Сценарий литературно-музыкального Некрасовского фестиваля поэзии «На поклон к великому поэту» (в рамках празднования 195 летия со Дня рождения Н.А.Некрасова)
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
Сценарий литературно-музыкального Некрасовского фестиваля поэзии
«На поклон к великому поэту»
(в рамках празднования 195 летия со дня рождения Н.А.Некрасова)
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы З.Р.Надыршина.
2016-2017 учебный год
Ход мероприятия:
В зале звучат песни народные… слайд 1
Задачи:
- познакомить с эпизодами жизни и творчества Н.А. Некрасова;
- показать художественно-тематическое своеобразие его поэзии;
- развивать творческие способности учащихся, навыки самопознания;
- воспитывать чувство сострадания к обездоленным и чувство гражданского патриотизма.
слайд 2 +музыка
«Коробейники» (скрипка) слайд 3
Слайд 4+музыка сразу же
Выход ведущих слайд 5
1 ведущий
Вот молодец так молодец!
2 ведущий
Сыграла так, что дух захватывает, не перестают ученики нашей школы удивлять нас своим творчеством!
3 ведущий
Да, наша школа полна талантами, ведь у таких талантливых учителей должны быть достойные, креативные, творческие ученики.
4 ведущий
Ведь не всякий сможет исполнить в музыкальном стиле поэму «Коробейники» Н.А.Некрасова, только истинные ценители его творчества.
Все: Итак, Мы начинаем! Добрый день, дорогие друзья!
1 ведущий слайд 6
Мы приветствуем вас на нашем литературно-музыкальном Некрасовском фестивале поэзии. В эти дни в России проходят торжества по случаю юбилея, 195 летия со дня рождения выдающегося поэта, певца народа Н.А. Некрасова. Мы, учащиеся 6 «А» класса, так же хотим выразить любовь и уважение творчеству этого гениального человека.
2 ведущий слайд 7-8
Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.
слайд 9
3 ведущий
Но каждый человек видит своего Н.А.Некрасова, нежели другой, и может высказать то, что закрыто потаенной дверью от другого. Как ни наши учителя русского языка и литературы могут рассказать нам нечто большее о Н.А.Некрасове, открыть завесу тайн о нем. Внимание на экран….
( Интервью) слайд 10
4 ведущий
Сегодня и мы расскажем вам о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, окунемся в мир его завораживающих стихотворений о Родине, о любви, о народе, откроем для себя Некрасова – драматурга, чьи произведения проникают глубоко в душу каждого из нас.
3 ведущий слайд 11
“Если переехать в Ярославле Волгу и пойти прямо, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 верст, увидим деревню, начинающуюся столбом с надписью “Сельцо Грешнево, душ столько-то, господ Некрасовых”.
В этой деревне, в семье “господ Некрасовых” и провел свое детство будущий великий певец русского народа, его страданий, его духовной силы и красоты.
2 ведущий слайд 12
Отцом поэта был человек грубый, малообразованный. Крестьяне ненавидели его за жестокость, не любила его и семья. Из домашнего неуюта маленький Коля убегал в простор лугов и полей, вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, купался в реке, зимой катался с гор на санках.
Слайд 13
Став уже известным поэтом он не раз обращался к "детской" теме. С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.Ведущий 1. В этих произведениях картины детства - детских игр, беззаботных радостей или горестей.
3 ведущий слайд 14-15
Однажды Николай Алексеевич увидел голодного и оборванного школьника на пустынной проезжей дороге, и ему он напомнил Михаила Васильевича Ломоносова, великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.
Стихотворение «Школьник»
Ведущий
Поэт провел детство рядом с Волгой, очень любил ее. Слайд 16
Чтец
О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зорям,Когда еще все в мире спитИ смелый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной рекеИду на помощь к рыбакам,Катаюсь с ними в челноке,Брожу с ружьем по островам.То, как играющий зверок,С высокой кручи на песокСкачу по берегам рекиБегу, бросая камешки,И песню громкую поюПро удаль раннюю мою.
1 ведущий: слайд 17
Однажды он встретил бурлаков. Запряженные в лямки, они тянули вверх по реке баржу с товарами. Он побежал за ними по берегу и, когда бурлаки остановились на отдых, услышал, как один из них сказал, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика ужаснули эти слова. Он убежал домой. Но утром снова пришел на берег Волги. И здесь, “на берегу родной реки”, он впервые ясно понял, как жестоко и несправедливо устроена жизнь.
Чтец
О горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки,И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!
3 ведущий: слайд 18
Осенью 1832 года Николая увезли в Ярославль, в гимназию.
Там его все полюбили за живой и общительный характер, за умение интересно рассказывать разные истории. С 7 лет он писал стихи. К 15-ти годам их собралась целая тетрадка. Он мечтал о Петербурге, об университете, о том, чтобы печатать свои стихи. В 1838 году он уехал в Петербург. Город встретил его неласково. Где и как он жил первое время, неизвестно. В 16 лет он очутился в столице один, без знакомых, без денег, так как отец отказался ему помогать, узнав, что сын решил поступать в университет, а не в военную службу.
Вот как он об этом вспоминает…
Сценка «Отец и сын» слайд 19-20
“Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сом пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь”.
4 ведущий:
Об университете в таких условиях нечего было и мечтать, но Некрасов ходил на лекции вольнослушателем.
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился, – писал он позднее. Урывками он учился, потом всю жизнь завидовал действительно образованным людям. Полуголодный, часто больной, он брался а всякую работу: за несколько копеек писал где-нибудь на рынке крестьянам письма, прошения, сочинял афиши, переписывал для актеров роли.
Чтец
Праздник жизни – молодые годы -Я убил под тяжестью труда.И поэтом, баловнем свободы,Другом лени – не был никогда.
Слайд 21
Ведущий
По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 гола. Своё имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В.Г.Белинский, по словам поэта, обругал его.
Ведущий
Задумав издание собственного журнала, Некрасов со своим другом Панаевым купили “Современник”, основанный в свое время Пушкиным. Они стали публиковать произведения лучших писателей той поры: Тургенева, Гончарова, молодого Льва Толстого, стихи самого Некрасова, Это были правдивые стихи о народной жизни, о народном горе, написанные простым, понятным языком.
Ведущий
Начиная с 1855 года, наступил наивысший рассвет творчества Некрасова. Он стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то время сделалась влиятельной общественной силой в стране.
Ведущий
А когда вышло первое собрание стихотворений Некрасова книга имела громадный успех, царская цензура, испугавшись ее популярности запретила газетам и журналам печатать о ней хвалебные отзывы
4 ведущий: слайд 22
Мы знаем, что в своих произведениях поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, вспомним маму поэта, удивительную женщину, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.
Чтец
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Ведущий 1 слайд 23
Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.
“Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня”.
Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром. Отец Некрасова был жесток со всеми. Кроме своих охотничьих собак. И такая нежная, романтичная женщина в борьбе за души своих детей победила мужа- крепостника.
Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки –баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.
Ведущий 2
Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней.
Слайд 24+музыка
Повидайся со мною, родимая…- чтец
Ведущий 2
Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам и крестьянам
Слайд 25
«Кумушки» в исполнении чтеца
Слайд 26
Ведущий 3
Мы уже сказали, что Некрасов был не только поэтом, но и прозаиком. А ещё: он автор водевилей, фельетонов, пьес, сказок.
Ведущий 4
Предлагаем вашему вниманию сцену из пьесы «Шила в мешке не утаишь - девушки под замком не удержишь»
Слайд 27+музыка Сценка
Ведущий
Когда Россия узнала, что Некрасов тяжело болен, со всех ее концов стали приходить ему письма. У дверей квартиры постоянно стояла толпа, чтобы только услышать несколько слов о его здоровье.
Слайд 28+музыка
Ведущий
1877 года поэт скончался. Его хоронили в ясный морозный день. Газеты писали: “Петербург как будто проснулся раньше обычного, чтобы проводить поэта. Гроб всю дорогу несли на руках. За гробом шло множество людей, больше четырех тысяч:
студенты, писатели, трудящаяся молодежь, крестьяне. Было очень много венков: “От русских женщин”, “Некрасову – студенты”, “Певцу народного горя”.
Чтец слайд 29
Смолкли поэта уста благородные,Но ты оставил нам песни свободные,Ты научил нас не падать в борьбе -Вечная слава тебе!
Ты к нам приходишь через бездну лет.
По-прежнему язвительный и нежный,
Мятежный и трагический поэт.
Слайд 30+музыка
Ведущий
Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
1 ведущий.
Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.
Для вас звучит романс «Что ты жадно глядишь на дорогу» на стихи Н.А.Некрасова в исполнении ученицы 6 А класса Кондратьевой Марины
На последнем куплете выходят по двое слайд 31
Поклон общий
Слайд 32+музыка
Все: На этой музыкальной ноте наш фестиваль подошел к концу, до скорых встреч!