
ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Почему А.С. Пушкин использует фантастические элементы в своем произведении? Привести примеры из текста.
Домашнее задание
1.Напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Как образ Германна помогает раскрыть проблему «человек и судьба»?»
2. На основе цитат выявить основные черты характера Германна. Что в описании его образа является ситуационным, а что нет?
- «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
- «Я не мот, я знаю цену деньгам»
- «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства…»
3. В своей повести Пушкин зафиксировал глубинный антропологический кризис, то и дело выводя своё повествование за пределы национальных границ. По словам, Мартьяновой С.А., «в этом он подобен своему великому предшественнику Гете…». Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свою точку зрения.
Литература
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
Словарь литературоведческих терминов/ Под редакцией С.М.Бонди// Составитель А.П.Квятковский. – М.: Государственное издательство иностранных и государственных словарей, 1940.
http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-germanna-v-povesti-a-s-pushkina-pikovaya-dama-natsionalnoe-i-obschechelovecheskoe
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. (Германн и старуха не родня; Германн – немец, в начале повести он не играет в карты, хотя в душе игрок) А.С.Пушкин отталкивается от светского анекдота. В повесть вошли два главных действующих лица: картёжник и знатная старуха, владеющая волшебной тайной. А.С.Пушкин вводит в повесть новое лицо — Лизу. (Она влюбляется в Германна и связывает между собой графиню и Германа).Любовный сюжет необходим Пушкину для полноценного раскрытия образа главного героя.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ.
Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям.
Германн не играет, хотя игра привлекает его необыкновенно. Пушкин обрывает напыщенную фразу Германна словами Томского намеренно. Писатель сразу лишает своего героя романтического ореола, подчёркивает неискренность своего героя. В авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ
Композиционно – развитие действия, а значит, и развитие мысли.
Германн в плену своей мечты. Об этом свидетельствует и внутренний монолог героя, и сон, «ему пригрезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев». Он готов сделаться любовником 87- летней старухи. И тут волей случая он оказался у дома графини. В окне он видит воспитанницу графини. «Эта минута решила его участь», - эта художественная деталь предельно лаконична. У Германна мгновенно возникает план: соблазнить девушку. Лиза явится средством достижения цели. И далее, мы знаем, письма его будут дышать страстью, но за этими горячими фразами – не любовь, а один холодный расчёт. Германн будет имитировать романтического героя, добиваясь свидания с Лизой. И мы убеждаемся, что и там, за карточным столом у Нарумова, была только романтическая поза.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
А.С.Пушкин рисует XVIII век, безжалостно выставляя порочность того круга, представительницей которого является графиня. Она высокомерна, эгоистична, бесконечные капризы графини заставляют её воспитанницу Елизавету Ивановну искать пути избавления от жизни приживалки в богатом доме.
Германн противопоставлен графине. Капризная барышня когда-то поверяет тайну карт своему возлюбленному, спасая его от карточного долга, бесчестия. Германн же – представитель века XIX – использует чувства воспитанницы графини с тем, чтобы осуществить свои мечты. Корысть, расчёт, эгоистическая холодность руководят его поступками. Но герои и сопоставлены. Графиня – источник порочной тайны. Ведь и она когда-то просила помощи у злых сил. Уходит из жизни графиня, с нею XVIII век. Век XIX – век денег.
ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ
А.С.Пушкин прибегает к фантастике неслучайно: это его оценка жизненных принципов человека, пренебрегшего понятиями человечности в погоне за своими идеалами независимости и покоя, переступившего через чувства, жизни других людей. Жажда денег так сильна, что Германн в азарте карточной игры забывает грань между жизнью реальной и ирреальной. Он начинает играть жизнями людей.