Конспект урока по литературе на тему Пиковая дама 9 класс

Урок литературы в 9-А классе по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
Тема урока. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Жанр, проблематика. Герои повести.
Цели урока.
1. Выяснить философско – нравственную проблематику произведения и авторское отношение к ней.
2. Формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения.
3. Совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия.
4. Выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев.
Оборудование: текст повести, карточки с заданиями для групповой работы, музыкальная запись фрагментов оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Ход урока
Что за красота, что за сила в его [ Пушкина] фантазии!
Недавно перечитал я его «Пиковую даму».
Вот фантазия!..
Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное
поражение.
Ф. М. Достоевский
I. Актуализация опорных знаний.
Расскажите, что вы знаете о Болдинской осени в творческой биографии А. С. Пушкина. (Учащиеся рассказывают о творчестве поэта в период второй Болдинской осени в октябре 1833 года).
Вступительное слово учителя.
В Болдине А. С. Пушкин написал «Пиковую даму» - типичную петербургскую повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.
Рассказ учащихся об истории создания повести (индивидуальное задание)
В жизни и творчестве Пушкина особое место занимает Болдино, родовое имение Пушкиных В 1830 году, с сентября по ноябрь поэт жил у Болдине. Эта осень стала для него необычайно плодотворной вошла в историю его творчества как Болдинская осень.
В октябре 1833 года поэт вновь приезжает в Болдино, проводит здесь месяц. И вновь к нему приходит вдохновение. Он пишет поэму «Анджело», переводит стихотворения Мицкевича. Именно в эту осень им написана великая поэма «Медный всадник», стихотворение «Осень».
В Болдине он написал «Пиковую даму». Он читал ее Нащокину и рассказывал, что она основана на подлинном факте. Девяностолетняя Наталья Петровна Голицына, современница Елизаветы, бывшая фрейлина пяти императриц однажды сообщила своему проигравшему внуку три карты, названные ей в молодые годы в Париже Сен – Жерменом. Внук поставил на них и выиграл. Дальнейшее развитие повести было уже вымышлено Пушкиным. Прототипами графини послужили Наталья Петровна Голицына и Наталья Кирилловна Загряжская. Повесть впервые была напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.
Отзывы современников и критиков о произведении (выступления учащихся).
В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».
А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.) : «герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».
П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».
В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».
Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [ Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Обратите внимание, что слова Ф. М. Достоевского взяты в качестве эпиграфа к уроку. Мы еще вернемся к ним.
III. Выход на проблему.
Мы видим, что современники по – разному относились к повести.
Противоречивы и отзывы критиков, как современных Пушкину, так и более поздних. А вам интересно было читать «Пиковую даму»?
Повесть написана почти 200 лет назад, но вызывает интерес у читателей разных времен и поколений. В чем же секрет «Пиковой дамы»? (Дети говорят, что в повести есть таинственность, необычность, фантастика, мистика).
Что еще должно быть в книге, чтобы она была интересной? (В ней должно говориться о том, что волнует читателей, что близко им.) Да, в «Пиковой даме» автор поднимает проблемы, которые были важны не только для людей его времени, но и для нас с вами. Наша цель - попытаться понять проблематику повести, ее жанровые особенности, понять героев Пушкина. (Цель формулируют учащиеся)
IV. Викторина «Назови героя»
Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь
«была сущею мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал»
«Он был скрытен и честолюбив имел сильные страсти и огненное воображение, ног твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки»
«Она не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости, строго следовала модам 70-х годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
1 группа. Образ Германна.
Какие «три верных карты» живут в душе Германна? (Расчет, умеренность, трудолюбие).
Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.
Запишите черты характера Германна. (Человек сильных страстей и огненного воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.)
Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)
Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным?
А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.

ЗЛОДЕЙ

ЖЕРТВА

1.

2.

3.


Германн - злодей или жертва?
1.

2.

3.


Выводы: В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.
2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.
Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?
Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.)
Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне?
Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину)
Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения)
Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.
А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.

ДА!

НЕТ!

1.

2.

3.


Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?
1.

2.

3.




Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.
3 группа. Образ графини.
Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?
В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе).
Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно. (Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к безумию).
Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.
ДА!

НЕТ!

1.

2.

3.


Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?
1.

2.

3.


Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - _________________________ (Проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства. Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
VI. Обобщение.
Мы поговорили о трех основных образах повести Пушкина. Они совершенно разные по общественному положению, по жизненным взглядам, принадлежат к разным поколениям. А можно ли увидеть в них что-то общее? Найдите это общее и обоснуйте свою точку зрения. (Все эти образы связаны с темой большого города с его пестрой социальной географией, с его противоречиями. Показано губительное действие денег: Германн становится преступником; Лиза, которая ради денег терпит издевательства старой графини, испытывает крушение всех своих надежд; графиня гибнет)
Дополните схему, отражающую взаимоотношения героев повести, связи между ними (показать стрелками связи). (Схема – на ИАД)
Германн


Томский Графиня


Лиза

Выявление жанровых особенностей произведения.
Выступление подготовленного ученика. Особенности прозы Пушкина (Точность и краткость, отсутствие изысканности и манерности, украшательства «блестящими выражениями». Проза «требует мысли и мысли»)
Давайте посмотрим, обладает ли этими особенностями «Пиковая дама».
1). Дать определения терминов повесть, сюжет, фабула, композиция. (слова записаны на доске)
2). Какова фабула повести Пушкина? (Рассказ об исключительном происшествии из жизни ничем не примечательного петербуржца, обернувшемся крахом надежд и гибелью героя).
3). На чем строится сюжет повести? (На том, как постепенно человек становится рабом идеи обогащения и как деградирует нравственно).
4). Определите элементы композиции произведения. Какова роль фантастики, мистики в повествовании?
5). Можно ли утверждать, что «Пиковая дама» - это психологическая драма? (Пушкин проницательно уловил порождаемые условиями большого города, новыми буржуазно – капиталистическими отношениями, вторгавшимися в русскую действительность психологические драмы, которые будут происходить в душах и судьбах молодых людей 19 века).
6). Какова роль детали в повествовании? Подтвердите примерами из текста. (Обратить внимание на прием сновидения). Какова роль сновидения в раскрытии идеи повести?
VIII. Прослушивание музыкального фрагмента – арии Германна из оперы П. И. Чайковского «Пиковая Дама».
Выступление ученика..
Баронесса Надежда Филипповна фон Мекк, почитательница таланта, друг П. И. Чайковского писала: «Пушкин и Чайковский! Как много в них общего: гениальность и простота, русская душа, гармония, божественная поэзия. Я была современником и другом русского гения, которого называют Пушкиным в музыке – Петра Ильича Чайковского.
Я была свидетельницей того, как оживил в музыке Петр Ильич героев «Пиковой дамы», озвучил их страсти, страдания. Петр Ильич вспоминал, что писал оперу с самозабвением и наслаждением: «Я испытывал в иных местах, например, в 4 картине (сцена в спальне графини) такой ужас, страх и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть этого. Какой еще приговор можно произнести злу, злодейству, убийству»
В понятие «Человек» Пушкин вкладывает глубокий смысл, предъявляет к нему самые высокие требования. Великие классики - поэт и композитор – мудро напоминают нам, что человек всегда должен быть Человеком, а значит чувствовать свою ответственность перед другими людьми. Пусть же источником вдохновения, глубоких раздумий и эстетического наслаждения станут для вас не подлежащие тлению творения А. С. Пушкина и П. И. Чайковского».
Прослушивание арии Германна из оперы «Пиковая дама».
IX. Рефлексия.
Обратимся к эпиграфу урока. Прочтите его. Сумели ли вы увидеть красоту и силу пушкинской фантазии? Приведите примеры. Что особенно вас поразило?
Слово учителя. Нас привлекли вечные вопросы о смысле жизни, и мы попытались разобраться в сложных судьбах героев повести. Мне бы хотелось обратить внимание на следующее. Жажда денег не делает Германна мелким. Он остается образом титаническим. Ведь зло, заключенное в нем и губящее его, - не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи. Германн – это своеобразный Мефистофель, только живший в другое время, когда люди сражались не на шпагах и не за честь, а за игральным столом за деньги и богатство. Дуэль сменилась карточным ограблением, хотя и с соблюдением правил игры.
Но зло всегда порождает зло. Так же, как преступление должно повлечь за собой наказание.
Вспомните слова Томского о том, что на совести Германна «по крайней мере три злодейства». Какие злодейства совершил Германн? ( Учащиеся называют поступок Германа по отношению к Лизе, убийство графини)
«Третье злодейство, которое Германн совершил, заключается в том, что он погубил себя, свою душу и совесть» - так писал наш современник, критик Г. Гуковский. Согласны ли вы с этим утверждением?
Можно ли в наши дни встретить таких германнов, ищущих свою счастливую карту или свою «потаенную лестницу» к богатству? Можете ли вы привести примеры? Как вы относитесь к таким людям? Заполните дискуссионную карту, приведя свои аргументу «за» и «против».
Вывод: в самой погоне за счастьем нет ничего худого, если только при этом не теряешь чести, живешь по правде и совести
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос № 1 (Итоговые вопросы на стр. 63 учебника).














Самоанализ урока


1. Место данного урока в системе уроков. Тип урока. Тип урока:  1) усвоение новых знаний;  2) формирование ключевых компетенций (умений и навыков);  3) обобщение и систематизация ЗУНов;  4) комбинированный.  2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. Образовательные задачи: усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков.  Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, идейно-политическое, физическое воспитание.  Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.  Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание.  Задачи развития когнитивных способностей (познавательных интересов и способностей).  3. Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников. Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.  4. Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности. Этапы урока:  1) тема, цели урока;  2) проверка ЗУНов, дом. задания;  3) изучение нового материала;  4) обобщение и систематизация знаний; закрепление;  5) проверка усвоения материала;  6) итоги урока;  7) домашнее задание.  5. Оценка содержания каждого этапа урока. Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.  6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность. Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:  1) словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;  2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;  3) практические – опыты, упражнения, трудовые задания;  4) индуктивные и дедуктивные;  5) репродуктивные или поисковые;  6) методы самостоятельной работы;  7) методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;  8) методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.






Д