Формирование умения работать с учебником в начальной школе.


«Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»
Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.
Сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставило перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.
Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это – лекции, деловые игры, различные формы программированного контроля, модульное и проектное обучение и т.д. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и, им же, деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.
«Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем».
Что такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой, прежде всего научной. Обе функции важны и характерны для всех классов.
Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие
учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.
Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.
В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.
Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению.  Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.
Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.  Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю, что одной из главных задач учителя начальных классов,  учителя-многопредметника  является формирование у детей: 
положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
желания работать с учебником;
приемов самостоятельной работы с материалами учебника.
.   Надо только учителю видеть:
все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника,
не использовать поверхностно материал учебника,
не игнорировать учебник,  не заменять его своим рассказом.
Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но  вполне осуществимый и доступный. 
Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.
Вывод:
Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к практическим, лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.
Важнейшие приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:
- чтение текста с выделением главных мыслей;
- чтение текста и составление плана прочитанного;
- составление ответа по составленному плану;
- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
- комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими):
-Что из прочитанного вам уже известно?- Что нового вы узнали?- Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте);
- устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); формирует умение отвечать кратко и четко;
- выписать новые термины и их определения ( важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
- записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
- заполнение таблиц;
- составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем (составление схем под руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме; озвучивание готовых схем учениками заполнение и озвучивание схем учениками;
- творческая работа с учебником - составление вопросов (вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... »;
- составление текстов с пропущенными словами;
- тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.
Нужно стараться, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Возьмите за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова, выражения. Это поможет не только лучшему пониманию текста, но и лучшему его запоминанию. Так что, уважаемые взрослые, спрашивайте у своих детей, все ли им понятно.
Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.
При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.
Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)
В качестве заключения еще раз хотелось бы отметить, что задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.